Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мэрии горда Кызыла Республики Тыва, поданную через суд первой инстанции 3 июня 2024 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 апреля 2024 г.
по административному делу N 2а-1829/2024 по административному исковому заявлению прокурора города Кызыла Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Мэрии города Кызыла Республики Тыва, выраженного в непринятии мер по увеличению маневренного жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по увеличению маневренного жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой г..Кызыла проверкой соблюдения жилищного законодательства в части создания и использования маневренного муниципального жилищного фонда установлено, что в настоящее время в его состав входит только 1 жилое помещение (двухкомнатная квартира) по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, которое занимает семья, пострадавшая в результате пожара. Анализ поступающих обращений граждан в прокуратуру г..Кызыла показывает, что у обращающихся граждан имеется потребность в предоставлении им жилых помещений, в связи с признанием их жилья непригодным в результате чрезвычайных обстоятельств. За октябрь 2023 г..в прокуратуру поступило 2 обращения граждан, которые потеряли свои жилые помещения в результате пожаров. При неоднократных обращениях граждан в мэрию г..Кызыла с данным вопросом они получают отказы в связи с отсутствием в маневренном муниципальном жилищном фонде свободных помещений, что подтверждается информацией Департамента капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г..Кызыла. Указанное свидетельствует об отсутствии достаточности маневренного фонда для достижения целей его создания, при этом меры, направленные для его увеличения, принимаемые мэрией г..Кызыла, муниципальные целевые программы не содержат конкретных мероприятий для выполнения вышеуказанных целей. Кроме того, на территории региона действует региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014-2043 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 11 июня 2014 г..N 281, для жителей домов, занимаемых жилые помещения по договорам социального найма, также не имеется возможности временно занять помещения маневренного фонда в связи с их отсутствием.
Имеющийся муниципальный жилищный фонд не обеспечивает защиту прав граждан на защиту их жилищных прав и свидетельствует о ненадлежащем исполнении мэрией г..Кызыла своих служебных обязанностей. Просил признать незаконным бездействие мэрии города Кызыла, выраженное в непринятии мер по увеличению муниципального маневренного жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", обязать мэрию города Кызыла в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу увеличить муниципальный маневренный фонд городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2024 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 апреля 2024 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2024 г. отменено в части исковых требований к Мэрии города Кызыла и принято в этой части новое решение об удовлетворении административного иска; признано незаконным бездействие мэрии города Кызыла, выразившееся в непринятии мер по увеличению муниципального маневренного жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва"; на мэрию города Кызыла возложена обязанность увеличить муниципальный маневренный фонд городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в срок до 31 декабря 2024 г.; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Республики Тыва принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия необходимой совокупности условий для удовлетворения заявленных по делу требований, а именно из недоказанности бездействия со стороны администрации муниципального образования, поскольку органом местного самоуправления принимаются меры, в том числе, по увеличению муниципального маневренного жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", в том числе путем выделения на 2024 год бюджетных ассигнований на 32 000 тыс. рублей.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда в части и признавая незаконным бездействие мэрии города Кызыла, выразившееся в непринятии мер по увеличению муниципального маневренного жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими возникшие правоотношения, указал, что на дату рассмотрения дела судом первой инстанции существовала нуждаемость в маневренном жилищном фонде, материалами дела подтверждена необходимость увеличения количества жилых помещений маневренного фонда, с учетом, в том числе численности населения города (130 042 человек), наличие 2 жилых помещений такого фонда, которые заняты, не обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории городского округа. Отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории округа, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статье 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище. Принцип самостоятельности органа местного самоуправления не нарушается, поскольку количество и характеристики таких жилых помещений определяются по усмотрению административного ответчика.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда правильными.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которым относятся также жилые помещения маневренного фонда. (части 1 и 9 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (статья 95 ЖК РФ).
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, отсутствие на территории муниципального образования жилых помещений, отнесенных к маневренному жилищному фонду в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности административным истцом, предусмотренных законом оснований для возложения на заявителя обязанности по увеличению количества жилых помещений маневренного жилищного фонда подлежат отклонению. Жилищным законодательством цель создания муниципальным образованием маневренного жилого фонда определена как оперативное предоставление для временного проживания пригодного жилого помещения гражданам, оставшимся без жилья вследствие возникновения определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, а также капитального ремонта жилых помещений, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств. При разрешении заявленных требований судами установлена недостаточность жилых помещений, включенных в маневренный фонд, созданных мэрией Кызыла, для обеспечения потребностей жителей муниципального образования в таких жилых помещениях, что подтверждается представленными сведениями о защите гражданами их прав в судебном порядке, а также обращениями в прокуратуру.
Ссылка на необоснованное перераспределение бюджетных средств, выделенных на реализацию жилищных прав льготных категорий граждан для исполнения требований настоящего судебного акта на неправильное применение судом норм материального права либо неверное установление обстоятельств дела не указывает.
Изложенные в кассационной жалобе иные доводы правовых оснований к отмене апелляционного определения не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.