Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Улан - Удэ Республики Бурятия, поданную 21 мая 2024 г, на решение Советского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 12 июля 2023 г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 декабря 2023 г, по административному делу N 2а-2362/2023 по административному исковому заявлению прокурора Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации г. Улан - Удэ Республики Бурятия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя администрации г. Улан - Удэ Республики Бурятия Балачук С.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Самойлова А.А, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы с учетом доводов, изложенных в возражения,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд г. Улан -Удэ Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Улан- Удэ, выразившееся в непринятии мер по формированию маневренного жилищного фонда, о возложении обязанности сформировать и поддерживать маневренный жилищный фонд в количестве жилых помещений, необходимом для обеспечения ими граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья.
В обоснование требований указано, постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2019 N 170 утверждена Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, на период 2019 - 2024 годы. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 13.09.2019 N 287 утверждена Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Улан-Удэ, признанного таковым до 01.01. 2017 года". В рамках реализации данных программ в городе Улан-Удэ переселению подлежит 3361 человек из 980 жилых помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания. Созданный на территории города маневренный жилищный фонд включает 7 жилых помещений, что не может обеспечить соблюдение жилищных прав граждан с учетом имеющегося на территории города аварийного жилья и количества проживающих в нем лиц. Указано, что оспариваемое бездействие по непринятию мер по формированию маневренного жилищного фонда в количестве жилых помещений, необходимом для удовлетворения имеющейся потребности, противоречит закону и создает угрозу нарушения прав граждан г. Улан-Удэ.
Решением Советского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 12.07.2023, признано незаконным бездействие Администрации г. Улан-Удэ, выразившееся в непринятии мер к формированию маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда; на администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность сформировать и поддерживать маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда.
Дополнительным решением Советского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 05.09.2023 установлен срок для формирования и поддержания маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда - в течения 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13.12.2023, решение Советского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 12.07.2023 изменено путем дополнения в третьем абзаце резолютивной части после слова "сформировать" словами "до 31.12.2024". В остальной части решение суда оставлено без изменения. Дополнительное решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 05.09.2023 отменено.
В кассационной жалобе администрации г. Улан - Удэ Республики Бурятия ставят вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении обстоятельств по делу, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают на необоснованности выводов судов о недостаточности жилых помещений маневренного фонда относительно количества аварийного жилья на территории города, как противоречащих нормам жилищного законодательства. Настаивают, что мероприятия по переселению носят плановый характер, реализуются в установленные законом и Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, и не требуют немедленного переселения граждан, нормативными актами не установлена обязанность предоставления жилых помещений маневренного жилищного фонда гражданам, жилые дома которых признаны аварийными. Указывают, что предоставление маневренного жилищного фонда нуждающимся гражданам является исключительной, но не единственной мерой, в случаях необходимости незамедлительного переселения граждан в виду, в том числе, угрозы обрушения дома, проживание в котором опасно для жизни и здоровья для граждан. Необоснованной полагают, ссылку судов на обстоятельства выделения субсидии в рамках Постановления Правительства Республики Бурятия от 10.02.2023 N 71 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, связанных с решением социально значимых вопросов местного значения по оказанию мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и проживание в которых представляет опасность для жизни и здоровья граждан в связи с угрозой обрушения здания и введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", поскольку, по мнению заявителя, создание маневренного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия Программы, которой установлены сроки и определены способы переселения, а само наличие Программы не может свидетельствовать о недостаточности сформированного маневренного фонда, и соответственно, являться основанием для удовлетворения исковых требований.
Судами не определено в каком количестве жилых помещений маневренный жилищный фонд будет считаться сформированным, что влечет невозможность исполнения решения. Решение суда об обязании создать маневренный фонд в необходимом количестве не только нарушает права муниципального образования на самостоятельность в решении вопросов местного значения, в том числе по решению вопроса необходимого количества маневренного жилищного фонда, исходя из потребности в таком фонде, экономической целесообразности и разумности его формирования и содержания за счет средств местного бюджета, является вмешательством в самостоятельную деятельность органов местного самоуправления, но и не соответствует закону, поскольку отсутствует закон, обязывающий органы местного самоуправления создать маневренный жилищный фонд в количестве необходимом для обеспечения ими граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В силу пунктов 3, 6, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно пунктам 1, 4, 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Из положений статьи 95 ЖК РФ следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 4, 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила), жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. м. жилой площади на 1 человека.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04. 2019 N 170 утверждена Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 01.01.2017, на период 2019 - 2024 годов (далее также - Республиканская программа), рамках которой планируется переселить 6 948 человек по всей республике, ликвидировать 98 420, 80 кв.м. аварийного жилищного фонда.
