Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев жалобу Колган Ольги Сергеевны на вступившие в законную силу постановление судьи Сакского районного суда Республики Крым от 7 ноября 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 16 января 2024 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Колган Ольги Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сакского районного суда Республики Крым от 7 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 16 января 2024 года, ИП Колган О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, Колган О.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся в её отношении по настоящему делу судебных актов и прекращении производства по делу, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на её осуществление, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до пятнадцати суток.
Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) потребительским кредитом (займом) признаются денежные средства, предоставленные кредитором заёмщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования; профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов признается деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определённых федеральными законами об их деятельности (статья 4 Закона N 353-ФЗ).
Законодательно определён исчерпывающий круг лиц, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).
К числу таких организаций относятся микрофинансовые организации (статья 3 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"), кредитные кооперативы (статья 4 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"), ломбарды (статья 2 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах") и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (пункт 15 статьи 40.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").
Пунктом 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном данным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 2.6 Закона N 196-ФЗ юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращённое фирменное наименование ломбарда должны содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП Колган О.С. является торговля розничная одеждой в специализированных магазинах, а также дополнительными видами деятельности - торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах, торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах, торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах и пр. (л.д.43-48).
К числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, ИП Колган О.С. не относится, сведения о ней в государственный реестр ломбардов не внесены.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ проведена прокурорская проверка соблюдения требований законодательства о микрофинансовой деятельности, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при осуществлении деятельности ИП ФИО1 в комиссионном магазине ДД.ММ.ГГГГ" по адресу: "адрес".
В ходе проверки выявлен факт осуществления ИП Колган О.С. по указанному адресу деятельности по предоставлению краткосрочных займов физическим лицам под залог принадлежащего им движимого имущества на условиях возвратности, платности, срочности с целью извлечения прибыли при отсутствии права на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Приведённые обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя Сакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.1-8); решением заместителя Сакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ N о проведении проверки в отношении ИП Колган О.С. (л.д.9); объяснениями ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.19-34); копией договора комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Сак-0055185 (л.д.35); копией расходного кассового ордера (л.д.36); копией договора комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Сак-0054591 (л.д.37); копией расходного кассового ордера (л.д.38); копией договора комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Сак- N (л.д.39); копией договора комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Сак-0054536 (л.д.40); выпиской из ЕГРИП на ИП Колган О.С. от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.43-48), а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление деятельности по предоставлению денежных средств под залог движимого имущества на условиях возвратности, платности, срочности, с целью извлечения прибыли лицом, не имеющим права заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов, является нарушением требований Законов N 196-ФЗ и N 353-ФЗ и влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП Колган О.С. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия ИП Колган О.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного кодекса.
Вопреки утверждениям заявителя постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заместителем Сакского межрайонного прокуратура Республики Крым ФИО4 с соблюдением требований статей 28, 4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и при наличии сведений о надлежащем извещении Колган О.С. о времени и месте составления постановления (л.д.49, 50-52, 53-54), копия постановления направлена последней в установленный срок и порядке (л.д.55, 56-59).
Довод жалобы о том, что предпринимательскую деятельность, связанную с получением дохода от сделок по предоставлению потребительских или иных займов под залог движимого имущества ИП Колган О.С. не осуществляет, поскольку её деятельность связана с хранением имущества поклажедателя за вознаграждение на основании договоров комиссии, которые не содержат признаков договора займа, не нашёл своего подтверждения в ходе производства по делу.
Проанализировав условия заключённых ИП Колган О.С. договоров, положения статей 886, 896 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 5, 7, 9 Закона N 196-ФЗ, а также совокупность перечисленных выше доказательств, в числе которых письменные объяснения товароведа-оценщика ФИО5, подтвердившего, что гражданам выдаются краткосрочные займы под залог ювелирных изделий, судебные инстанции признали, что фактически ИП Колган О.С. осуществляется профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов под залог движимого имущества при отсутствии права на её осуществление.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что заключённые с физическими лицами договоры комиссии фактически являются договорами займа, обеспеченными залогом имущества, денежные средства передаются непосредственно при заключении договоров, их существенные условия содержат существенные условия договора займа (сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу, сумма вознаграждения, срок предоставления займа), следовательно, ИП Колган О.С. осуществляется профессиональная деятельность по предоставлению займов под залог движимого имущества при отсутствии права на её осуществление, поскольку к числу субъектов, имеющих право осуществлять такого рода деятельность, ИП Колган О.С. не относится.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Правила подсудности при рассмотрении дела судьёй районного суда соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 14.56 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Сакского районного суда Республики Крым от 7 ноября 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 16 января 2024 года, вынесенные в отношении ИП Колган О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Колган О.С. - без удовлетворения.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов без соответствующего разрешения. Судебные инстанции установили, что фактически предпринимательская деятельность заключалась в выдаче займов под залог движимого имущества, что нарушает требования законодательства о микрофинансовой деятельности. Жалоба предпринимателя была отклонена.