Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Конаревой И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, поданную 10 июня 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 16 апреля 2024 года
по административному делу N 2а-5056/2023 по административному исковому заявлению Ламазова Эльдара Загировича к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области о признании незаконным бездействия, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя кассатора Журавлевой Л.П, просившей удовлетворить кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу представителя истца Ганифаева А.С, оглы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ламазов Э.З. (далее-истец) обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом изменения предмета требований просил признать незаконным бездействия административного ответчика -Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, обязать административного ответчика провести проверку в отношении ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" (далее-УК) по фактам отказа в предоставлении документов и информации административному истцу, провести проверку в отношении ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" по фактам несоблюдения срока для предоставления ответа, провести выездную проверку и зафиксировать нарушения, связанные с работой системы вентиляции и выдать ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" предписание о совершении необходимых действия по устранению существующих нарушений, выдать предписание ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" об обязании исполнить запросы административного истца и наложить штраф на ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" по ст. 13.19.2 КоАП РФ, выдать предписание директору ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" на том основании, что директор ссылается на постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731, которое утратило силу 01.01.2021.
В обоснование иска указано, что истец является собственником 1/2 квартиры по адресу "адрес". Дом по указанному адресу находится в управлении ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк", УК нарушает свои обязательства по управлению многоквартирным домом, о чем административный истец обращался к административному ответчику с обращениями/жалобами неоднократно.
По утверждению истца административный ответчик в нарушение своих обязательств по надзору за деятельностью УК незаконно бездействовал, чем способствует незаконному уклонению УК от исполнения запросов. В результате указанного нарушения, административный истец лишается возможности реализовать свои права на получение от УК достоверной информации по своим запросам, а УК продолжает ненадлежащим образом оказывать услуги по управлению многоквартирным домом. Запрашиваемая административным истцом информация и документы не относятся к общедоступным и не могут быть самостоятельно получены административным истцом. Вместе с тем данная документация является собственностью собственников многоквартирного дома, поэтому нет правовых оснований в отказе исполнения запросов административного истца.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 17.10.2023 (далее-решение суда первой инстанции) в удовлетворении административного иска Ламазову Э.З. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 16 апреля 2024 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Новосибирской области при рассмотрении обращения Ламазова Эльдара Загировича от 05.04.2023, в отмененной части принято по делу новое решение, которым признано незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, допущенное при рассмотрении обращения Ламазова Эльдара Загировича от 05.04.2023, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении доводов о неразмещении на ГИС ЖКХ информации, подлежащей раскрытию в соответствии с приказом Минкомсвязи России N74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016, суд апелляционной инстанции обязал Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области повторно рассмотреть обращение Ламазова Эльдара Загировича от 05.04.2023.
Кассатор просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, подробно описывая фактические обстоятельства по спору и цитируя нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, в частности положения Жилищного кодекса РФ настаивает на том, что все действия должностного лица инспекции совершены в строгом соответствии с действующим законодательством, по всему тексту кассационной жалобы выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель кассатора настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились, представителем истца направлены в суд возражения на кассационную жалобу, на основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец является собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру "адрес".
Дом по указанному адресу находится в управлении ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк".
Истец по поводу нарушениях своих прав со стороны ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" неоднократно обращался с жалобами в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области (02.02.2023, 14.02.2023, 13.03.2023, 05.04.2023).
Так, в обращении от 02.02.2023 (N) истец указывал на нарушение сроков размещения информации о доме и квартирах в нем на портале ГИС ЖКХ; ссылался на проблемы с работой системы вентиляции, в результате которых происходит промерзание, образуется конденсат, обратная тяга); просил произвести выезд и фиксацию нарушений (л.д.44).
По результату рассмотрения данного обращения истцу направлен ответ от 02.03.2023 N-ПГ (л.д.49-52).
В обращении от 14.02.2023 (N) истец запрашивал документы подлежащие передаче собственникам, ссылаясь на то, что документация принадлежит собственникам, а УК является ее временным владельцем (л.д.33-34).
По результату рассмотрения данного обращения истцу направлен ответ от 14.03.2023 N-ПГ (л.д.74-77).
