Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2024г., вынесенное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Таштыпская районная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Таштыпская РБ", Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 16 января 2024г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ РХ "Таштыпская РБ", прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2024г. постановление отменено, дело направлено в Абаканский городской суд Республики Хакасия на стадию принятия к производству.
Постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 апреля 2024г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ РХ "Таштыпская РБ", прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, главный врач ГБУЗ РХ "Таштыпская РБ" Чудаан-оол Р.М. просит решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2024г. отменить, приводя доводы о его незаконности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Хакасия усмотрел в действиях юридического лица ГБУЗ РХ "Таштыпская РБ" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в связи с чем в отношении данного юридического лица 20.12.2023 составлен протокол об административном правонарушении N22/23, согласно которому выявлены нарушения требований ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", п.2.2. критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 N203н, приказа Минздрава России от 31.07.2020 N785н "Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".
Протокол с материалами дела направлен в Таштыпский районный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении ГБУЗ РХ "Таштыпская РБ" к административной ответственности.
При рассмотрении дела судья Таштыпского районного суда Республики Хакасия пришел к выводу об истечением срока давности привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения дела и прекратил производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами судьи Таштыпского районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет девяносто календарных дней.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вопреки доводам жалобы допущенные Учреждением грубые нарушения лицензионных требований образуют объективную сторону длящегося административного правонарушения, выявленного по результатам проведенной проверки. Акт проверки составлен 19.12.2023г.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исчисляемый с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истек на момент вынесения судьей районного суда 16 января 2024г. постановления о прекращении производства по делу.
Таким образом, постановление Таштыпского районного суда Республики Хакасия является незаконным и подлежит отмене.
Вместе с тем, отменяя указанное постановление Верховный Суд Республики Хакасия указал, что при рассмотрении дела нарушена подсудность, в связи с чем направил дело в Абаканский городской суд Республики Хакасия, который 25.04.2024 года рассмотрел дело по существу.
Такие судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623-О-П, от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Из материалов дела усматривается, что адрес места совершения административного правонарушения: Республика Хакасия, Таштыпский район, с.Таштып, ул.Мечникова, 1а, относится к подсудности Таштыпского районного суда.
С учетом изложенного, решение Верховного Суда Республики Хакасия об отмене постановления Таштыпского районного суда и направлении дела на новое рассмотрение Абаканский городской суд принято с нарушением правил подсудности и не может быть признано законным.
Соответственно, настоящее дело было рассмотрено Абаканским городским судом с нарушением правил подсудности.
При изложенных обстоятельствах постановление Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 16 января 2024г, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2024г, постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 апреля 2024г, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Таштыпская районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу главного врача ГБУЗ РХ "Таштыпская РБ" Чудаан-оол Р.М. удовлетворить частично.
Постановление Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 16 января 2024г, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2024г, постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 апреля 2024г, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Таштыпская районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что действия медицинского учреждения, нарушившего лицензионные требования, образуют состав административного правонарушения. Однако, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, производство по делу подлежит прекращению. Судебные акты, вынесенные в отношении учреждения, были отменены как незаконные.