Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации города Барнаула на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 года по административному делу N 2а-224/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Барнаула, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Барнаула, Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя кассатора Степанова А.С, просившего удовлетворить кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу прокурора Рубана А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Барнаула (далее-прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула с указанным административным иском.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по обращению с животными без владельцев.
7 ноября 2022 года комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула с Барнаульской городской общественной организацией "Приют для бездомных собак и кошек "Ласка" (далее - БГОО "Ласка") заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания, согласно условиям которого БГОО "Ласка" должна прибыть на место отлова животных незамедлительно после получения сообщения об обнаружении животных без владельца на территории г. Барнаула. Выполнение работ по отлову животных без владельцев осуществляется на основании заданий, поручений комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула либо администрации района города Барнаула, на территории которой обнаружены животные без владельцев, а также на основании поступивших заявок на телефоны диспетчерской службы БГОО "Ласка".
Вместе с тем мониторинг средств массовой информации, сети "Интернет", обращений граждан показал увеличение количества публикаций и обращений граждан о нападении безнадзорных животных. Анализ результатов деятельности БГОО "Ласка" свидетельствует о том, что каждый второй выезд организации является нерезультативным, в связи с чем условия контракта надлежащим образом не исполняются.
По утверждению прокурора ни администрацией города Барнаула, ни комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не инициировано применение штрафных санкций к БГОО "Ласка" за ненадлежащее исполнение условий муниципального контракта, претензионная работа с подрядчиком не велась.
Согласно информации УМВД России по г. Барнаулу в 2021 году зарегистрировано 65 случаев нападения безнадзорных животных на граждан в 2022 году - 45. По информации Министерства здравоохранения Алтайского края в 2021 году количество граждан, обратившихся в учреждения здравоохранения г. Барнаула с причиной травмы "укус или удар, нанесенный собакой", составляет 83 человека, из них 13 несовершеннолетних, в 2022 году - 88 человек, 18 из которых несовершеннолетние.
Прокурор с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, выразившееся в отсутствии надлежащей круглосуточной работы по обращению с животными без владельцев в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязать администрацию города Барнаула обеспечить незамедлительный круглосуточный отлов животных без владельцев на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 года N 52 "Об утверждении порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев"; обязать комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обеспечить незамедлительный круглосуточный отлов животных без владельцев на территории городского округа - г. Барнаула Алтайского края в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 года N 52 "Об утверждении порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев".
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 22 февраля 2023 года (далее-решение суда первой инстанции) в удовлетворении административных исковых требований прокурора города Барнаула отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение суда первой инстанции отменено, признано незаконным бездействие администрации города Барнаула, комитета по благоустройству города Барнаула по организации деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Суд апелляционной инстанции возложил на администрацию города Барнаула, комитет по благоустройству города Барнаула принять меры к организации незамедлительного отлова животных без владельцев на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 года N 52 "Об утверждении порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев".
Кассатор просит апелляционное определение отменить, подробно описывая фактические обстоятельства по спору, цитируя нормы Федерального закона от 21.12.2021 N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федерального закона N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2023), Федерального закона от 27.12.2018 N498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настаивает на отсутствии бездействия ответчика в отношении мероприятий, указанных в инициированных прокурором иске.
Муниципальные контракты на выполнение работы по отлову, содержанию, вакцинации, стерилизации и выпуску в естественную среду животных без владельцев заключаются уполномоченным органом местного самоуправления города Барнаула ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В связи с поступлением в период проведения торгов заявок только от БГОО "Ласка", муниципальные контракты заключались с единственным поставщиком.
По утверждению кассатора организация мероприятий в сфере обращения с животными, без владельцев, указанных в апелляционном определении Алтайского краевого суда, не является вопросом местного значения и расходным обязательством муниципального образования, полномочия по их реализации не были переданы муниципальным образованиям Алтайского края в установленном законом порядке, финансирование мероприятий указанный в определении суда органами государственной власти Алтайского края не осуществлялось и не осуществляется.
