Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Андугановой О.С, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5507/2023 (УИД: 54RS0010-01-2023-005858-60) по иску Астафьевой Лидии Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о восстановлении срока на подачу заявления, признании незаконным отказа, возложении обязанности произвести выплату, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 1 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Астафьева Лидия Викторовна (далее - Астафьева Л.В, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о восстановлении срока на подачу заявления, признании незаконным отказа, возложении обязанности произвести выплату.
В обоснование заявленных требований Астафьева Л.В. указала, что она обратилась к ответчику с заявлением об осуществлении ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", в чем было отказано по причине пропуска срока. Между тем, пропуск срока обусловлен виновными действиями сотрудников ответчика, которые разъясняли истцу, что подача заявлений не представляется возможным по причине отсутствия у детей СНИЛС. Полагает, что такие разъяснения не соответствовали закону.
С учетом уточнений исковых требований Астафьева Л.В. просила суд восстановить срок для обращения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на получение ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", признать незаконным отказ ответчика в осуществлении выплаты, возложить обязанность произвести выплату.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 1 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 марта 2024 г. исковые требования Астафьевой Л.В. удовлетворены частично.
Астафьевой Лидии Викторовне восстановлен срок для обращения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на получение ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
За Астафьевой Лидией Викторовной признано право на получение ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области просит об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 1 ноября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 марта 2024 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель выражает несогласие с восстановлением срока на обращение истца, поскольку истец была индивидуально уведомлена о праве на получение социальной выплаты, возможности и сроках подачи заявления, от чего отказалась, с соответствующим заявлением в установленный срок до 1 октября 2020 г. не обращалась, заявление подано по истечении срока, 26 марта 2021 г. При этом, Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" прямо не предусматривает возможность восстановления срока для обращения за начислением единовременной выплаты.
Заявителем указано, что некорректная консультация сама по себе не препятствовала подаче заявления любым доступным для истца способом.
Вывод о виновности сотрудников пенсионного фонда сделан судом только на основании пояснений истца. Доказательств невозможности обращения истца с заявлением о выплате не представлено.
Субъективное отношение истца к вопросу получения пособия и ее бездействие, не является основанием для восстановления пропущенного срока.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Астафьева Л.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Астафьева Л.В. приходится матерью А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
11 сентября 2020 г. в рамках работы по активному поиску лиц, имеющих право на получение пособия, сотрудники Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска разъяснили Астафьевой Л.В. право на подачу заявления согласно Указу Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей". Астафьева Л.В. пояснила, что в случае, если для получения выплат необходимо получение СНИЛС в отношении детей, то она от подачи заявлений отказывается.
В свою очередь, сотрудниками УПФР в Советском районе г. Новосибирска разъяснено на невозможность подачи заявления без предоставления СНИЛС несовершеннолетних. Данные обстоятельства подтверждаются служебной запиской руководителя клиентской службы в городе Бердске от 20 сентября 2023 г.
22 марта 2021 г. Астафьева Л.В. обратилась с заявлением о предоставлении ей выплат в отношении указанных детей, предоставила реквизиты счета для выплат, указав, что она по личным убеждениям отказывается оформлять СНИЛС на детей.
26 октября 2021 г. Астафьева Л.В. вновь обратилась к ответчику с аналогичным заявлением.
21 декабря 2020 г. Астафьева Л.В. обратилась с жалобой на неосуществление выплаты в Управление Президента Российской Федерации. Обращение было перенаправлено в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
Ответом от 23 марта 2021 г. истцу указано, что с заявлениями об осуществлении выплат Астафьева Л.В. должна была обратиться не позднее 1 октября 2020 г. Поскольку истец своевременно не подала заявления, основания для осуществления выплат отсутствуют.
Полагая, что срок пропущен истцом по вине ответчиков, Астафьева Л.В. обратилась в суд с иском.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 317 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N474 "Об утверждении Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", суд первой инстанции пришел к выводу, что Астафьева Л.В. относилась к лицам, имеющим право на получение государственной поддержки в виде выплат по Указам Президента, однако, в установленный законом срок - до 1 октября 2020 г, заявление о выплатах ею подано не было.
Судом указано, что лицом, виновным в нарушении прав истца, повлекшим несвоевременную подачу заявления об осуществлении выплат, являются сотрудники Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, некорректно проконсультировавшие истца о невозможности подачи соответствующих заявлений в отсутствие СНИЛС несовершеннолетних, поскольку из буквального толкования Правил осуществления выплат номер индивидуального лицевого счета (при наличии) ребенка указывается только при его наличии.