В обращениях от 13.03.2023 (N, N) истец конкретизировал обращение, указал документы, которые управляющая компания ему не предоставила; сообщил о том, что УК отказывает в предоставлении документов на основании постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N731, которое утратило силу 01.01.2021 (недействующего постановления); просил провести отдельную проверку УК на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и наличию в штате квалифицированных специалистов, которые могут работать в такой сложной лицензированной сфере (л.д.30-31).
По результату рассмотрения данного обращения истцу направлен ответ от 07.04.2023 N-ПГ (л.д.71-73).
В обращении от 05.04.2023 (N) истец сообщил о непредоставлении реестра собственников; указал, что на ГИС ЖКХ по-прежнему размещена не вся информация; указал на основания выдать предписание и наложить штраф по статье 13.19.2 КоАП РФ - за непредоставление запрашиваемой информации; просил выдать предписание директору УК на том основании, что он ссылается на недействующее постановление в ответах, обосновывая отказ в предоставлении информации (л.д.62-63).
По результату рассмотрения данного обращения истцу направлен ответ от 04.05.2023 N-ПГ (л.д. 17-21).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что все обращения истца были рассмотрены государственной жилищной инспекцией в установленном законом порядке, ему своевременно даны мотивированные ответы, в связи с чем права административного истца не нарушены.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции исходила из следующих нормативных положений.
В соответствии с подпунктами 3-7, 9 пункта 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в частности:
требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
-требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе.
В силу пункта 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - управляющая организация), лицензионных требований.
Согласно приказу Министерства регионального развития России от 09.04.2012 N162 "Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГЖИ НСО).
Контроль, в частности, осуществляется в отношении порядка раскрытия информации по письменным запросам и запросам в электронном виде, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты рассмотрения письменных вопросов и запросов в электронном виде, а также уведомления о результатах их рассмотрения (подпункт "е" пункта 3).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N208-п утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее - инспекция) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным, в частности, на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области; регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Федеральный закон N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В силу части 1 статьи 56 Федерального закона N248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка (часть 2 статьи 56)
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (часть 3 статьи 56).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N248-ФЗ основанием для. проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В силу пункта 1 части 1 статьи 58 Федерального закона N248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности (часть 2 статьи 58).
В силу пунктов 1, 2, 3 части 3 статьи 58 указанного Федерального закона в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости:
запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
Согласно статье 60 Федерального закона N248-ФЗ по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа: при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия; при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 - 2024 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного
контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры: в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
Как следует из материалов дела в обращении от 02.02.2023 (N) истец указывал на нарушение сроков размещения информации о доме и квартирах в нем на портале ГИС ЖКХ; ссылался на проблемы с работой системы вентиляции, в результате которых происходит промерзание, образуется конденсат, обратная тяга; просил произвести выезд и фиксацию нарушений (л.д.44).
По результату рассмотрения данного обращения истцу направлен ответ от 02.03.2023 N-ПГ, в соответствии с которым должностным лицом ГЖИ НСО в отношении ООО Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" проведены мероприятия по оценке достоверности поступивших сведений в соответствии с частью 3 статьи 58 Федерального закона от 31.07.2020 N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Из поступившей информации установлено, что на основании многочисленных жалоб на неправильную работу вентиляции от жильцов домов N и N по "адрес" застройщику 20.12.2022 было направлено письмо, ответ на которое был получен 03.02.2023. 02.02.2023 была встреча с застройщиком, УК и собственниками домов по вопросам работы вентиляции. Согласно представленным скриншотам ГИС ЖКХ ответ на обращение от 02.02.2023 N предоставлен 14.02.2023 в регламентированные сроки.
В ответе отражено, что документы, подтверждающие нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании коммунальных услуг, заявителем не представлены.
Вместе с тем, на основании пункта 2 статьи 60 Федерального закона N248-ФЗ в адрес ООО "Управляющая компания "ТСЖ Ельцовский парк" принято решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
По результату рассмотрения обращения вынесено определение об отказе - в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, разъяснен порядок и сроки его обжалования (л.д.49-52).
Проанализировав содержание приведенного выше ответа апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что жалоба Ламазова Э.З. рассмотрена в соответствии с положениями действующего законодательства, заявителю своевременно дан мотивированный ответ по всем поставленным в обращении вопросам.
Так, в целях оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (в части нарушения работы вентиляции) должностное лицо инспекции запросило у ООО УК "ТСЖ Ельцовский парк" пояснения в отношении указанных сведений.