В обоснование доводов жалобы кассатор также ссылается на правовые позиции Конституционного Суда РФ. Кассатор также указывает, что полномочия в сфере обращения с животными без владельцев, во исполнение Закона N107-ЗС, на территории города Барнаула закреплены за комитетом по благоустройству города Барнаула, в соответствии решением Барнаульской городской Думы от 25.08.2023 N177 "Об утверждении Положения о комитете по благоустройству города Барнаула".
В судебном заседании представитель кассатора просил удовлетворить жалобу.
Прокурор просил отказать в удовлетворении жалобы по мотивам, изложенным в возражениях прокуратуры Алтайского края.
Иные лица, участвующие в деле явку в судебное заседание не обеспечили, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле иных лиц, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно частям 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от
27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев регламентирована в статье 18 названного Федерального закона.
Согласно части 1 указанной статьи мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;
размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;
иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
В силу статьи 1 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 107- ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания. Деятельность по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания осуществляется в порядке, установленном Правительством Алтайского края.
Положениями статей 2, 4 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" предусмотрено, что органы местного самоуправления получают финансовые средства в виде субвенций из бюджета Алтайского края для осуществления государственных полномочий; вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Необходимые денежные средства для осуществления государственных полномочий передаются из краевого бюджета соответствующим муниципальным образованиям в виде субвенций.
На основании статьи 5 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере ветеринарии, каковым является управление ветеринарии Алтайского края (пункт 1.1 Положения об управлении ветеринарии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 12 ноября 2015 года N 122).
Во исполнение Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 107- ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 года N 52 утвержден Порядок осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев, который регламентирует деятельность по отлову животных без владельцев, включая их транспортировку и передачу в приюты для животных, возврат потерявшихся животных их владельцам и возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.
В соответствии с Порядком осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию (кастрацию)), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом (в ред. постановления Правительства Алтайского края от 4 сентября 2023 года N 338) (раздел 2).
Вышеуказанную деятельность осуществляют органы местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов Алтайского края, в том числе через муниципальные учреждения, либо юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (абзац второй пункта 2 раздела 1).
Положениями пунктов 1, 2, 3, 5, 9, 12 раздела 3 Порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев предусмотрено, что заявки на отлов животных без владельцев подаются исполнителю мероприятий по обращению с животными без владельцев в письменной либо устной форме в том числе по телефону, подлежат регистрации в журнале по форме, утвержденной уполномоченным органом (листы должны быть пронумерованы и прошнурованы).
При поступлении заявки отлов животных без владельцев производится незамедлительно. Отлову подлежат животные без владельцев, находящиеся на улицах, в иных местах и на территориях общего пользования, а в предусмотренных Федеральным законом случаях также на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании физических и юридических лиц, без сопровождающего лица, кроме случаев, когда владелец оставил животное на привязи около магазина или других мест общего пользования на непродолжительный период времени (не более трех часов). Отлов животных без владельцев осуществляется с применением специальных средств: ловчих сетей, сачков, пневматического оружия с обездвиживающими препаратами. Учет животных без владельцев ведется в журналах, иных документах по формам, установленным уполномоченным органом. Транспортировка отловленных животных в приюты для животных должна выполняться специально оборудованным автотранспортом для перевозки животных, в условиях, исключающих травмирование или гибель животных.
Согласно Порядку предоставления субвенций на реализацию органами местного самоуправления государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 26 января 2016 года N 18, субвенции из краевого бюджета предоставляются на оказание услуг по отлову и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, включая транспортные расходы; на оказание услуг по содержанию животных без владельцев, включая осмотр ветеринарным специалистом, лечение, вакцинацию, маркирование, стерилизацию (кастрацию), кормление (в ред. постановления Правительства Алтайского края от 31 июля 2023 года N 286).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 16 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71, органы местного самоуправления города Барнаула осуществляют государственные полномочия, переданные им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов. В случае если выделенных городу Барнаулу материальных ресурсов и финансовых средств недостаточно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления города вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий. Данное решение принимается Барнаульской городской Думой по представлению главы города Барнаула при утверждении бюджета города на соответствующий финансовый год либо в текущем финансовом году при внесении соответствующих изменений в решение Барнаульской городской Думы об утверждении бюджета города.
