Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2966/2023 (УИД 22RS0013-01-2023-002363-31) по иску Савиной Татьяны Викторовны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г.Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" о взыскании субсидий, процентов за пользование денежными средствами, морального вреда
по кассационной жалобе Савиной Татьяны Викторовны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 31 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Савина Татьяна Викторовна (далее - Савина Т.В, истец) обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" (далее - КГКУ "УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам", ответчик) о взыскании субсидий, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что с февраля 2018 года Савина Т.В. является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В период с июня по сентябрь 2019 года истцу назначена субсидия в размере 3 895 рублей 81 копейка, с октября по ноябрь 2019 года - 5 339 рублей 96 копеек.
Обращаясь к ответчику с заявлением о получении субсидии в декабре 2019 года, истцу стало известно, что ответчиком проведено сравнение выплаченных сумм субсидий с фактическими платежами по ЖКУ, в результате которого выявлена переплата в размере 5 524 рубля 40 копеек, которая в добровольном порядке внесена истцом 11 февраля 2020 года.
Также истец являлась получателем субсидии на оплату ЖКХ в периоды с апреля по сентябрь 2020 года, с октября 2020 года по сентябрь 2022 года.
12 июля 2022 года ответчик уведомил истца о наличии переплаты по субсидиям ЖКХ, предложено решить вопрос в добровольном порядке путем удержания переплаты в счет начисленных субсидий, о чем было написано заявление Савиной Т.В.
Полагая, что ответчик ввел истца в заблуждение, поскольку переплата субсидии не подлежит возврату, 13 июля 2022 года Савина Т.В. направила ответчику досудебную претензию, которая оставлена без удовлетворения.
Согласно расчету, представленному истцом, сумма неправомерно удержанной с истца субсидии составила 50 568 рублей 22 копейки.
Савина Т.В просила суд взыскать с КГКУ "УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" неправомерно полученные и удержанные денежные средства в размере 50 568 рублей 22 копейки; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 597 рублей 73 копейки; проценты за пользование чужими денежными средствами с даты вступления решения суда в законную силу до даты фактического погашения задолженности; компенсацию морального вреда - 10 000 рублей; расходы на оказание юридических услуг - 20 000 рублей; почтовые расходы - 63 рубля; расходы по оплате государственной пошлины - 1 914 рублей 98 копеек.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 31 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2024 г. в удовлетворении исковых требований Савиной Т.В. отказано.
Савиной Т.В. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 31 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового судебного постановления.
В обоснование кассационной жалобы, кассатор приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе; полагает, что оснований для удержания субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имелось, а критерием перерасчета явился массовый перерасчет при изменении региональных стандартов стоимости ЖКУ.
Ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации N78-КГ20-21-КЗ от 13 июля 2020 г, полагает, что в качестве неосновательного обогащения не могут быть взысканы денежные средства, которые предоставлены как средства к существованию, если не было счетной ошибки или недобросовестных действий со стороны гражданина.
КГКУ "УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Савиной Т.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 2018 года по настоящее время Савина Т.В. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
29 мая 2019 года Савина Т.В. обратилась в КГКУ "УСЗН по г.Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По результатам рассмотрения заявления Савиной Т.В. назначена субсидия в размере 3 895 рублей 81 копейка на период с 1 июня по 30 сентября 2019 года и в размере 5 339 рублей 96 копеек на период с 1 октября по 30 ноября 2019 года.
В связи с проведением массовых перерасчетов при изменении региональных стандартов ЖКУ, прожиточного минимума в названный период истцу фактически выплачена субсидия в размере 26 624 рубля 10 копеек, оплачено коммунальных услуг на сумму 21 415 рублей 86 копеек.
В результате проведенных сравнений выплаченных субсидий с фактическими платежами по ЖКУ ответчиком выявлена переплата в размере 5 524 рубля 40 копеек, которая в добровольном порядке выплачена истцом ответчику, что подтверждается платежным поручением N от ДД.ММ.ГГГГ.
18 марта 2020 года Савина Т.В. вновь обратилась с заявлением о назначении и выплате субсидии, на основании которого ей назначена субсидия в размере 6 658 рублей 43 копеек в апреле 2020 года, 5 569 рублей 79 копеек на период с 1 мая по 30 сентября 2020 года.
За указанный период по результатам проведенных сравнений выплаченных субсидий с фактическими платежами по ЖКУ и изменению совокупного дохода была выявлена переплата в размере 9 674 рубля 99 копеек.
Установлено изменение совокупного дохода семьи в период с января 2020 года по июль 2020 года в связи с получением ежемесячной выплаты на ребенка с 3 до 7 лет. Размер совокупного дохода семьи на момент расчета составлял 15 400 рублей 08 копеек, на момент проведения перерасчета с учетом детского пособия доход семьи составлял 17 017 рублей 24 копейки, что подтверждено справкой о доходах, учтенной при оформлении заявки.
В связи с изменением размера дохода семьи расчетный (максимальный) размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должен был составлять: апрель - 8 095 рублей 27 копеек, май - 5 278 рублей 31 копейка, июнь - 5 278 рублей 31 копейка, июль- 5 550 рублей 90 копеек, август - 5 640 рублей 26 копеек, сентябрь - 5 864 рубля.
Общий размер выплаченной Савиной Т.В. субсидии за период с апреля по сентябрь 2020 года составил 35 435 рублей 86 копеек. Расходы на оплату коммунальных услуг за указанный период составили 26 553 рубля 94 копейки.
