Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 19 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 февраля 2024 г.
по административному делу N 2а-4294/2023 по административному исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Омска к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Маслакову О.Г,
УСТАНОВИЛА:
по результатам проведенной проверки прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился с административным иском о признании незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (далее также - Департамент), выразившееся в непринятии мер, направленных на постановку на учет объектов инженерных коммуникаций, а именно, объектов сетей канализации, расположенных в Центральном административном округе г. Омска, возложении на орган местного самоуправления обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия по постановке их на учет, указав, что не оформление в течение длительного периода времени права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, не учтенные в реестре муниципального имущества, влечет отсутствие контроля за их состоянием и работоспособностью и бесхозяйность указанных объектов, что создает при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций угрозу жизни и здоровью людей.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 19 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 февраля 2024 г, признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества кабельной линии: от "данные изъяты" к жилому дому по "адрес" ориентировочной протяженностью 0, 32 километра; от "данные изъяты" по "адрес" до административного здания по "адрес", ориентировочной протяженностью 0, 25 километра; от "данные изъяты" ул. "адрес" до опоры N1 ул. 14 Линия, д. 39 (КЛ-10 кВ), ориентировочной протяженностью 0, 382 километра; на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных кабельных линий.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что оспариваемое решение вынесено без учета объема работы, проделанной департаментом в связи с постановкой на учет бесхозяйных объектов и спорных объектов, а также без учета уважительных причин, по которым не завершены мероприятия по постановке на учет таких объектов. Считает, что судебной оценке не подверглись факты уже проделанной работы с учетом необходимых временных и материальных затрат. Указывает, что законом не предусмотрены сроки постановки на учет объектов бесхозяйного имущества, в связи с чем выводы о вменяемом департаменту бездействии необоснованны, а установленные судебным актом сроки не основаны на законе.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы представленных возражений на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия в пределах доводов кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Как установлено при рассмотрении административного дела, по результатам проверки, проведенной прокуратурой Центрального административного округа г. Омска, в деятельности департамента имущественных отношений Администрации г. Омска были выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии необходимых мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, а именно, кабельных линий: от "данные изъяты" к жилому дому по "адрес" ориентировочной протяженностью 0, 32 километра; от "данные изъяты" по "адрес" до административного здания по ул. "адрес", ориентировочной протяженностью 0, 25 километра; от "данные изъяты" ул. "адрес" до опоры N 1 "адрес" ориентировочной протяженностью 0, 382 километра.
14 марта 2022 г. прокуратурой Центрального административного округа г. Омска внесено представление об устранении указанных нарушений закона, на которое в установленный срок получен ответ о принятии необходимых мер с учетом имеющихся бюджетный ассигнований.
Удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 133.1, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 49, 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июля 2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г..N 931, Уставом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г..N 92, Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 г..N 452, распоряжением Администрации г..Омска от 17 января 2011 г..N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации г..Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей", с учетом того, что вопросы постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда), относятся к компетенции департамента, являющегося структурным подразделением администрации г..Омска, право собственности на спорные сооружения - объекты коммунальной инфраструктуры, а именно, кабельные линии (сети канализации) в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, меры по оформлению объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность не приняты, пришел к выводу о доказанности фактов длительного бездействия уполномоченного органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии исчерпывающего комплекса мер, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйных спорных объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся источниками повышенной опасности, создающую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей
при возникновении аварийных ситуаций, наличии оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия по непринятию должных мер, предусмотренных пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г..N 931, и для обязания совершить действия по постановке на учет спорных кабельных линий (сетей канализации) в качестве бесхозяйного имущества.
С указанными выводами следует согласиться, поскольку они постановлены при правильном определении правоотношений сторон, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и при надлежащей оценке представленных доказательств.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка на учет бесхозяйных недвижимых вещей принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 5 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование суды с учетом того, что департаментом не проведены мероприятия по признанию бесхозяйными и оформлению в муниципальную собственность объектов коммунальной инфраструктуры, при отсутствии сведений о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствии сведений об указанных сетях как в реестре имущества Омской области "Единый банк данных объектов собственности Омской области", так и в реестре федерального имущества, не предоставлении объективных доказательств, подтверждающих принятие мер по выполнению спорной обязанности в отношении указанных административным истцом сетей, пришли к обоснованному выводу о бездействии административного ответчика, что обоснованно явилось основанием для удовлетворения требований и возложения спорной обязанности. Указание на выполнение иных мероприятий при установленных судами обстоятельствах не может повлечь отмену судебных актов, поскольку о нарушении судами норм материального права не свидетельствует.
Доводы о недостаточности финансирования для завершения мероприятий по постановке на учет бесхозяйных объектов и об отсутствии законодательно установленного срока постановки на учет объектов бесхозяйного имущества не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку в ходе судебного разбирательства судами достоверно установлено, что ответчиком допущено бездействие при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции поселения, в связи с чем, судом определен срок для устранения нарушений.
В кассационной жалобе административный ответчик фактически повторяет позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела, доводы являлись предметом судебного разбирательства как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшихся по административному делу судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 19 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.