Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, поданную 18 июня 2024 года, на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 декабря 2023 года
по административному делу N 2а-822/2023 по административному иску Ройзмана Арона Абрамовича к начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ройзман Арон Абрамович обратился в суд с административным иском к начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" (далее - ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу), ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, выраженными в не регистрации и не отправлении обращений от 26.11.2021, а также их утрате; взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей, ссылаясь на то, что 26.11.2021 Ройзман А.А. передал сотруднику ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу Литвиновой О.Р. 25 почтовых конвертов для направления их в органы защиты прав. На всех конвертах были наклеены почтовые марки на сумму 4 954 руб, сумма конвертов составила 1 000 руб. (25шт*40 руб.). Литвинова О.Р. никаких мер для отправки почтовых конвертов не предприняла до дня обращения административного истца в суд, что влечет нарушение его прав и свобод на судебную защиту.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 8 июня 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу" в не регистрации и не отправки обращений Ройзмана А.А. от 26.11.2021. Взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 рублей. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 декабря 2023 года решение суда первой инстанции изменено в части размера, взысканной компенсации. Взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Взысканы с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ройзмана А.А. судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 30 300 рублей.
В кассационной жалобе кассаторы ставят вопрос об отмене решения Юргинского городского суда Кемеровской области от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 декабря 2023 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывают, что при вынесении решения и определения размера определяемой к взысканию суммы денежной компенсации судом не установлено конкретных обстоятельств в обоснование тяжести причиненных истцу нравственных страданий с учетом индивидуальных особенностей его личности, фактических обстоятельств дела, наступления негативных последствий для истца. Полагают, что оснований для удовлетворения административного искового заявления Ройзмана А.А. к административным ответчикам о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Ройзман А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу с 19.05.2018 по 04.03.2022.
Согласно справке ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области -Кузбассу прапорщик внутренней службы Литвинова О.Р. в период с 23.04.2021 по 14.06.2022 работала инспектором специального учета отдела специального учета ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу.
Из акта от 26.11.2021 следует, что инспектор Литвинова О.Р. получила от осужденного Ройзмана А.А. для регистрации и отправки указанные в нем обращения в количестве 25 конвертов.
Из журналов учета исходящей документации (корреспонденции осужденных) не следует, что сотрудником учреждения Литвиновой О.Р. зарегистрировано получение почтовых писем от Ройзмана А.А. 26.11.2021.
Факт получения указанных писем Ройзмана А.А. 26.11.2021 инспектором Литвиновой О.Р. подтверждается подписями в акте от 26.11.2021, сведений отправки почтовых конвертов заключенного в журнале учета исходящей документации не содержится.
В связи с оспариванием заинтересованным лицом Литвиновой О.Р. факта приема корреспонденции у Ройзмана А.А. и подписания акта от 26.11.2021, определением суда апелляционной инстанции от 21.09.2023 была назначена судебная почерковедческая экспертиза для установления существенных для дела обстоятельств, проведение которой поручено эксперту ООО Сибирский межрегиональный центр "Судебных экспертиз".
Согласно заключению эксперта N-949-23 от 27.11.2023, подпись от имени Литвиновой О.Р. в акте от 26.11.2021 выполнена самой Литвиновой О.Р. (вопрос N 1); рукописные записи и расшифровка подписи "Получила инсп. ОСУ Литвинова О.Р." в акте от 26.11.2021 выполнены самой Литвиновой О.Р. (вопрос N 2). Стороной административного ответчика суду апелляционной инстанции доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение заключение судебного эксперта, не представлено.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным бездействие ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, выразившееся в не регистрации и не отправке обращений Ройзмана А.А. от 26.11.2021, руководствовался положениями статьей 1, 10, 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (действовавших в период спорных правоотношений), исходил из того, что указанные обстоятельства подтверждаются материалами настоящего дела, повлекли нарушение прав Ройзмана А.А. на подачу обращений в государственные органы, судебную защиту своих прав, в связи с чем взыскал соответствующую компенсацию в размере 3000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого по делу судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции в части допущенных административным ответчиком нарушений выразившихся в нерегистрации и не отправке указанных почтовых писем в количестве 25 штук, изменив, с учетом установленных обстоятельств дела, компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и установив ее в размере 10 000 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Согласно пункта 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, действовавших в период спорных правоотношений (далее - Правила внутреннего распорядка), получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ.
В соответствии с пунктом 55 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, ходатайств и жалоб осужденному выдаётся расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения (Абзац 4 пункта 58 Правил внутреннего распорядка).
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о наличии оснований как для признания оспариваемого бездействия ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу", так и для взыскания соответствующей компенсации являются обоснованными.
Вопреки доводам кассаторов сумма компенсации, которая была присуждена в связи с обнаружением нарушения условий содержания, соотносится с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, последствия и ущерб, является обоснованной и справедливой, а также способствует восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.
В целях правильного разрешения вопроса о размере компенсации за ненадлежащие условия содержания, судом апелляционной инстанции учтены в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания и последствия для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей.
Во избежание произвольного занижения суммы компенсации судом апелляционной инстанции соответствующие мотивы о ее размере приведены в судебном акте.
Судом апелляционной инстанции учтена личность Ройзман А.А, принят во внимание факт его "данные изъяты", установлено, что Ройзман А.А. намеревался направить заявления в органы, уполномоченные на защиту прав осужденных, а также в суд; количество всех обращений и заявлений, перечисленных в акте, является значительным, а содержание их - важным для административного истца; все перечисленные конверты, обращения и заявления были утрачены, а права истца с 26.11.2021 до настоящего момента не восстановлены. В результате административный истец при наличии имеющегося у него "данные изъяты" вынужден повторно составлять обращения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с размером компенсации не могут являться основанием для изменения состоявшихся по делу судебных актов, поскольку оценка вопросов, связанных с размером компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию и оценке доказательств.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных ответчиков в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.