Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, поданную 7 июня 2024 года, на решение Кормиловского районного суда Омской области от 29 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13 декабря 2023 года
по административному делу N 2а-601/2023 по административному иску прокурора Кормиловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на территории сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения главы Администрации Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области- Дудина С.В, представителя Администрации Борчанского сельского поселения -Бычкова С.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кормиловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о признании бездействия по организации безопасности дорожного движения по улице Олимпийская в с. Борки Кормиловского района Омской области незаконным; возложении на обязанности в срок до 30 июня 2024 года привести автомобильную дорогу в соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ Р 50597-2017. ссылаясь на то, что в ходе проведенной ОГИБДД ОМВД России по Кормиловскому району проверки транспортно - эксплуатационного состояния улично-дорожной сети по улице Олимпийская в с. Борки Кормиловского района Омской области на всем протяжении указанной автомобильной дороги в нарушение требований "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденных приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), установлено полное разрушение твердого асфальтобетонного покрытия дорожного полотна.
Решением Кормиловского районного суда Омской области от 29 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрации Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области ставит вопрос об отмене решения Кормиловского районного суда Омской области от 29 сентября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13 декабря 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение, либо с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на незаконное возложение обязанностей по обеспечению дорожной деятельности в границах сельских поселений на органы местного самоуправления сельских поселений в соответствии с Законом Омской области N1786-ОЗ "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области" в противоречии с положениями пунктов 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N131-ФЗ "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым дорожная деятельность отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Кроме того, к участию в деле не привлечены в качестве соответчиков Совет Борчанского сельского поселения, Администрация Кормиловского района Омской области, Правительство Омской области.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что внутрипоселковая автомобильная дорога, год ввода в эксплуатацию - 1989, протяженностью 290 метров, с кадастровым N по улице Олимпийская в с. Борки Кормиловского района Омской области находится в собственности Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 30 июня 2016 г. сделана запись о государственной регистрации права N
В ходе проведенной прокуратурой Кормиловского района Омской области и ОГИБДД ОМВД России по Омской области проверки установлено неудовлетворительное состояние автомобильной дороги по улице Олимпийская в с. Борки Кормиловского района Омской области ввиду полного разрушения твердого покрытия.
Неудовлетворительное состояние внутрипоселковой автомобильной дороги и непринятие мер по организации безопасности дорожного движения по улице Олимпийская в с. Борки Кормиловского района Омской области послужило подовом для обращения прокурора Кормиловского района с настоящим административным иском.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив бездействие Администрации Борчанского СП в части непринятия мер по содержанию внутрипоселковой автомобильной дороги в соответствии с требованиями пункта 5.2 ГОСТ Р 50597- 2017, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия по административный делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N257-ФЗ).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Также частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ) определено, что Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 2 Закона Омской области от 24 сентября 2015 г. N 1786-03 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области" за сельскими поселениями Омской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части I статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 14 статьи 3 Устава Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета Борчанского сельского поселения от 09 декабря 2005 г. N 20 (в редакции от 01 августа 2023 г.), предусмотренные пунктом 5 части I статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия в области дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения Борчанского сельского поселения, которыми в соответствии со статьями 27, 31 Устава Борчанского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области наделены Администрация Борчанского СП и глава Борчанского сельского поселения.
Учитывая изложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о наличии у административного ответчика полномочия в области дорожной деятельности, являются правильными.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом приведенных выше норм законодательства выводы судов о незаконном бездействии со стороны администрации Борчанского сельского поселения в сфере дорожной деятельности следует признать правомерными, поскольку именно на администрацию Борчанского сельского поселения как на орган местного самоуправления возложены обязанности осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на дороге местного значения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, круг лиц, участвующих в административном деле определен судом исходя из положений главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и заявленных административным истцом требований.
По правилам части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
В данном случае административным истцом какие-либо конкретные требования к Совету Борчанского сельского поселения, Администрации Кормиловского района Омской области, Правительству Омской области не сформулированы, в установленном процессуальном порядке не заявлены.
С учетом изложенного, непривлечение судом первой инстанции названных лиц к участию в деле в качестве соответчиков не противоречит требованиям процессуального закона.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кормиловского районного суда Омской области от 29 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.