Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Андугановой О.С, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4776/2023 (УИД:38RS0024-01-2023-001559-05) по иску Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" к Смирновой Татьяне Геннадьевне о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", истец) обратилось в суд с иском к Смирновой Татьяне Геннадьевне (далее - Смирнова Т.Г, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании заявления от 28 января 2022 г. Смирновой Т.Г. назначена государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N73-ОЗ в размере 250 000 руб. В марте 2022 г. ответчик такую денежную выплату получила.
В период с февраля по сентябрь 2022 г. Смирнова Т.Г. в нарушение условий социального контракта отчеты об исполнении программы социальной адаптации истцу не предоставляла, товары приобретала не в срок и в разное время, что явилось основанием для прекращения социального контракта и истребования у Смирновой Т.Г. полученной денежной выплаты.
С учетом уточнений исковых требований ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" просило суд взыскать с ответчика Смирновой Т.Г. сумму неосновательного обогащения в размере 250 000 руб. в качестве неосновательного обогащения.
Определением Ангарского городского суда Иркутской области от 10 июля 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-Сибирское".
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 февраля 2024 г, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 марта 2024 г. об исправлении описки, в удовлетворении исковых требований Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" к Смирновой Татьяне Геннадьевне о взыскании неосновательного обогащения отказано.
В кассационной жалобе ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" просит об отмене решения Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 февраля 2024 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального права, не соответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Так, судами не учтено, что при заключении социального контракта Смирнова Т.Г. ознакомлена с правами и обязанностями, при изменении каких-либо обстоятельств ответчик должна была уведомить об этом учреждение. Между тем, с заявлением о внесении изменений в программу социальной адаптации Смирнова Т.Г. не обращалась.
Согласно п. 3 программы социальной адаптации к социальному контракту приобретение основных средств материально-производственных запасов запланировано с 1 марта 2022 г. по 31 марта 2022 г, Смирнова Т.Г. не выполнила обязательства по закупке оборудования, указанного в программе социальной адаптации, сдаче финансовой отчетности в срок. Указанное оборудование закуплено только в ноябре 2022 г, что, по мнению заявителя, является грубейшим нарушением по исполнению обязательств по социальному контракту.
Заявитель считает, что на заседании межведомственной комиссии, состоявшемся 1 декабря 2022 г. членами комиссии принято верное и обоснованное решение, о расторжении социального контракта со Смирновой Т.Г. и возврате ею денежных сумм, полученных от государства на основании социального контракта.
Возражения относительно доводов кассационной жалобы в материалы дела не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", ответчик Смирнова Т.Г, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-Сибирское", сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 27 января 2022 г. Смирнова Т.Г. зарегистрирована в ОГКУ ЦЗН города Усолье-Сибирское в целях поиска подходящей работы.
28 января 2022 г. ответчик обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" с заявлением об оказании государственной социальной помощи.
Решением от 21 февраля 2022 г. N ответчику назначена государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности в размере 250 000 рублей.
Денежные средства в размере 250 000 руб. были перечислены Смирновой Т. Г. 5 марта 2022 г.
На основании подписанного между сторонами Социального контракта N от 21 февраля 2022 г. утверждена Программа социальной адаптации, в которой согласован план мероприятий по социальной адаптации ответчика с 21 февраля 2022 г. по 20 февраля 2023 г.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 15 декабря 2022 г. N выплата прекращена с 1 декабря 2022 г. по причине невыполнения Смирновой Т.Г. мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
21 февраля 2022 г. ответчик поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, представляет отчетность о профессиональном доходе в период с 1 января 2023 г. по настоящее время, что подтверждается справками МИФНС N по Иркутской области N от 16 ноября 2022 г, N от 5 сентября 2023 г.
Как следует из материалов представленного истцом дела по социальному контракту N от 21 февраля 2022 г. (далее по тексту: дело соцзащиты), Смирновой Т.Г. за счет государственных средств приобретено все заявленное в программе социальной адаптации оборудование: стеллаж, коврик для резки, вакуумный термопресс, нагревательный элемент, принтер этикеток, строительный фен, термопресс плоский А3, оборудование для шелкографии, расходные материалы на общую сумму 250 330 руб. (таблица покупок). Соответствующие чеки и товарные отчеты имеются в материалах дела соцзащиты.
