Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Полякова Е.А., рассмотрев жалобу Папазяна Бориса Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 96 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края от 25 октября 2023 года, решение судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Папазяна Бориса Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением REF первая \h мирового судьи судебного участка N 96 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края от 25 октября 2023 года Папазян Б.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год и 6 месяцев.
Решением REF вторая \h судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 декабря 2023 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Папазян Б.В. просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Папазяна Б.В. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 12 августа 2023 года в 14 часов 30 минут около дома N "адрес" Краснодарского края водитель Папазян Б.В. управлял транспортным средством "Рено", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения: нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов, и не выполнил законного требования полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем нарушил требования пункта 2.3.2 Правил дорожного движения.
Указанный факт явился основанием для привлечения Папазяна Б.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, рассмотрев дело по жалобе Папазяна Б.В, с таким выводом мирового судьи согласился и оставил вынесенное им постановление без изменения.
Однако при рассмотрении дела судьей районного суда допущены существенные процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении 12 декабря 2023 года дела об административном правонарушении в отношении Папазяна Б.В. судьей районного суда соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, определением судьи районного суда от 27 ноября 2023 года дело об административном правонарушении в отношении Папазяна Б.В. принято к производству и назначено к рассмотрению на 12 декабря 2023 года в 14 часов 00 минут (л.д. 41).
12 декабря 2023 года судья Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Папазяна Б.В, оставив постановление мирового судьи без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Между тем, материалы настоящего дела не содержат сведений о надлежащем извещении Папазяна Б.В. о судебном заседании, назначенном на 12 декабря 2023 года.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Данных о том, что судьей районного суда предпринимались попытки известить Папазяна Б.В. о рассмотрении жалобы 12 декабря 2023 года способами, изложенными в пункте 6 названного постановления, позволяющих контролировать получение информации, связанной с извещением участвующих в деле лиц, в том числе СМС - оповещением, на которое Папазян Б.В. дал согласие (л.д. 4, 9), телефонограммой на имеющиеся номера телефонов, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о надлежащем извещении Папазяна Б.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не имеется.
В данном случае рассмотрение судьей районного суда дела об административном правонарушении в отсутствие Папазяна Б.В, не извещенного надлежащим образом о судебном заседании, лишило заявителя возможности воспользоваться предоставленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальными правами, в том числе, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств дела и повлекло за собой существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из правовой позиции, выраженной в абзаце 8 пункта 14 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
При таких обстоятельствах решение судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 декабря 2023 года, вынесенное в отношении Папазяна Б.В. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, дело - возвращению в Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края на новое рассмотрение жалобы на постановление мирового судьи.
При новом рассмотрении судье районного суда следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение REF вторая \h судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Папазяна Бориса Владимировича отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края на новое рассмотрение жалобы Папазяна Бориса Владимировича на постановление REF первая \h мирового судьи судебного участка N 96 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края от 25 октября 2023 года
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Е.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение районного суда, признав, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены процессуальные нормы, в частности, не было надлежащего извещения лица о времени и месте судебного заседания. Это лишило его возможности защитить свои права и повлияло на объективность рассмотрения дела. Дело направлено на новое рассмотрение.