Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника администрации г. Барнаула Алтайского края Завьяловой А.А., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Алтайскому краю ГМУ ФССП России от 11 декабря 2023 г., решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 февраля 2024 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 17 апреля 2024 г., вынесенные в отношении администрации г. Барнаула Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Алтайскому краю ГМУ ФССП России от 11 декабря 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 февраля 2024 г. и решением судьи Алтайского краевого суда от 17 апреля 2024 г, администрация г. Барнаула Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе защитник администрации г. Барнаула Алтайского края Завьялова А.А. просит указанные выше судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что исполнительное производство возбуждено 11 сентября 2012 г. в отношении должника - администрации города Барнаула на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Барнаула Алтайского края 16 августа 2012 г. на основании решения указанного суда от 15 мая 2012 г, вступившего в законную силу 21 июня 2012 г, о возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию по устройству капитальной ливневой канализации в микрорайоне, расположенном в границах от "адрес", с учетом расчетов количества собираемых вод в водоотводное устройство и его пропускной способности, осуществлению строительства капитальной ливневой канализации в границах указанного микрорайона.
Копия постановления вручена должнику 20 сентября 2012 г.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлениями судебного пристава-исполнителя от 19 октября 2012 г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 31 декабря 2012 г.
Впоследствии постановлениями от 14 января, 13 марта, 19 июня, 3 октября 2013 г, 4 февраля, 12 июля 2014 г, 25 февраля, 22 октября 2015 г, 12 мая 2016 г, 31 июля 2017 г, 2 марта, 24 сентября 2018 г, 18 марта, 2 сентября, 17 декабря 2019 г, 5 марта, 15 мая, 20 ноября 2020 г, 3 июня 2021 г, 25 января 2022 г. должнику устанавливались новые сроки исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 25 июня 2013 г, вступившим в законную силу 6 ноября 2013 г, администрация г. Барнаула Алтайского края признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (штраф был оплачен 6 декабря 2013 г.).
Постановлениями начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 11 июля 2014 г, от 16 октября 2015 г, от 12 мая 2016 г, от 31 марта 2017 г, от 2 марта 2018 г, вступившим в законную силу 13 июля 2018 г. (административный штраф оплачен 11 сентября 2018 г.) администрация г. Барнаула Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП от 21 января 2022 г. администрация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (вступило в законную силу 21 сентября 2022 г, административный штраф оплачен 12 октября 2022 г.).
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 24 октября 2022 г. администрация г. Барнаула Алтайского края была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Указанное постановление вступило в законную силу 24 мая 2023 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 4 мая 2023 г. должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 6 ноября 2023 г. Копия постановления вручена должнику 5 мая 2023 г.
Во вновь установленный срок требования исполнительного документа не исполнены, что следует из ответа администрации от 4 декабря 2023 г.
Таким образом, администрация г. Барнаула Алтайского края не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем (до 6 ноября 2023 г.) после наложения административного штрафа постановлением от 24 октября 2022 г, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В связи с чем, 11 декабря 2023 г. постановлением врио начальника отдела - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Алтайскому краю ГМУ ФССП России администрация г. Барнаула Алтайского края привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность администрации подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, исполнительным листом, вышеуказанными постановлениями судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора, об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, письмом администрации от 4 декабря 2023 г, актом об обнаружении признаков правонарушения от 29 ноября 2023 г. и иными доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия администрации квалифицированы по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего отношения, связанные с исполнительным производством.
Обстоятельств, препятствующих исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что администрация г. Барнаула Алтайского края имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о нецелесообразности исполнения решения суда с учетом градостроительной ситуации не имеют правового значения для данного дела об административном правонарушении. Доказательств наличия объективных препятствий технического характера к началу работ по проектированию ливневой канализации в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, должником не представлено. Из материалов дела следует, что с момента вынесения судебного решения в 2012 году и до настоящего времени администрацией не разработана проектно-сметная документация по устройству капитальной ливневой канализации в микрорайоне, расположенном в границах от "адрес", с учетом расчетов количества собираемых вод в водоотводное устройство и его пропускной способности.
Направление в Министерство транспорта Алтайского края предложений по финансированию исполнительных производств и информации о потребностях органов местного самоуправления в денежных средствах для исполнения решений судов, депутату Государственной Думы Федерального Собрания и Правительство Алтайского края инициативных писем о выделении межбюджетных трансфертов, включении в краевую адресную программу мероприятий по строительству в г. Барнауле Алтайского края ливневых коллекторов, ливневых канализаций и очистительных сооружений не свидетельствует о принятии должником всех возможных исчерпывающих и реальных мер к совершению соответствующих действий, направленных на исполнение судебного решения, в том числе, связанных с получением необходимого финансирования, разработкой проектно-сметной документации.
Доводы жалобы о том, что постановление не соответствует принципам юридической ответственности, в том числе принципу недопустимости повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, являются необоснованными, поскольку решением суда возложена обязанность в том числе на администрацию г. Барнаула Алтайского края разработать проектно-сметную документацию по устройству капитальной ливневой канализации в микрорайоне с учетом расчетов количества собираемых вод в водоотводное устройство и его пропускной способности, осуществлению строительства капитальной ливневой канализации в границах указанного микрорайона.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации г. Барнаула Алтайского края объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями с соблюдением требований статей 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Алтайскому краю ГМУ ФССП России от 11 декабря 2023 г, решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 февраля 2024 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 17 апреля 2024 г, вынесенные в отношении администрации г. Барнаула Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Барнаула Алтайского края Завьяловой А.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал администрацию города виновной в неисполнении требований исполнительного документа о разработке проектно-сметной документации по ливневой канализации, что повлекло наложение административного штрафа. Жалоба защитника на законность судебных актов отклонена, так как доводы о наличии объективных препятствий не подтвердились, а меры по исполнению решения не были приняты.