Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 апреля 2009 г. N Ф04-1739/2009(3134-А75-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ТЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) о признании недействительным решения от 14.05.2008 по делу N 02-58/2008 о признании действий ОАО "ТЭК" нарушающими пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), и предписания от 14.05.2008 N 41 по делу N 02-58/2008 о прекращении ОАО "ТЭК" нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также о расторжении договора купли-продажи электрической энергии от 15.12.2007 N 22/111/357, заключенного с Управлением судебного департамента по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Определением от 07.06.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "НЭСКО", ОАО "Городские электрические сети" и Управление судебного департамента по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
Решением от 25.08.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовская энергосбытовая компания" (далее - ООО "НЭСКО") просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ТЭК" отклонило доводы кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители ОАО "НЭСКО" и ОАО "ТЭК" поддержали свои доводы и возражения по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ООО "НЭСКО" и Управлением судебного департамента по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре был заключен договор на электроснабжение от 01.01.2005 N 236, согласно которому ООО "НЭСКО" приняло на себя обязательства подавать Управлению судебного департамента по ХМАО электрическую энергию.
В установленном законом порядке ООО "НЭСКО" в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоен статус гарантирующего поставщика.
Границы зоны деятельности ООО "НЭСКО" в качестве гарантирующего поставщика установлены в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации ОАО "Городские электрические сети". К электрическим сетям "Городская электрическая сеть" присоединены электроустановки потребителя (Управления судебного департамента по ХМАО).
Управление судебного департамента по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре уведомило ООО "НЭСКО" о расторжении договора на электроснабжение от 01.01.2005 N 236, в связи с заключением единого договора по структурным подразделениям на 2008 год с ОАО "ТЭК".
ОАО "ТЭК" и Управление судебного департамента по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 15.12.2007 заключили договор купли-продажи электрической энергии N 22/111/357.
Считая, что действия ОАО "ТЭК" нарушают антимонопольное законодательство, ООО "НЭСКО" обратилось в Управление с заявлением о нарушении ОАО "ТЭК" антимонопольного законодательства Российской Федерации, в части неправомерности заключения договора купли-продажи электрической энергии от 15.12.2007 N 22/111/357 между ОАО "ТЭК" и Управлением судебного департамента по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, на основании которого 28.03.2008 в отношении ОАО "ТЭК" возбуждено дело N 02-58/2008 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено решение от 14.05.2008, которым действия ОАО "ТЭК" признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, и выдано предписание от 14.05.2008 N 41 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, которым ОАО "ТЭК" было предписано: прекратить нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; расторгнуть договор купли-продажи электрической энергии от 15.12.2007 N 22/111/357, заключенный с Управлением судебного департамента; о выполнении предписания сообщить в Управление до 17.06.2008 с представлением необходимых документов.
Полагая, что данные решение и предписание Управления нарушают права и законные интересы ОАО "ТЭК", последнее обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требований заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе, производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
Основы организации розничных рынков определены в статье 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, часть 1 которой относит к субъектам розничных рынков, в том числе, потребителей электрической энергии и поставщиков электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона).
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.
Основными положениями функционирования розничных рынков, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, предусматриваются: правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров; при этом отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации, допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков; в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков; на территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков (часть 3 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
Статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ об электроэнергетике предусмотрено, что гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Данный поставщик обладает специальным статусом, который характеризуется определенными особенностями. Так, для каждого гарантирующего поставщика устанавливаются определенные зоны деятельности, в пределах которых он может осуществлять свою деятельность. В границах деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.
Таким образом, обеспечивается отсутствие конкуренции между гарантирующими поставщиками. Кроме того, в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ установлено, что гарантирующим поставщикам не могут быть предоставлены преимущества по отношению к другим энергосбытовым организациям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, связанных с необходимостью обеспечения гарантирующих поставщиков в объеме принятых ими обязательств по поставкам электрической энергии и мощности. Однако указанные преимущества не могут ограничивать права других хозяйствующих субъектов по заключению договоров по энергоснабжению на соответствующей территории с учетом соблюдения установленных законодательством требований.
Согласно пункту 55 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 (далее - Правила), границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктами "б", "в" и "г" пункта 36 настоящих Правил и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. Если электрические сети расположены на территории более чем одного субъекта Российской Федерации, такие зоны деятельности устанавливаются в каждом из соответствующих субъектов Российской Федерации, но не более одной в каждом из субъектов Российской Федерации.
Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 настоящих Правил.
Решением Региональной энергетической комиссии от 07.07.2007 N 44 "О согласовании зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа" согласованы границы деятельности в качестве гарантирующих поставщиков электрической энергии.
Согласно указанному решению ООО "НЭСКО" и ОАО "ТЭК" являются гарантирующими поставщиками на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Зона деятельности ООО "НЭСКО" определяется границами балансовой принадлежности ОАО "Городские электрические сети". Зона деятельности ОАО "ТЭК" определяется по административным границам Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков, в частности ООО "НЭСКО".
Так как границы ООО "НЭСКО" определены как балансовая принадлежность к ОАО "Городские электрические сети", то ОАО "ТЭК" в границах зоны деятельности ООО "НЭСКО" как гарантирующего поставщика, вправе продавать электрическую энергию в границе зоны деятельности ООО "НЭСКО" только как энергосбытовая организация.
ОАО "ТЭК" является субъектом оптового рынка, весь объем электрической энергии покупает на оптовом рынке и имеет право распоряжаться этой энергией. Доказательств того, что ОАО "ТЭК" не имеет возможности выступать в качестве энергосбытовой организации в зоне деятельности гарантирующего поставщика ООО "НЭСКО" не представлено.
Таким образом, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.08.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 29.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3583/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2009 г. N Ф04-1739/2009(3134-А75-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании