Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу защитник ООО "Лесное" Безугляк В.В. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 сентября 2023г, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае от 19 октября 2023г, решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 января 2024г, решение судьи Алтайского краевого суда от 24 апреля 2024г, вынесенные в отношении ООО "Лесное", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27, ч.1 ст. 8.31, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 сентября 2023г, оставленным без изменения решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 19 октября 2023г, ООО "Лесное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27, ч.1 ст. 8.31, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 января 2024г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 24 апреля 2024г, постановление и решение должностных лиц изменены, снижен размер назначенного административного штрафа до 300 000 рублей. В остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе защитник ООО "Лсеное" Безугляк В.В. просит об отмене постановления и решений, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В силу ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностными лицами и судебными инстанциями, что 23.05.2023г в результате заключительного осмотра лесосеках в лесном участке в квартале N, выделе N1 Кузнецовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 8, площадью 14, 4 га, вид рубки ГВР, год рубки 2022 установлено, что при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание; в лесном участке в квартале N, выделе N7, Кузнецовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N3, площадью 0, 3 га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны; лесном участке в квартале N N выделе N13 Кузнецовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N4, площадью 1, 7 га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены усохшие деревья и с неудовлетворительным качеством ствола и кроны; в лесном участке в квартале N N выделе N20 Кузнецовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N5, площадью 2, 7 га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены усохшие деревья и с неудовлетворительным качеством ствола и кроны. При сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание; в лесном участке в квартале N N, выделе N 31 Кузнецовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N7, площадью 1, 2 га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении работ ухода за лесом в лесосеке не вырублены усохшие деревья и с неудовлетворительным качеством ствола и кроны.
На территории допущено загрязнение отходами потребления; в лесном участке в квартале N, выделе N 52 Кузнецовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека N 19, площадью 2, 1 га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены усохшие деревья и с неудовлетворительным качеством ствола и кроны. При сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание.
ООО "Лесное" использовало лесные участки в 2022г для заготовки древесины на основании договора N N аренды лесного участка для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства от 17.12.2008 в соответствии с Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, лесной декларацией.
При использовании лесных участков для заготовки древесины в квартале N N выделе N1 лесосеке N8, квартале N выделе N7 лесосеке N3, квартале N выделе N13 лесосеке N4, квартале N выделе N20 лесосеке N5, квартале N выделе N31 лесосеке N7, квартале N выделе N 52 лесосеке N19 Кузнецовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края, ООО "Лесное" допустило нарушение Правил ухода за лесами, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил отвода и таксации лесосек, Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Изложенной явилось основанием для привлечения ООО "Лесное" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27, ч.1 ст. 8.31, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколами по делам об административных правонарушения, извещением общества о проведении осмотра лесосек, актами осмотра лесосек с фотоматериалом, технологическими картами лесосечных работ, договором аренды лесного участка, выпиской из ЕГРЮЛ, служебной запиской, иными доказательствами, получившим оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностные лица и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, в том числе о возбуждении дела об административном правонарушении без проведения в установленном порядке проверки на основании требований Федерального закона N 248-ФЗ от 31.07.2020г, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих актах, оснований не согласиться с которыми при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
Из мае риалов дела следует, что какой-либо проверки по настоящему делу не назначалось и не проводилось, нарушения выявлены в результате осмотра лесных участков, в связи с чем должностным лицом составлены протоколы по делам об административных правонарушениях.
Факт выявленных нарушений зафиксирован в соответствующих актах, в присутствии заместителя начальника ЛХУ Кузнецовского участка ООО "Лесное", который указал, что с правонарушениями он не согласен, однако каких-либо доказательств, опровергающих выявленные нарушения, при рассмотрении дела представлено не было.
Вопреки доводам жалобы, обществу не вменялось нарушение требований ч.1 ст. 98.2 Лесного кодекса РФ, в связи с чем доводы жалобы в указанной части правового значения не имеют.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностными лицами и судебными инстанциями обстоятельств, а также толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
По своей сути доводы жалобы основаны на субъективном толковании действующего законодательства, являются неправильными, не влияют на правильность принятых по делу решений.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу с учетом конкретных обстоятельств дела, имущественного и финансового положения общества, в размере ниже низшего предела предусмотренного санкцией ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 сентября 2023г, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае от 19 октября 2023г, решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 января 2024г, решение судьи Алтайского краевого суда от 24 апреля 2024г, вынесенные в отношении ООО "Лесное", по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.27, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Лесное" Безугляк В.В. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что общество допустило нарушения правил ухода за лесами, санитарной безопасности и пожарной безопасности, что стало основанием для привлечения его к административной ответственности. Размер штрафа был снижен с 600 000 до 300 000 рублей. Жалоба защитника на отмену решений оставлена без удовлетворения, так как доказательства нарушений были подтверждены.