В реализации Республиканской программы принимает участие, в том числе муниципальное образование "Город Улан-Удэ".
В качестве одного из способов переселения предусматриваются приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 13.09.2019 N 287 утверждена Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Улан-Удэ, признанного таковым до 01.01.2017" (далее также - Муниципальная программа).
Согласно Муниципальной программе (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) поэтапному расселению подлежат 980 жилых помещений, в которых проживает 3361 человек.
Судами установлено и следует из материалов дела, 17.04.2023 в городе Улан- Удэ в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасности жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", введен режим повышенной готовности, в рамках которого организованы работы по освобождению жилых и нежилых помещений указанного дома в связи с неудовлетворительным техническим состоянием и возможностью его обрушения. Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г. Улан-Удэ принято решение подготовить пункт временного размещения для жителей указанного дома на базе МАУ ДО ДООЦ "Березка", расположенного по адресу: "адрес".
20.06.2023 Советским районным судом г. Улан-Удэ постановлено решение по иску прокурора о возложении на Администрацию г. Улан-Удэ обязанности принять решение об изъятии жилых помещений в аварийном доме по адресу: "адрес".
Другими решениями того же суда от 18.10.2023 и 19.10.2023 признаны незаконными распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 21.08. и 08.11.2019 в части установления сроков расселения жильцов признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов по адресу: "адрес", и "адрес" (до конца 2028 и 2029 годов соответственно); районный суд установилновые сроки расселения жильцов домов - до конца 2024 года.
Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28.12.2022 по иску Администрации г. Улан-Удэ Шапова З.А. выселена из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" А, с предоставлением жилого помещения маневренного жилищного фонда - "адрес"
11.12.2023 Советским районным судом г. Улан-Удэ принято решение по иску Администрации г. Улан-Удэ о выселении ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 из жилого помещения по адресу: "адрес"5 в жилые помещения маневренного жилищного фонда, расположенные по адресу: "адрес"
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь указанным выше нормами материального права, установив, что созданный Администрацией г. Улан-Удэ на территории города маневренный жилищный фонд включает всего семь жилых помещений, расположенных по "адрес" пять из которых заняты гражданами, чьи дома признаны аварийными и подлежащими сносу, вместе с тем, по состоянию на 05.05.2023 квартира N N, состоящая из комнаты N, площадью 23 кв.м, комнаты N, площадью 12, 1 кв.м, была свободна; по состоянию на 14.11.2023 свободны две квартиры - N N (комнаты N и N N (комната N N), что подтверждаются информацией, представленной Управлением по работе с населением Администрации г. Улан-Удэ информацией, в письмах от 05.05. и 14.11.2023, пришел к выводу о допущенном Администрацией г. Улан-Удэ бездействии, выразившимся в непринятии своевременных и необходимых мер для создания маневренного жилищного фонда в нужном количестве жилых помещений в целях устранения угрозы нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК РФ, возложив на административного ответчика обязанность сформировать маневренный жилищный фонд в количестве жилых помещений, необходимом для обеспечения ими граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда; поддерживать его в надлежащем состоянии.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, проверяя законность решения, с выводами суда согласилась, полагая необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности, что явилось основанием для изменения решения суда. Доводы жалобы об отсутствии в решении указания на конкретное количество жилых помещений, а также о недопустимости понуждения органа местного самоуправления к созданию маневренного фонда отклонены как не обоснованные.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводы судов не опровергают, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы о принятых мерах по созданию маневренного жилищного фонда на территории городского округа являлись предметом судебной оценки в судах, с учетом установленных обстоятельств, выводы суда о явной недостаточности принятых мер по созданию маневренного жилого фонда, представляются правильными. Указание заявителем жалобы на то, что предоставление жилого помещения маневренного фонда является одним из способов реализации жилищных прав граждан, при отсутствии иных сведений о принятых органом местного самоуправления мер по реализации полномочий по вопросам местного значения, выводов судов о бездействия о наличии оснований для возложения спорной обязанности не опровергает.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебных актов, поскольку указанные доводы носят характер субъективной оценки заявителем обстоятельств спора, нарушение судами норм права не подтверждают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 12 июля 2023 г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.