6 октября 2020 года Савина Т.В. обратилась с заявлением о назначении субсидии, в связи с чем, ей назначена субсидии в размере 6 658 рублей 43 копейки на период с 1 октября 2020 года по 31 марта 2021 года. После предоставления сведений о размере расходов на коммунальные платежи размер субсидии изменен и составил 3 408 рублей 65 копеек.
За данный период по результатам проведенных сравнений выплаченных сумм субсидий с фактическими платежами по ЖКУ и совокупного дохода семьи была установлена недоплата Савиной Т.В. в сумме 15 863 рубля 86 копеек.
В период с 1 апреля по 30 сентября 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации N 420 от 2 апреля 2020 г. "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Савиной Т.В. назначена субсидия за апрель в размере 3 408 рублей 65 копеек, а также на период с 1 мая по 30 сентября 2021 года в размере 3 219 рублей 18 копеек.
При перерасчете размера субсидий за указанный период установлена переплата в размере 19 504 рубля 55 копеек в связи с изменением доходов истца за расчетный период, в который установлено отсутствие права истца на получение субсидии.
За период с 1 октября 2021 года по 31 марта 2022 года истцу назначена субсидия в размере 753 рубля 32 копейки. В ходе сравнения выплаченных и оплаченных сумм ответчиком выявлена доплата в размере в размере 42 копейки.
Также в период с апреля по сентябрь 2022 года истцу назначена субсидия в следующих размерах: апрель - 3 131 рубль 82 копейки; май - 0, 00 рублей (доходы превысили расходы на оплату ЖКУ в пределах установлено стандарта стоимости ЖКУ); июнь - 563 рубля 31 копейка; июль - сентябрь: 983 рубля 47 копеек. При этом за июнь, июль произведен перерасчет размера субсидий в связи с увеличением размера стандарта стоимости ЖКУ.
В июле 2022 года ответчиком произведена сверка по всему платежному периоду, в результате чего установлена переплата в размере 13 315 рублей 26 копеек (19 504, 55+9 674, 99 - 15 863, 86-0, 42), которая была удержана из начисленной в последующем субсидии. На момент рассмотрения спора все денежные средства удержаны с Савиной Т.В.
В ходе рассмотрения спора истцом размер фактически понесенных расходов на оплату ЖКУ в указанные периоды, а также приведенные ответчиком расчеты размера субсидий не оспаривались
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005г. N761, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", исходя из того, что суммы переплат субсидии 5 524 рубля 40 копеек (добровольно возмещена истцом), 9 674 рубля 99 копеек, 19 504 рубля 55 копеек выявлены после начисления субсидии на оплату ЖКУ в результате перерасчета, после фактического получения истцом указанных сумм; размер предоставленной и выплаченной субсидии превышает фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также в связи с повышением размера доходов истца за периоды, в которые субсидия была начислена и выплачена, в связи с чем КГКУ УСЗН по г.Бийску, Бийскому и Солтонскому районам, произвело перерасчет размера субсидий, а также зачет имеющейся переплаты в счет будущей субсидии, право на получение которой имелось у истца, суд первой инстанции установив, что права истца на получение субсидий на оплату ЖКУ не нарушены, правовых оснований для взыскания суммы удержанных и добровольно оплаченных субсидий не имеется, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Савиной Т.В. исковых требований.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии оснований для удержания выплаченных субсидий на оплату ЖКУ, суд апелляционной инстанции указал, что в случае выявления переплаты субсидии в определенные месяцы, уполномоченный орган вправе удержать излишне выплаченные суммы в счет будущей субсидии, что и было сделано ответчиком при зачете сумм выявленной переплаты в счет подлежащей выплате субсидии за периоды, следующие за периодом, в котором осуществлена переплата, в связи с чем, выводы суда первой инстанции о правомерности действий КГКУ "УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" и отсутствия правовых оснований для выплаты указанной суммы истцу, являются обоснованными. Также судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда указала на то, что апелляционная жалоба доводы в части неправильного начисления размера субсидий не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы 1, 2, 3 пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац 1 пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 7, 8, 14 Правил).
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005г. N 761, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 указанных Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 27 указанных Правил установлено, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии (абзац 3 пункта 27 Правил).
Пунктом 27(2) указанных Правил установлено, что в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
Как следует из пункта 48 Правил получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, указанном в абзаце четвертом пункта 45 настоящих Правил, уполномоченный орган обязан информировать лицо, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, о наступлении событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
В силу подпункта "б" пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения состава семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).
Из содержания пункта 49 указанных Правил следует, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
При этом в пункте 50 указанных Правил также указано на то, что в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что уполномоченный орган вправе удержать излишне выплаченные суммы в счет будущей субсидии при наличии у гражданина соответствующего права, что и было сделано ответчиком при зачете сумм выявленных при расчете субсидий за периоды, следующие за периодом, в котором осуществлена переплата, обосновано пришли к выводу о том, что действий КГКУ "УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" являются правомерными, в связи с чем правовые основания для выплаты указанной суммы истцу отсутствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судебными инстанциями все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку по сути повторяют правовую позицию истца, выраженную в ходе судебного разбирательства, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, и не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки кассатора на судебную практику по иным делам, не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами по иным делам, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. При этом вопреки доводам кассатора действующим специальным законодательством, регулирующим порядок предоставления указанной меры социальной поддержки предусмотрена возможность зачета суммы субсидии в счет следующих выплат.
Несогласие кассатора с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 31 августа 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Савиной Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.