Поскольку ввиду неверной консультации истца о возможности подачи заявления в отсутствие номера индивидуального лицевого счета детей, Астафьева Л.В. своевременно не реализовала свое право на подачу соответствующего заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для восстановления Астафевой Л.В. срока обращения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на получение ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", признав за Астафьевой Л.В. право на получение ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда апелляционным определением от 12 марта 2024 г. оставила без изменения решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 1 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, Президентом Российской Федерации были изданы Указ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", Указ N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" были установлены меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно данному Указу ежемесячные выплаты в размере 5 000 рублей в апреле - июне 2020 года предусмотрены лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 года. Ежемесячные выплаты осуществлялись на каждого ребенка в возрасте до трех лет, имеющего гражданство Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 317 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" расширены меры социальной поддержки. Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 дополнен пунктом 1.1, согласно которому, начиная с 1 июня 2020 года, право на единовременную выплату в размере 10 000 рублей получили граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года). Указанные лица вправе обратиться за назначением ежемесячных выплат и единовременной выплаты до 1 октября 2020 г.
Таким образом, семьи с детьми в возрасте от 3 до 16 лет получили право на единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка. При этом 16 лет ребенку должно исполниться не ранее мая 2020 года (на момент издания Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N317). Чтобы получить выплату, необходимо подать заявление до 1 октября 2020 г. - одно на всех детей.
Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" постановлено произвести в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", единовременную выплату гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - граждане), в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474 утверждены Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" (далее - Правила).
Указанными Правилами установлен порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет (далее единовременная выплата).
Согласно пункту 3.1 Правил (введенному Постановлением Правительства Российской Федерации от мая 2020 г. N 652), единовременная выплата в размере 10 000 рублей осуществляется, начиная с 1 июня 2020 года гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года.
В соответствии с пунктом 3.2 Правил (введенному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N919), единовременная выплата в размере 10 000 рублей осуществляется, начиная с 1 июля 2020 года гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, на каждого такого ребенка.
Согласно пункту 4.1 Правил, для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 3.1 настоящих Правил, заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в любое время до 1 октября 2020 г.
В силу пункта 4.2 Правил, гражданам, получившим выплаты в соответствии с пунктами 4 и 4.1 настоящих Правил, единовременная выплата, предусмотренная пунктом 3.2 настоящих Правил, осуществляется без подачи заявления и документов.
Гражданам, не обращавшимся за получением выплат в соответствии с пунктами 4 и 4.1 настоящих Правил, единовременная выплата семьям с детьми в возрасте до 16 лет, предусмотренная пунктом 3.2 настоящих Правил, будет произведена одновременно с ежемесячной выплатой и единовременной выплатой семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет в случае обращения за их получением в соответствии с пунктами 4 и 4.1 настоящих Правил.
В силу пункта 5.1 Правил, заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно пункту 13 Правил, основаниями для полного или частичного (в случае, если в заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указаны сведения более чем об одном ребенке) отказа в удовлетворении соответствующего заявления являются, в частности, несоответствие требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 3.2 настоящих Правил.
В силу пункта 13 Правил основаниями для полного или частичного (в случае, если в заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указаны сведения более чем об одном ребенке) отказа в удовлетворении соответствующего заявления являются: несоответствие требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 3(2) настоящих Правил; лишение (ограничение) заявителя родительских прав в отношении ребенка (детей); смерть ребенка (детей), в связи с рождением которого (которых) возникло право на ежемесячную выплату или единовременную выплату; представление недостоверных сведений.
С учетом изложенного, Астафьева Л.В. имела право на получение государственной поддержки в виде выплат по Указам Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", при подачи соответствующего заявления до 1 октября 2020 г, что не оспаривается и ответчиком в ходе рассмотрения данного дела.
Между тем, в установленный законом срок - до 1 октября 2020 г, заявление о соответствующих выплатах, Астафьевой Л.В. подано не было.
Однако, как следует из материалов дела, 11 сентября 2020 г. сотрудники УПФР в Советском районе г. Новосибирска по телефонному разговору разъяснили Астафьевой Л.В. право на подачу заявления согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Как следует из служебной записки руководителя клиентской службы в городе Бердске от 20 сентября 2023 г, при консультировании Астафьевой Л.В. сотрудниками УПФР в Советском районе г. Новосибирска были даны разъяснения о порядке и сроках подачи заявления, в том числе была предоставлена информация, что при заполнении заявления одним из обязательных реквизитов является заполнение номера СНИЛС заявителя и детей. Астафьева Л.В. отказалась подавать заявление с указанием номеров СНИЛС детей.
Таким образом, 11 сентября 2020 г. Астафьевой Л.В. сотрудниками УПФР в Советском районе г. Новосибирска были даны разъяснения о невозможности подачи заявления без предоставления СНИЛС несовершеннолетних детей, в результате чего, Астафьева Л.В. отказалась от подачи соответствующего заявления, если для получения выплат необходимо получение СНИЛС в отношении детей.
