Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области, поданную 27 мая 2024 года, на решение Боханского районного суда Иркутской области от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 ноября 2023 года
по административному делу N 2а-392/2023 по административному иску прокурора Боханского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области об обязании организовать работу по лесовосстановлению лесного участка.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, объяснения прокурора Рубана А.В, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Боханского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству лесного комплекса Иркутской области о возложении обязанности организовать работу по лесовосстановлению лесного участка, находящегося в квартале 5 выделе 79 дачи Тихоновской Тихоновского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в 20 км в северном направлении от д. Нашата Боханского района Иркутской области способами, предусмотренными частью 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, позволяющим восстановить вырубленные лесные насаждения в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29 декабря 2021 года N 1024, в срок до 31 декабря 2024 года, ссылаясь на то, что организация лесовосстановления лесных участков, пройденных незаконными рубками, охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области, поскольку в силу возложенных полномочий в его обязанности входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Непринятие министерством лесного комплекса Иркутской области мер к лесовосстановлению на лесном участке, то есть восполнению утраченных лесных насаждений, нарушает экологические и экономические интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда. Неисполнение указанной обязанности, не проведение на лесном участке лесовосстановления негативно сказывается на экологической обстановке на территории Боханского района, нарушают право жителей и иных лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Боханского районного суда Иркутской области от 2 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 ноября 2023 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство лесного комплекса Иркутской области ставит вопрос об отмене решения Боханского районного суда Иркутской области от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 ноября 2023 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. Ссылаясь на положения части 2 статьи 6.1, части 2 статьи 23.5 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29 декабря 2021 г. N 1024, пункт 221 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 5 августа 2022 г. N 510, указывает, что судами не принят во внимание тот факт, что лесные участки, на которых производились незаконные выборочные рубки, относятся к землям, покрытым лесом, в связи с чем не нуждаются в лесовосстановлении. Кроме того, проведение лесовосстановления может повлечь уничтожение доказательств по уголовному делу, производство по которому приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
От прокуратуры Иркутской области поступили возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 18 августа 2022 года в лесном массиве квартала выдела 79 дачи Тихоновской Тихоновского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству обнаружена незаконная рубка лесных насаждений 21 дерева породы сосна объемом 69, 51 м3, деревьев породы лиственница объемом 28, 22 м3, общим объемом 97, 73 м3. Лесному фонду Российской Федерации причинен материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 783949 руб.
По данному факту 24 августа 2022 года СО МО МВД России "Боханский" возбуждено уголовно делу по признакам, преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ.
Предварительное следствие по вышеуказанному уголовному делу приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.
Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в соответствии с правилами лесовосстановления N 1024 от 29 декабря 2021 г, лесовосстановлению подлежат участки, не покрытые лесной растительностью. В данном случае выборочная рубка, лесовосстановлению не подлежит. Работы по лесовосстановлению на площадях, пройденных незаконными выборочными рубками, не проводились.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статьи 29.1, статьи 30, статьи 32, частей 1, 2, 3 статьи 61, статьи 62, пункта 6 части 1 статьи 83, статьи 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил лесовосстановления, утвержденными Приказом Минприроды России от 29 декабря 2021 г. N 1024, пунктов 1, 9 Положения о министерстве лесного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 г. N 909-пп, положениями государственной программы Иркутской области "Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2025 г. г, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области N 861-пп от 27 ноября 2018 г, исходил из того, что организация проведения лесовосстановления лесных участков охватывается полномочиями Министерства лесного комплекса Иркутской области, мероприятия по лесовосстановлению до настоящего времени не проведены, в связи с чем признал незаконным непринятие Министерством необходимых мер по устранению нарушений лесного законодательства, выполнению обязанности по лесовосстановлению.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации.
К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В силу пункта 7 Правила лесовосстановления, утвержденных в целях реализации полномочий, установленных частью 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно приложению 1 к приказу Минприроды России от 29 декабря 2021 г. N 1024 на землях лесного фонда работы по лесовосстановлению осуществляются на следующих землях, предназначенных для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
Согласно пункту 8 Правил лесовосстановления в целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или предназначенных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 41 к Правилам.
Лесовосстановление на землях, занятых ранее лесами, поврежденными промышленными выбросами, рекреационными нагрузками, вредными организмами, и подверженных иным негативным природным и антропогенным воздействиям, должно обеспечивать формирование лесных насаждений, устойчивых к этим негативным факторам (пункт 13 Правил лесовосстановления).
В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве лесного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 г. N 909-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, в функции которого входит осуществление на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов.
В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, в том числе факт того, что организация лесовосстановления лесных участков, подвергшихся незаконной вырубке, отнесено к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области, лесовосстановительные мероприятия не проведены, виновные в вырубке леса не установлены, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска являются обоснованными.
Доводы административного ответчика о том, что лесные участки, в лесовосстановительных мероприятиях не нуждаются, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований, поскольку незаконность рубок леса, в том числе выборочных, свидетельствует о том, что какие-либо условия и требования законодательства, регулирующего порядок осуществления рубки леса и последующего лесовосстановления, соблюдены не были, а действующим законодательством не предусмотрены требования, ограничения или запреты, связанные с осуществлением лесовосстановительных работ в зависимости от формы произведенной рубки лесных насаждений.
Доказательств, опровергающих необходимость проведения лесовосстановления, в ходе рассмотрения административного дела не представлено.
Доводы о необходимости сохранения доказательств в связи с рассмотрением уголовного дела как наличие препятствия для возложения на административного ответчика обязанности к проведению мероприятий по лесовосстановлению на спорном лесном участке не влекут пересмотр постановленных судебных актов в кассационном порядке, поскольку в рассматриваемом деле не имеют правового значения для вывода о необходимости возложения обязанности по организации работы, направленной на лесовосстановление лесного участка и основаны на неверном толковании заявителем жалобы положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Боханского районного суда Иркутской области от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.