Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Пушкаревой Н.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области, поданную 3 июня 2024 г, на решение Боханского районного суда Иркутской области от 3 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 декабря 2023 г, по административному делу N 2а-410/2023 по административному исковому заявлению прокурора Боханского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на Министерство лесного комплекса Иркутской области организовать работу по лесовосстановлению лесного участка.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения прокурора Маслаковой О.Г, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Боханского района Иркутской области, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в Боханский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о возложении на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанности организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем лесовосстановления лесного участка, находящегося в квартале 9 выдела 31 дача Боханская Боханского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству, способом (способами), предусмотренным (предусмотренными) частью 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, позволяющим (позволяющими) восстановить вырубленные лесные насаждения в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024, в срок до 01.08.2025.
В обоснование требований указано, что на спорном лесном участке в 2022 г. осуществлена незаконная рубка лесных насаждений. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ. В последующем, в связи с не установлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, предварительное следствие по уголовному делу приостановлено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 208 УПК РФ. Данный лесной участок в арендном пользовании не находится.
Согласно информации Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству до настоящего времени на указанном лесном участке лесовосстановительные мероприятия не проведены. Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства на территории Иркутской области. Организация лесовосстановления лесных участков, пройденных незаконными рубками, охватывается полномочиями Министерства лесного комплекса Иркутской области, поскольку в силу возложенных полномочий в его обязанности входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Непринятие Министерством лесного комплекса Иркутской области мер к лесовосстановлению на указанном лесном участке, то есть восполнению утраченных лесных насаждений, нарушает экологические и экономические интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда. Неисполнение указанной обязанности, не проведение на вышеуказанных лесных участках лесовосстановления негативно сказываются на экологической обстановке на территории Боханского района, нарушают право жителей и иных лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Боханского районного суда Иркутской области от 03.08.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20.12.2023, требования удовлетворены, установлен срок для исполнения обязанности - до 01.08.2025.
В кассационной жалобе Министерство лесного комплекса Иркутской области ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают, что лесные участки, на которых производились незаконные выборочные рубки, относятся к землям, покрытым лесами. Факт проведения выборочных рубок предполагает сохранение лесных насаждений с рубкой части деревьев, в связи с чем земли после проведения выборочных рубок остаются покрытыми лесами и не являются землями, предназначенными для лесовосстановления. Проведение лесовосстановительных мероприятий на спорном лесном участке не требуется. Полагают, судами не принято во внимание, что проведение лесовосстановительных мероприятий на спорном участке может привести к уничтожению вещественных доказательств по уголовному делу, поскольку уголовное дело приостановлено, не прекращено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Боханского района Иркутской области, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, в мае 2022 г. неустановленное лицо, находясь в лесном массиве квартала 9 выдела 31 дача Боханская Боханского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в защитной категории лесов, незаконно совершил незаконную рубку лесных насаждений 38 деревьев породы сосна, объемом 21, 714 м3, 8 деревьев породы лиственница объёмом 4, 62 м3, причинив тем самым материальный ущерб на общую сумму 432 513 руб.
По данному факту 18.05.2022 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ.
В ходе предварительного следствия проведен осмотр места происшествия, согласно которому лесной участок, подвергнутый незаконной рубке, расположен в квартале 9 выдела 31 дача Боханская Боханского участкового лесничества Кировского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, площадь его составила 0, 1 га.
Предварительное следствие по вышеуказанному уголовному делу приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 208 УК РФ в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.
Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в соответствии с правилами лесовосстановления N 1024 от 29.12.2021, лесовосстановлению подлежат участки, не покрытые лесной растительностью. Работы по лесовосстановлению на площадях, пройденных незаконными выборочными рубками, не проводились.
Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.
В соответствии с частью 3 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В силу части 1 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 62 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 6.1 ЛК РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
Правила лесовосстановления, в целях реализации полномочий, установленных частью 6 статьи 62 ЛК РФ утверждены согласно приложению 1 к приказу Минприроды России от 29.12.2021 N 1024 (далее - Правила лесовосстановления).
В силу пункта 7 Правил лесовосстановления на землях лесного фонда работы по лесовосстановлению осуществляются на следующих землях, предназначенных для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
Согласно пункту 8 Правил лесовосстановления в целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или предназначенных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 41 к Правилам.
Лесовосстановление на землях, занятых ранее лесами, поврежденными промышленными выбросами, рекреационными нагрузками, вредными организмами, и подверженных иным негативным природным и антропогенным воздействиям, должно обеспечивать формирование лесных насаждений, устойчивых к этим негативным факторам (пункт 13 Правил лесовосстановления).
В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве лесного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 N 909-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.
В функции Министерства входит осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд первой инстанции, установив, что организация лесовосстановления лесных участков, пройденных незаконными рубками, отнесено к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области, принимая во внимание, что лесовосстановительные мероприятия не проводились, виновные в вырубке леса не установлены, пришел к выводу о наличии бездействия, повлекшее нарушение прав, что явилось основанием для удовлетворения требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами районного суда согласилась, отклонив доводы административного ответчика о том, что лесовосстановление на указанном лесном участке не требуется.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, о нарушении судами норм материального или процессуального права не свидетельствуют.
Не могут повлечь отмену судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что работы по проведению лесовосстановления могут привести к уничтожению вещественных доказательств по уголовному делу, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании заявителем положений статьи 82 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для проведения лесовосстановления в связи с тем, что проведение выборочных рубок предполагает сохранение лесных насаждений, не может быть принят во внимание, поскольку незаконность рубок леса, в том числе выборочных, свидетельствует о том, что какие - либо условия, установленные статьей 23.5 ЛК РФ, а также иные требования законодательства, регулирующих порядок осуществления рубки леса и последующего лесовосстановления, не были соблюдены. Объективных доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований для проведения лесовосстановления в ходе рассмотрения дела не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Министерства лесного комплекса Иркутской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Боханского районного суда Иркутской области от 3 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 25 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.