Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", поданную 6 июня 2024 года, на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2024 года
по административному делу N 2а-2880/2023 по административному иску Рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Писклову В. Н. о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рубцовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю), начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю Писклову В. Н. о возложении обязанности на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания осужденных и лиц, находящихся под стражей, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: оборудовать камеры ШИЗО, ОК, СУОН ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю и камеры ПФРСИ при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю переговорными устройствами для осуществления двусторонней связи; произвести замену оконных рам во всех камерах ШИЗО, ОК, СУОН; оборудовать окна в камерах N N 1, 2, 3, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21 механизмами, регулирующими открытие и закрытие форточек (фрамуг); оборудовать кабины (санитарные узлы) во всех камерах ШИЗО, ОК, СУС, сливными бачками; оборудовать все камеры ШИЗО, ОК, СУОН скрытными трубопроводами водоотведения (сливы от раковин); оборудовать камеры NN 1, 2, 3, 9, 10, 11 исходя из лимита содержащихся в них лиц откидными металлическими кроватями (койкой откидной КОД-1. КОД 1-2, с полотном каркаса из стального уголка сечением 45 x 45 x 4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50 x 4 мм, с габаритными размерами полотен 700 x 1900 мм); провести ремонтные работы в камерах ШИЗО, ОК, а именно: произвести косметический ремонт в камерах NN 1, 3, 10,
11, 14 (оштукатуривание, покраска и побелка стен); в камерах NN 13, 14 (побелка потолка), в камерах NN 1, 3, 8, 9, 10, 11 (покраска пола); оборудовать камеры NN 3, 9, 10, 16 дверями в санитарные узлы для обеспечения приватности; в камерах NN 1, 9 провести замену санитарных приборов (умывальников, раковин); произвести капитальный ремонт помещения котельной Центра трудовой адаптации осужденных (замена кровли, восстановление шлаколитых стен); произвести капитальный ремонт помещения здания клуба (замена кровли, ремонт фасада здания); произвести капитальный ремонт душевой режимного корпуса N 3, а именно произвести замену сантехнических приборов, устранить дефекты стен и покрытия полов, установить напольную и настенную плитку в местах ее отсутствия; обязать УФСИН России по Алтайскому краю обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ссылаясь на то, что Рубцовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в результате проверок ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю выявлены многочисленные систематические нарушения требований действующего законодательства, внесенные представления в адрес ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю и УФСИН России по Алтайскому краю от 24.09.2021, 09.03.2022, 30.09.2022, 07.03.2023 об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства, не исполнены и выявленные нарушения не устранены в полном объеме.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично, возложена обязанность на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания осужденных и лиц, находящихся под стражей: оборудовать камеры ШИЗО, ОК, СУОН ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю и камеры ПФРСИ при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю переговорными устройствами для осуществления двусторонней связи в соответствии с требованиями подпункта 11 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09. 2006 N 279; произвести замену оконных рам во всех камерах ШИЗО, ОК, СУОН; оборудовать окна в камерах NN 1, 2, 3, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21 механизмами, регулирующими открытие и закрытие форточек (фрамуг) в соответствии с требованиями 16.2.1 и 16.2.8 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр.; оборудовать кабины (санитарные узлы) во всех камерах ШИЗО, ОК, СУС, сливными бачками в соответствии с требованиями п. 19.2.6 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр.; оборудовать все камеры ШИЗО, ОК, СУОН скрытными трубопроводами водоотведения (сливы от раковин) в соответствии с пунктом 19.2.4 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно исполнительной системы.
Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр.; оборудовать камеры NN 1, 2, 3, 9, 10, 11 исходя из лимита содержащихся в них лиц откидными металлическими кроватями (койкой откидной КОД-1. КОД 1-2, с полотном каркаса из стального уголка сечением 45 x 45 x 4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50 x 4 мм, с габаритными размерами полотен 700 x 1900 мм), в соответствии со сводом правил "Исправительные учреждения и центры уголовно исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр, Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, Приказом ФСИН России от 27.07.2007 N 407; провести ремонтные работы в камерах ШИЗО, ОК, а именно: произвести косметический ремонт в камерах 13 (побелка потолка), в камерах NN 1, 3, 8, 9, 10, 11 (покраска пола); оборудовать камеры NN 3, 9, 10 дверями в санитарные узлы для обеспечения приватности; в камерах NN 1, 9 провести замену санитарных приборов (умывальников, раковин); произвести капитальный ремонт помещения здания клуба (замена кровли, ремонт фасада здания). В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2024 года, решение суда первой инстанции изменено, постановлено в абзаце втором резолютивной части решения вместо слов "замену оконных рам" слова "ремонт оконных рам", вместо слов "сливными бачками" слова "сливными механизмами", исключив обязанности оборудовать все камеры ШИЗО, ОК, СУОН скрытыми трубопроводами водоотведения (сливы от раковин), провести замену санитарных приборов в камерах NN1, 9, исключив слова "КОД-1. КОД 1-2, с полотном каркаса из стального уголка сечением 45х45х4мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50х4мм". В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кассаторы ставит вопрос об отмене решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2024 года, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылаются на неисполнимость решения суда в виду отсутствия у исправительной колонии денежных средств для проведения ремонта, недостаточность установленного решением суда срока для исполнения решения.
На кассационную желобу представлены возражения прокуратуры Алтайского края.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статьей 1, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подпункта 11 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно - техническими средствами охран и надзора объектов уголовно - исполнительной системы, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279, пунктам 16.2.1 16.2.8, 17.2 Свода правил, исходил из того, что обязанность по исполнению требований законодательства по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований и материально - бытовых условий содержания осужденных возложена на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю и такая обязанность административным ответчиком до настоящего времени не исполнена, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить выявленные нарушения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого по делу судебного акта, согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, изменив решение, в том числе в части замены оконных рам, оборудования сливными бачками, оборудования трубопроводами водоотведения, замены санитарных приборов в камерах NN1, 9.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административных ответчиков, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
В соответствии с положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность администрации исправительных учреждений за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Основные требования к материально - бытовым условиям содержания осужденных, а также требования к устройству камер исправительных учреждений, их оснащению регламентированы статьей 99 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, а также ранее действовавшей Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-дсп (далее - Инструкция), Сводом правил "Исправительные учреждений и центры уголовно - исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр (далее - Свод правил), а также иными нормативными правовыми актами.
Обязанность ФКУ ИК-9 как лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, поддерживать его надлежащее техническое состояние, исключающее угрозу жизни и здоровью, вытекает из статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, содержания судебных постановлений. административным ответчиком при рассмотрении дела факт нарушений не оспаривался, содержание судебных постановлений в полной мере позволяет определить характер выявленных нарушений.
Ссылка заявителей на отсутствие финансирования спорных мероприятий по исполнению требований законодательства к материально - бытовым условиям содержания осужденных не влечет переоценку выводов судов, поскольку отсутствие у учреждения, исполняющего наказание и обязанного создавать условия для обеспечения надлежащих условий содержания осужденных, финансовой возможности для выполнения возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.
Ссылка в кассационной жалобе на неисполнимость решения в установленные судом сроки не может повлечь за собой отмену состоявшихся по делу судебных актов, поскольку они по сути является правильными, а вопрос сроков исполнения решения, при наличии объективных обстоятельств препятствующих его исполнению, не лишает сторону возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.