В соответствии с Положением о комитете по благоустройству города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25 августа 2023 года N 177, комитет по благоустройству города Барнаула в сфере обращения с животными без владельцев, обитающими на территории города Барнаула организует реализацию переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории города Барнаула, в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания: планирует отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории города Барнаула с учетом данных об отловленных животных без владельцев в предыдущем году; принимает меры по снижению риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края (пункт 3.3).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 4 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в 2020 и 2021 годы на реализацию государственных полномочий по обращению с животными без владельцев органам местного самоуправления г. Барнаула выделено по 4 165 000 руб. ежегодно, в 2022 и 2023 годы - по 6 279 700 руб. ежегодно.
В 2020-2022 годы между комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и БГОО "Ласка" заключались муниципальные контракты:
от 21 января 2020 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 21 января 2020 года по 01 июля 2020 года;
от 29 июня 2020 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 01 июля 2020 года по 20 декабря 2020 года;
от 4 января 2021 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 4 января 2021 года по 20 декабря 2021 года;
от 16 ноября 2021 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 16 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года;
от 31 декабря 2021 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 31 декабря 2021 года по 20 декабря 2022 года;
от 1 апреля 2022 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 1 апреля 2022 года по 31 мая 2022 года;
от 5 мая 2022 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 5 мая 2022 года по 30 июня 2022 года;
от 20 июня 2022 года N "данные изъяты" со сроком выполнения работ с 20 июня 2022 года по 20 декабря 2022 года;
от 7 ноября 2022 года со сроком выполнения работ с 1 декабря 2022 года по 27 ноября 2023 года;
от 21 ноября 2023 года со сроком выполнения работ с даты заключения контракта года по 27 ноября 2024 года.
На протяжении 2020-2022 годов БГОО "Ласка" является единственной организацией, подающей заявки на участие в аукционе на заключение муниципального контракта на выполнение работ по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места пребывания.
Факт исполнения контрактов подтверждается актами о приемке выполненных работ за указанные в контрактах периоды, справками о стоимости выполненных работ.
В соответствии с перечисленными контрактами место выполнения работ: Алтайский край, г. Барнаул, сельские населенные пункты и поселки территории г. Барнаула; конкретные места отлова определяются в задании/поручении Комитета либо администраций районов города, а также поступивших заявок на телефоны диспетчерской службы БГОО "Ласка", отлов - на территории городского округа - города Барнаула, содержание - приют по месту нахождения БГОО "Ласка".
В соответствии с техническими заданиями к контрактам (приложение N 1) установлен порядок отлова и возврата на прежние места обитания животных без владельцев, включая незамедлительную транспортировку в приют. Так, выполнение работ должно осуществляться на основании заданий/поручений Комитета либо администраций районов города, а также поступивших заявок на телефоны диспетчерской службы БГОО "Ласка" от граждан и организаций. Задание/поручение выдается подрядчику на выполнение работ в пределах срока выполнения работ по контракту с указанием адреса (места обитания животных без владельцев), ФИО и контактного номера заявителя. Заказчик либо администрации районов города выдают задание/поручение Подрядчику лично либо отправляют на адрес электронной почты, не позднее 17-00 часов дня по местному времени. Каждая заявка от граждан и организаций подлежит обязательной регистрации Подрядчиком в соответствующем журнале по форме согласно приложению 3 к контракту. Подрядчик должен прибыть на место отлова животных без владельцев незамедлительно после получения сообщения об обнаружении животных без владельцев на территории городского округа - города Барнаула. Отлову подлежат животные без владельцев, находящиеся на улицах, в иных местах и на территориях общего пользования, а в предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях также на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании физических и юридических лиц, без сопровождающего лица, кроме случаев, когда владелец оставил животное на привязи около магазина или других мест общего пользования на непродолжительный период времени (не более трех часов). В случае, если животные без владельцев не обнаружены Подрядчиком, то составляется акт об отсутствии животных без владельцев с указанием адреса и даты выезда.
