Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Лукьяновой Т.Г, Поль Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Константинова Александра Валентиновича, поданную через суд первой инстанции 11 июня 2024 г, на решение Советского районного суда г. Омска от 18 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 22 мая 2024 г.
по административному делу N 2а-1698/2024 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" об установлении административного надзора в отношении Константинова Александра Валентиновича.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Константинова А.В.
Требования мотивированы тем, что Константинов А.В. отбывает наказание по приговору суда за преступление, совершенное в период действия административного надзора. Начало срока - 12 июля 2023 г, конец срока - 11 июля 2024 г. На основании изложенного начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области просил установить в отношении Константинова А.В. административный надзор на 8 лет с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время.
Решением Советского районного суда г. Омска от 18 апреля 2024 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 22 мая 2024 г, административные исковые требования удовлетворены; в отношении Константинова А.В. установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета выезда за пределы территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Судом указано на исчисление срока административного надзора со дня постановки поднадзорного на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты. Выражает несогласие с установлением административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, поскольку, преступлений в ночное время не совершал; также просит снизить количество явок в орган внутренних дел.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Омской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, перечисленными в тексте закона, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия (статьи 1 и 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания при наличии предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из материалов административного дела следует, что приговором "данные изъяты" от 28 августа 2015 г. Константинов А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК Российской Федерации, "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде "данные изъяты" лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Освобожден 3 мая 2017 г. условно-досрочно на "данные изъяты"
Приговором "данные изъяты" от 1 марта 2018 г. Константинов А.В. был признан виновным в совершении преступления предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на "данные изъяты" с учетом положений статьи 73 УК Российской Федерации мера наказания определена условна с испытательным сроком "данные изъяты" (л.д. 20-21).
Приговором "данные изъяты" от 5 апреля 2018 г. Константинов А.В. был признан виновным в совершении преступления предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к 9 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 9 месяцев.
Постановлением "данные изъяты" от 28 февраля 2019 г. осуждение по приговору "данные изъяты" от 1 марта 2018 г. отменено. Константинов А.В. направлен для отбывания наказания назначенного приговором "данные изъяты" от 1 марта 2018 г. за совершение преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации в исправительную колонию сроком на "данные изъяты"
27 марта 2019 г. приговором "данные изъяты" Константинов А.В. был признан виновным в совершении преступлений предусмотренных: "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации; "данные изъяты" УК Российской Федерации (два эпизода); "данные изъяты" УК Российской Федерации; "данные изъяты" УК Российской Федерации, с назначением наказания в виде "данные изъяты" лишения свободы.
На основании "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации отменено условное осуждение и к назначенному наказанию присоединена не отбытая часть наказания, назначенного приговором Черлакского районного суда Омской области от 1 марта 2018 г, и не отбытая часть наказания, назначенного приговором "данные изъяты" от 5 апреля 2018 г, окончательно к отбытию назначено наказание в виде лишения свободы на срок "данные изъяты" месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В качестве отягчающего обстоятельства наказание Константинова А.В. в приговоре указано на наличие рецидива преступлений, который является опасным. Освобожден по отбытию срока 27 июля 2021 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 23 марта 2021 г. в отношении Константинова А.В. был установлен административный надзор на срок 8 лет с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы территории муниципального образования Черлакский район Омской области. Решение вступило в законную силу 7 апреля 2021 г.
Приговором "данные изъяты" от 12 июля 2023 г. Константинов А.В. признан виновным в совершении преступления средней тяжести, предусмотренного "данные изъяты" УК Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок "данные изъяты" с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешая исковые требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями частей 2 и 2.1 статьи 3, статьи 4, частей 1, 3 статьи 5, пункта 3 части 1, части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пункта "в" части 3, части 4 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", установилв отношении Константинова А.В. административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Черлакского районного суда Омской области от 27 марта 2019 г, поскольку по данному основанию предусмотрен более длительный срок административного надзора. Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенных преступлений, совершение преступления в период нахождения под административным надзором, с учетом прекративших действие административных ограничений, установленных решением Октябрьского районного суда г. Омска от 23 марта 2021 г, личности Константинова А.В. согласно представленной отрицательной характеристике по месту отбывания наказания, для предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания на последнего индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, судом установлены в отношении Константинова А.В. административные ограничения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что установление административного надзора в отношении Константинова А.В, освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений сроком на восемь лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, назначенного по приговору Черлакского районного суда Омской области от 27 марта 2019 г, является обязательным.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется. Все выводы, приведённые в судебных актах, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, определённые судами Константинову А.В. административные ограничения отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенных административным ответчиком преступлений и направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения, выбор примененных видов административных ограничений не является произвольным, установлен с учетом данных о личности административного ответчика. Следует также отметить, что при наличии обстоятельств, перечисленных в части 3 статьи 12 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", заявитель вправе обратиться с заявлением в орган внутренних дел о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, либо при наличии иных обстоятельств - в суд с административным иском о частичной отмене административных ограничений.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 18 апреля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 22 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.