Однако, согласно пункту 10 Правил осуществления выплат, в заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указываются:
наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который представляется заявление;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя в соответствии документом, удостоверяющим личность, а также его статус (мать, отец ребенок, опекун или попечитель ребенка, мужчина - единственны усыновитель), контактный телефон. В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, данная при рождении;
адрес места жительства, места пребывания или фактического проживания в Российской Федерации;
страховой номер индивидуального лицевого счета;
сведения о документе, удостоверяющем личность;
фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты актовой записи о рождении (номер, дата и наименование органа записи актов гражданского состояния, составившего запись), дата рождения, место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) ребенка (детей);
сведения о реквизитах счета, открытого на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, для перечисления выплаты (наименование учреждения банка, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), номер корреспондентского счета организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя, номер счета, открытый на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, назначение платежа);
сведения об ответственности за достоверность представленных сведений.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов, что из буквального толкования нормы следует, что номер индивидуального лицевого счета ребенка указывается только при его наличии.
При указанных обстоятельствах, на основании анализа представленной совокупности доказательств с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ввиду неверной консультации истца о возможности подачи заявления в отсутствие номера индивидуального лицевого счета детей (при его наличии), Астафьева Л.В. своевременно не реализовала свое право на подачу соответствующего заявления по вине сотрудников Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что Астафьева Л.В. была индивидуально уведомлена о праве на получение социальной выплаты, возможности и сроках подачи заявления, от чего отказалась, с соответствующим заявлением в установленный срок до 1 октября 2020 г. не обращалась, заявление подано по истечении срока 26 марта 2021 г, поскольку материалами дела подтверждается, что в результате неверной консультации сотрудниками Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, истец своевременно не реализовала свое право на подачу соответствующего заявления.
С учетом того, что истец желала реализовать свое право на получение соответствующих выплат, предусмотренных законом, однако в результате действий сотрудников Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области по неверной консультации истца о возможности их получения, истцом срок подачи соответствующих заявлений был пропущен, судебная коллегия соглашается с выводами судов о наличии правовых оснований для восстановления Астафевой Л.В. срока обращения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на получение ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
Вопреки доводов жалобы, действия ответчика по неверной консультации истца о возможности получения выплат на детей подтверждаются материалами дела, в том числе служебной запиской руководителя клиентской службы в городе Бердске от 20 сентября 2023 г.
Кроме того, в качестве уважительных причин пропуска срока на своевременное обращение с заявлением на получение выплат, судами правомерно учтен тот факт, что Астафьева Л.В. ДД.ММ.ГГГГ родила А, то есть, являлась матерью малолетнего ребенка, требующего постоянного ухода в 2020 году, что также препятствовало возможности личного обращения в установленные законом сроки с заявлением.
При этом, суды правомерно исходили из того, что пропуск гражданином срока обращения за назначением ежемесячных выплат и единовременной выплаты на ребенка в связи с Указами Президента Российской Федерации, не может являться основанием для лишения его права на получение таких выплат, учитывая, что пропуск истцом срока обращения за выплатами, в данном случае, обусловлен наличием исключительных уважительных причин, не зависящих от самого истца, в результате неверной консультации самих сотрудников Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области.
Неосведомленность гражданина о правильном получении социальных гарантий от государства и заблуждение истца в порядке реализации своего права в результате неверной консультации сотрудниками ответчика лишает смысл и задачи государственной поддержки семьи, материнства и детства, предусмотренных Конституций Российской Федерации.
Так, суд первой инстанции верно указал на заслуживающее внимания обстоятельство, что материалы дела не содержат достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих факт доведения ответчиками до истца достоверной и полной информации о порядке реализации права на получение выплат в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 г. N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
Кроме того, Астафьева Л.В. в период с декабря 2020 года по настоящее время осуществляла переписку с органами пенсионного фонда, которые настаивали на невозможности получения выплаты в отсутствие СНИЛС несовершеннолетних, что свидетельствует о том, что истец длительное время предпринимала действия по восстановлению своего нарушенного права, однако, ответчик отказывал истцу в осуществлении данных выплат.
Не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов довод жалобы ответчика об отсутствии оснований для восстановления срока обращения для получения спорных выплат, так как данные сроки носят пресекательный характер и закон не предусматривает возможность восстановления срока для обращения за назначением выплат, поскольку в Указе Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", а также в Указе Президента Российской Федерации N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" нет прямого указания на то, что указанные в них сроки обращения за назначением выплат являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Следовательно, лица, пропустившие этот срок, не лишены возможности воспользоваться закрепленным в статье 46 Конституции Российской Федерации правом на судебную защиту, обратившись с заявлением о восстановлении им указанного срока в судебном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов о признании за Астафьевой Л.В. права на получение ежемесячных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 249 от 7 апреля 2020 г. "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей"; признании за Астафьевой Л.В. права на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 412 от 23 июня 2020 г. "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены исключительно на иную оценку представленных в материалы дела и исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств по делу, основаны на ошибочном толковании норм материального права, кассационная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает достаточных оснований для отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 1 ноября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.