Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Н, судей Лопаткиной Н.А. и Капитанюк О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФКУЗ "МЧС МВД России по "адрес"", ФГКУ "Ногинский СЦ МЧС России" об оспаривании решения, заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав ФИО1 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУЗ "МЧС МВД России по "адрес"", ФГКУ "Ногинский СЦ МЧС России", в котором просил признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения; и обязать включить в реестр нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что ФИО1 в 1995 году окончил ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. ФИО6 Минздрава России, факультет "Лечебное дело". ФИО1 был призван в Г.А. "адрес", МЧС России - спасательный центра N. С 1995 года по 2008 год был в командировке в Чеченские Республики. В 2000 году получил служебное жилье по "адрес", где прожил 21 год. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в командировке в Сербии, ЗНО "Эмирком-Денайнинг" (МЧС России, Центр гуманитарного разминирования и специальных взрывных работ). С 03.2013 проходил службу ФГКУ СПСЧ ФПС по "адрес". ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 попал в дорожно-транспортное происшествие. ДД.ММ.ГГГГ был переведён в госпиталь МВД России, находился в коме 29 дней. ДД.ММ.ГГГГ решением ВКК было отстранен от военной службы связи с негодностью по болезни.
Ранее, истец обращался с заявлением о включении его в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также, во время прохождения службы истец обращался с рапортом о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищного помещения.
Решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ФКУЗ "МЧС МВД России по "адрес"", ФГКУ "Ногинский СЦ МЧС России" об оспаривании решения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности и необоснованности.
Заявитель указывает, что судами как на установленный факт, и основание для отказа в удовлетворении требований, указывается, что он не подал своевременно заявление на принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение, установив, что он был уволен с военной службы приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N-ВК досрочно в связи с невыполнением условий контракта. При этом делая вывод, о том, что на дату исключения его из списков личного состава части, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность военной службы составляет 12 лет 08 месяцев 15 дней, что не соответствует фактическим обстоятельства дела и представленным документам.
Так, судами обеих инстанции не дано какой-либо правовой оценки приобщенной в материалы дела выписки из приказа по личному составу, N-НС от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ФИО1 был уволен с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям п. 1 части 3 ст. 83 (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе).
При этом согласно данной выписки из приказа, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 18 лет 09 месяцев 10 дней, в льготном исчислении - 19 лет 01 месяц 13 дней. Выслуга лет для единовременного пособия при увольнении составляет - 18 лет.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 вышеуказанной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п.5. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:
сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
П. 13. Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:
норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16-16(2) настоящих Правил;
норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (ред. от 03.11, 2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно п.19 для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов:
а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил: справка об общей продолжительности военной службы (службы);
Кроме указанного, обращает внимание на то, что судами был не принят во внимание тот факт, что истец уволен с военной службы по состоянию здоровья, ввиду произошедшего ДД.ММ.ГГГГ дорожно-транспортного происшествия, в результате которого, ДД.ММ.ГГГГ он был переведён в госпиталь МВД России, где на протяжении 29 дней находился в коме, после чего, последовало долгое лечение и восстановление, после которого ДД.ММ.ГГГГ решением ВКК был отстранен от военной службы связи с негодностью по болезни, а в последующем уволен.
Таким образом, находясь в коме, а в последующем в тяжелом состоянии он не мог своевременно обратиться повторно с заявлением о принятии его как нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Ссылается, что обращал внимание суда на то, что ранее он несколько раз обращался с рапортом о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. По первому заявлению истцу было отказано, на основании наличия у него служебного помещения, что подтверждается ордером N.
О судьбе повторной подачи рапорта о включении в список нуждающихся ему неизвестно, при этом, не имея возможности самостоятельного получения данных документов стороной истца заявлялось ходатайство об истребовании личного дела с целью подтверждения факта обращения с соответствующим рапортом, однако требования суда в указанной части ответчиком игнорировались, дело не было представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Обращает, что внимание, что ответчиком удерживаются находящиеся у него доказательства, которые, не смотря на запросы суда, не были представлены в материалы дела.
Считает, что приведенные выше нарушения закона привели к нарушению прав истца, на справедливое, своевременное по объективное рассмотрение дела, и как следствие незаконную утрату возможности реализации прав военнослужащего на обеспечение его жилым помещением.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, имеются.
В силу требований, предусмотренных ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 11 ГПК РФ предусматривается, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Согласно положениям части 2 статьи 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 4).
Частью 4 статьи 198 ГПК РФ установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими.
Данные требования в силу ч. 1 ст. 328 ГПК РФ распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Между тем принятые по данному делу судебные постановления установленным законом требованиям не отвечают.
Разрешая спор, суд, применив к спорным правоотношениям положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "О статусе военнослужащих, п. 6, 11 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к выводу о том, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N-ВК, ФИО1 был досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с невыполнением условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службы"). Общая продолжительность военной службы ФИО1, как указал суд, в календарном исчислении по состоянию на дату исключения из списков личного состава части, т.е. ДД.ММ.ГГГГ составляла 12 лет 08 месяцев 15 дней.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку при выслуге менее двадцати лет и увольнении не по льготным основаниям право на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма по линии МЧС России у ФИО1 не возникло.
Истцом не было представлено доказательств приобретения им права на обеспечение жилым помещением, поскольку отсутствуют сведения о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, постановке на соответствующий учет.
Судебная коллегия ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда являются преждевременными, так как сделаны с существенным нарушением процессуального закона.
Вывод об отказе в удовлетворении исковых требований, с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мог быть сделан судами только на основе совокупности достоверных доказательств, однако к выводу о том, что общая продолжительность военной службы ФИО1, в календарном исчислении по состоянию на дату исключения из списков личного состава части, т.е. ДД.ММ.ГГГГ составляла 12 лет 08 месяцев 15 дней сделан на основе выписки из приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N-ВК, согласно которой, ФИО1 был досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с невыполнением условий контракта.
При этом в нарушение ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды не дали никакой оценки имеющейся в материалах дела выписке из приказа по личному составу N-НС от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.46, 47), согласно которому, ФИО1 был уволен с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям п. 1 части 3 ст. 83 (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе), выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 18 лет 09 месяцев 10 дней, в льготном исчислении - 19 лет 01 месяц 13 дней. Выслуга лет для единовременного пособия при увольнении составляет - 18 лет.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить имеющиеся противоречия в представленных в материалы дела доказательствах, дать оценку всем доводам и возражениям сторон, в том числе содержащимся в кассационной жалобе и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 25.05.2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16.04.2024 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.