Отловленные животные без владельцев в день отлова помещаются в приют для животных. На каждое отловленное животное без владельцев составляется акт отлова и содержания (передержки). Возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания осуществляется подрядчиком после проведения мероприятий по стерилизации, мечению, карантинированию, лечению, вакцинации.
Допрошенная судом первой инстанции в качестве свидетеля заместитель председателя БГОО "Ласка" ФИО1 пояснила, что прием заявок в организации осуществляется в течение всего рабочего времени организации - с 09-00 до 18-00 час, комитетом заявки передаются до 17-00 час, однако у сотрудников, непосредственно занимающихся отловом бездомных собак, рабочий день ненормированный, сам розыск и отлов безнадзорного производится и после окончания рабочего дня; все поступающие заявки всегда отрабатываются, исполнение заявки начинается незамедлительно, в течение нескольких минут информация о месте нахождения безнадзорного животного передается бригаде ловцов, однако с учетом времени нахождения в пути до места выявления животного, а также учитывая естественную миграцию животного, сам отлов может занимать от 2 часов до 2 суток, поскольку в случае необнаружения животного в месте вызова в большинстве случаев планируется повторный выезд; одной бригады ловцов достаточно для отработки поступающих заявок.
Такие же пояснения даны ФИО4 и в письменном объяснении на имя прокурора Железнодорожного района г. Барнаула.
На основании условий контракта, пояснений административных ответчиков, свидетелей ФИО2, ФИО3 судом установлено, что оплата исполнителю БГОО "Ласка" по муниципальным контрактам осуществляется только за фактический отлов животных. При этом выделенные из краевого бюджета денежные средства в форме субвенций использованы в 2020-2022 годы в полном объеме. Фактов нецелевого использования выделенных на осуществление государственных полномочий денежных средств не установлено.
Согласно информации управления ветеринарии Алтайского края в рамках контроля Управлением в 2021 году проведена плановая выездная проверка, по результатам которой нарушений в деятельности органа местного самоуправления по исполнению государственных полномочий по обращению с животными без владельцев в 2020-2021 годах не выявлено, о чем составлен акт проверки от 21 июля 2021 года N 18. За последующий период 2021-2022 годов фактов ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления г. Барнаула государственных полномочий в пределах выделенных денежных средств также не установлено. В 2020 году произведен отлов 659 животных, в 2022 году - 843 животных.
Согласно ответу администрации города Барнаула от 26 февраля 2024 года на запрос суда апелляционной инстанции о предоставлении информации об организации работы по отлову животных без владельцев в настоящее время между комитетом по благоустройству города Барнаула и БГОО "Ласка" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания. БГОО "Ласка" выполняет работу по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания без владельцев ежедневно, включая рабочие, выходные и праздничные дни, незамедлительно реагирует на заявки граждан на отлов животных без владельцев. С целью обеспечения выполнения дополнительного объема работ по отлову животных без владельцев Барнаульской городской Думой приняты решения от 9 февраля 2024 года N 284 "Об использовании дополнительных средств бюджета города для осуществления переданных государственных полномочий городскому округу - городу Барнаулу Алтайского края", от 9 февраля 2024 года N 286 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 1 декабря 2023 года N 255 "О бюджете города на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в части выделения средств бюджета на отлов животных без владельцев в размере 4 990 200 руб. При этом предусмотрены денежные средства на выполнение работ по обращению с животными без владельцев.
Обращаясь в суд, прокурор с учетом неоднократных уточнений указал на незаконное бездействие администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, выразившееся в отсутствии надлежащей круглосуточной работы по обращению с животными без владельцев в соответствии с требованиями действующего законодательства, просил возложить на названные органы местного самоуправления обязанность обеспечить незамедлительный круглосуточный отлов животных без владельцев на территории городского округа - г. Барнаула Алтайского края в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 года N 52 "Об утверждении порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и надлежащем исполнении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в соответствии с положениями части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 5 статьи 4 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев", определяющими пределы ответственности органов местного самоуправления.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции правомерно исходила из следующих фактических обстоятельств по спору.