Судом апелляционной инстанции установлено, что из анализа поступившей информации следовало, что проблемы с работой вентиляции действительно имеют место, вместе с тем, данный вопрос решается управляющей компанией с застройщиком дома и собственниками (проводятся рабочие встречи, обсуждения).
При установленных обстоятельствах инспекция в пределах своей компетенции приняла решение об отсутствии оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, вместе с тем, в порядке пункта 2 статьи 60 Федерального закона N248-ФЗ направило управляющей компании предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что пределы усмотрения инспекции в данном случая не нарушены, а незаконное бездействие при рассмотрении обращения истца отсутствует.
В части вопроса о не размещении информации в ГИС ЖКХ инспекцией проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением лицензионных требований, в ходе которого установлено, что в ГИС ЖКХ в электронном паспорте информация размещена не в полном объеме, что нарушает требования пункта 2 раздела 10 Приказа N74/114/пр и указывает на наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности по данному правонарушению истек. В связи с этим должностным лицом инспекции вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19.2 КоАП РФ.
В рамках имеющихся полномочий, в связи с неразмещением в ГИС ЖКХ информации в электронном паспорте дома, ООО УК "ТСЖ Ельцовский парк" объявлено предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что анализ ответа от 02.03.2023 N-ПГ в рассматриваемой части также свидетельствует о правильности выводов суда первой инстанции об отсутствии со стороны административного ответчика незаконного бездействия. Ответ дан по существу после проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения, а принятое в порядке КоАП РФ процессуальное решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подлежит оспариванию в рамках процедуры, предусмотренной указанным Кодексом.
В обращении от 14.02.2023 (N) истец запрашивал документы, подлежащие передаче собственникам, ссылаясь на то, что документация принадлежит собственникам, а УК является ее временным владельцем (л.д.33~34).
В обращениях от 13.03.2023 (N, N) истец конкретизировал обращение, указал документы, которые управляющая компания ему не предоставила; сообщил о том, что УК отказывает в предоставлении документов на основании постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N731, которое утратило силу 01.01.2021 (недействующего постановления); просил провести отдельную проверку УК на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и наличию в штате квалифицированных специалистов, которые могут работать в такой сложной лицензированной сфере (л.д.30-31).
По результату рассмотрения данных обращений истцу направлены ответы от 14.03.2023 N-ПГ (л.д.74-77) и от 07.04.2023 N-ПГ, в соответствии с которыми по итогам проведения мероприятия без взаимодействия в форме наблюдения установлено, что договор с ООО "Троя-НСК" размещен в ГИС ЖКХ, ответы на обращения истцу управляющей компанией представлены в сроки не более 10 рабочих дней, что соответствует пункту 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416.
Заявителю разъяснено, что с протоколами общих собраний, а также с информацией о применяемых тарифах в разрезе услуг заявитель может ознакомиться в системы ГИС ЖКХ на сайте http://dom.gosuslugi.ru/.
Также заявителю разъяснено, что инспекция не уполномочена проводить проверки в отношении должностных лиц управляющих организацией на соответствие квалификационным требованиям, за истечением проведения проверок в отношении управляющей организации (лицензиата) на предмет соблюдения лицензионных требований по наличию у должностного лица лицензиата квалификационного аттестата в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ответе отражено, что директор управляющей организации ООО УК "ТСЖ Ельцовский парк" имеет действующий квалификационный аттестат N от 30.06.2021. В этой связи у инспекции отсутствуют основания для проведения проверки в отношении ООО УК "ТСЖ Ельцовский парк" (л.д.71-73).
Проанализировав содержания приведенных выше ответов апелляционная инстанция согласилась с судом первой инстанции об отсутствии со стороны инспекции незаконного бездействия, поскольку жалобы административного истца рассмотрены инспекцией в соответствии с требованиями действующего законодательства, заявителю направлены мотивированные и обоснованные ответы, поддерживая позицию суда первой инстанции суд апелляционной инстанции указал, что несогласие заявителя с ответами по существу не может явиться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Обосновывая названный вывод суд апелляционной инстанции исходил из того, что в суде апелляционной инстанции представитель административного истца подтвердил, что в настоящее время все запрашиваемые Ламазовым Э.З. документы предоставлены ему ООО УК "ТСЖ Ельцовский парк". Инициированное по данному вопросу гражданское дело об истребовании документов прекращено в связи с отказом истца от иска.