Согласно ответу УМВД России по г. Барнаулу от 27 февраля 2024 года на запрос суда апелляционной инстанции согласно суточной сводке ГУ МВД России по г. Барнаулу в отделах и пунктах полиции УМВД России по г. Барнаулу зарегистрированы сообщения о нападении собак на граждан: в 2020 году - 187 сообщений, в 2021 году - 229 сообщений, в 2022 году - 298 сообщений, в 2023 году - 308 сообщений, за текущий период 2024 года зарегистрировано 65 сообщений о нападении собак на граждан.
В ответе Минздрава Алтайского края от 28 февраля 2024 года указано, что за 2020 год по г. Барнаулу зарегистрировано травм с кодом внешней причины "Укус или удар, нанесенный собакой" 468, в 2021 году - 83, в 2022 году - 678, в 2023 году 738, за январь 2024 года - 61.
Аналогичная информация указана в ответе прокурора города Барнаула от 27 февраля 2024 года, а также в имеющихся в материалах дела ответах УМВД России по г. Барнаулу от 31 марта 2022 года, 30 сентября 2022 года, 27 марта 2023 года, 10 июля 2023 года с приложениями из баз данных МВД России (л.д. 35-39 том 1, л.д. 86-92 том 2, л.д. 193-213 том 3, л.д. 53-59 том 4), Минздрава Алтайского края от 31 марта 2022 года (л.д. 33 том 1).
Согласуется с фактическими обстоятельствами по спору вывод суда апелляционной инстанции о том, что несмотря на то, что муниципальные контракты на выполнение работ по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места пребывания заключаются своевременно, в заключенных контрактах предусмотрен незамедлительный отлов животных без владельцев после получения сообщения об обнаружении животных без владельцев на территории городского округа - города Барнаула, принимаемых администрацией города Барнаула, комитетом благоустройству города Барнаула мер недостаточно для надлежащего отлова и содержания безнадзорных животных на территории городского округа - города Барнаула, риск причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан сохраняется на высоком уровне.
Прокурором верно обращено внимание на то, что бригада ловцов БГОО "Ласка" одна на весь город, состоит из двух человек - водителя и ловца, что исключает надлежащее исполнение условий контракта о незамедлительном отлове.
Судом апелляционной инстанции правомерно учтены доводы прокурора о том, что возможны иные варианты организации работы по отлову и содержанию безнадзорных животных (заключение дополнительных муниципальных контрактов с другими хозяйствующими субъектами в рамках бюджетных средств города, создание организации, исполняющей данные функции, выделение денежных средств, другие мероприятия), которые не рассмотрены администрацией и комитетом.
Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по спору, поскольку вопреки позиции ответчика недостаточно указать, что мероприятия выполняются, необходимо осуществить мероприятия, которые приведут к положительному результату, которым будет выступать исключение и минимизация случаев нападения безнадзорных животных на граждан, а материалы дела свидетельствуют об обратном.
Позиция кассатора о том, что полномочия в сфере обращения с животными без владельцев, во исполнение Закона N107-ЗС, на территории города Барнаула закреплены за комитетом по благоустройству города Барнаула, в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 25.08.2023 N177 "Об утверждении Положения о комитете по благоустройству города Барнаула" не опровергает правильность выводов суда апелляционной инстанции и не снимает ответственности с Администрации г.Барнаула в соответствии с имеющейся у названного органа компетенции за организацию мероприятий, указанных в иске прокурора, ссылка кассатора на внутриведомственную переписку, приложенную к пояснениям к жалобе подлежит отклонению, поскольку суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые были предметом правильной правовой оценки суда апелляционной инстанции и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, не указание апелляционным судом конкретных мероприятий, которые должны выполнить ответчики основанием для отмены апелляционного определения не является, поскольку ответчики вправе самостоятельно в соответствии со своей компетенции определить необходимые мероприятия.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по спору.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.