В обращении от 05.04.2023 (N) истец сообщил о непредоставлении реестра собственников; указал, что на ГИС ЖКХ по-прежнему размещена не вся информация; указал на основания выдать предписание и наложить штраф по статье 13.19.2 КоАП РФ - за непредоставление запрашиваемой информации; просил выдать предписание директору УК на том основании, что он ссылается на недействующее постановление в ответах, обосновывая отказ в предоставлении информации (л.д.62-63).
По результату рассмотрения данного обращения истцу направлен ответ от 04.05.2023 N-ПГ, в соответствии с которым установлено, что на обращения собственников с требованием предоставить договоры аренды общего имущества и информацию об общих собраниях управляющая компания представила имеющиеся договоры с домофонной организацией, а также пояснила, что у многоквартирного дома отсутствуют договоры на передачу в пользование общего имущества. Ответ на обращение о 30.03.2023 размещен 07.04.2023 в регламентированные сроки.
В ответе инспекции даны разъяснения по вопросу непредставления ООО УК "ТСЖ Ельцовский парк" единых платежных документов в ГИС ЖКХ.
Указано, что по вопросу нарушения срока предоставления реестра собственников помещений по запросу (обращению) в ГИС ЖКХ инспекцией проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в виде документарной проверки. В ходе проверки установлены нарушения ООО УК "ТСЖ Ельцовский парк" лицензионных требований, установленных ч.3.1 статьи 45 ЖК РФ. Должностному лицу управляющей организации направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 13.19.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении после его составления будет направлен для рассмотрения в суд.
В ответе дана оценка доводам заявителя по вопросу отсутствии информации о проведенном в период с мая по апрель 2022 года общем собрании собственников в многоквартирном доме, а также нарушении порядка созыва и проведения общего собрания собственников. Разъяснен порядок оспаривания таких решений в судебном порядке.
По вопросу выдачи предписания в связи с отсутствием у директора управляющей компании знаний действующего законодательства заявителю даны разъяснения, аналогичные тем, которые давались в предшествующем ответе от 07.04.2023.
Оценив указанный выше ответ по существу и сопоставляя его с обращением истца, апелляционная инстанция пришла к выводу о его неполноте в части оценки доводов заявителя о неразмещении в ГИС ЖКХ информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016.
Обосновывая данный вывод суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявитель указывал, что на ГИС ЖКХ до настоящего времени не размещена следующая подлежащая раскрытию информация:
информация о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с потребителями коммунальных услуг; информация о договорах о предоставлении в пользование участи общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также о документах, подтверждающих полномочия указанных лиц заключать такие договоры, а именно: договор с охранной организацией, договор с домофонной компанией, договоры с интернет-провайдерами, договоры аренды общего имущества для целей рекламы.
Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Федеральным законом от 21.07.2014 N209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" установлены виды информации, размещаемой в системе.
Согласно пунктам 33, 39 статьи 6 указанного Федерального закона в системе должны размещаться:
информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома (пункт 33);
договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры (пункт 39).
Состав, сроки и периодичность размещения в системе ГИС ЖКХ информации о деятельности по управлению многоквартирным домом утверждены Приказом Минкомсвязи России N74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016.
В разделе 10 Приказа Минкомсвязи России N74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016 утвержден список информации, которую управляющие компании обязаны размещать в ГИС ЖКХ.
В силу пункта 17 раздела 10 указанного Приказа N74/114/пр на ГИС ЖКХ, в частности, должна размещаться информация о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственником помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в ответе от 04.05.2023 N-ПГ не дана оценка доводам истца, изложенных в его обращении от 05.04.2023 о не размещении управляющей компанией в ГИС ЖКХ информации о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с потребителями коммунальных услуг; информации о договорах о предоставлении в пользование участи общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также о документах, подтверждающих полномочия указанных лиц заключать такие договоры (договора с охранной организацией, договора с домофонной компанией, договоров с интернет- провайдерами, договоров аренды общего имущества для целей рекламы).
В указанной части суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о незаконном бездействии инспекции, которым нарушены права административного истца, на что не обращено внимания судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции обоснованно возложена на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца от 05.04.2023.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые были предметом правильной правовой оценки суда апелляционной инстанции и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по спору.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы в обжалованной части не имеется, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 16 апреля 2024 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.