Социальный контракт N от 21 февраля 2022 г. фактически заключен между сторонами уже после получения Смирновой Т.Г. денежных средств из бюджета. Ответчиком контракт подписан 21 марта 2022 г, что подтверждается письмом от 21 февраля 2022 г. N ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", согласно которому 21 февраля 2022 г. Смирнова Т.Г. только уведомлена по почте о принятом в отношении нее решении, отметкой об ознакомлении на Программе социальной адаптации, а также пояснениями сторон в судебном заседании.
Первый отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Социальным контрактом N от 21 февраля 2022 г, был представлен Смирновой Т.Г. истцу в день подписания социального контракта 21 марта 2022 г. Ответчик отчиталась о регистрации в качестве самозанятого и о приобретении за счет собственных средств 2 пожарных извещателей.
Во исполнение социального контракта N от 21 февраля 2022г. Смирнова Т.Г. представила истцу договор аренды помещения от 10 марта 2022 г. по адресу: "адрес"
11 апреля 2022 г. ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-Сибирское", курирующее исполнение Социального контракта N от 21 февраля 2022 г, осмотрело место осуществления ответчиком предпринимательской деятельности по указанному адресу и составило акт посещения рабочего места гражданина, заключившего социальный контракт, от 11 апреля 2022 г, в котором зафиксировало фактическое наличие оборудования, приобретенного на государственные средства, и установило, что в рамках действия социального контракта Смирновой Т.Г. оказываются услуги фотопечати, материальное положение семьи изменилось в лучшую сторону.
Аналогичные выводы содержатся в письме третьего лица в адрес истца от 6 июля 2022 г. N акте посещения рабочего места гражданина, заключившего социальный контракт, от 2 декабря 2022 г, согласно которому специалист ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-Сибирское" установил, что Смирнова Т.Г. фактически оказывает услуги печати на одежде и сувенирах, наработала клиентскую базу, все материалы и оборудование имеются в наличии и используются ею в работе, расходные материалы закупаются ежемесячно, доход соответствует запланированному.
В материалах дела соцзащиты имеются фотоотчеты осуществляемой ответчиком предпринимательской деятельности, визитка.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что, программа социальной адаптации к социальному контракту N от 21 февраля 2022 г. выполнена Смирновой Т.Г. в полном объеме, предоставленная ей денежная выплата потрачена на обозначенные в контракте цели, цель государственной социальной поддержки достигнута - Смирнова Т.Г. обеспечена работой, получает стабильный доход, что улучшило материальное положение ее семьи, принимая во внимание, что материалами дела подтверждено целевое расходование Смирновой Т.Г. полученной из бюджета денежной выплаты, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда апелляционным определением от 5 февраля 2024 г. оставила без изменения решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пунктом первым статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть З); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Частью 3 ст. 1, ч.5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пособий презюмируется, истцу следовало доказать недобросовестность ответчика при получении им социальной выплаты. Вместе с тем, обстоятельства, указывающие на предоставление ответчиком недостоверных данных, которые при должной осмотрительности и заботливости истца не могли быть проверены при принятии решения о назначении выплаты, судом установлены не были, сведения о таких обстоятельствах истцом не представлены.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N258-ФЗ).
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. NN 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Иркутской области назначается в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области".
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 5 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", если гражданин имеет право на назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с настоящим Законом и иные выплаты из областного бюджета, направленные на преодоление его трудной жизненной ситуации, связанной с безработицей, по выбору гражданина предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта или иные выплаты из областного бюджета, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации гражданина, связанной с безработицей. (в редакции Закона Иркутской области от 31 октября 2013 г. N86-ОЗ).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (в редакции Закона, действующей на момент заключения с ответчиком социального контракта), размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" получателю государственной социальной помощи, зарегистрированному в государственном учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта его трудоустройства - ежемесячно в размере величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения в целом по области на год, предшествующий году заключения социального контракта, осуществляется денежная выплата в размере величины прожиточного минимума.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 18 июля 2010 г. N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон на осуществление индивидуального предпринимательской деятельности - единовременно в размере не более двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание совершенные Смирновой Т.Г. действия, после предоставления единовременной выплаты, направленные на исполнение программы, хотя и с нарушением сроков, а также целевое использование полученных денежных средств ответчиком в объеме предоставленной выплаты, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания со Смирновой Т.Г. денежных средств в размере 250 000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Вопреки доводам кассационной жалобы доказательств нарушения Смирновой Т.Г. условий социального контракта в материалах дела не имеется, доказательств недобросовестности действий Смирновой Т.Г, приведших к получению суммы материальной помощи, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" не представлено.
Как следует из материалов дела, в период исполнения социального контракта N от 21февраля 2022 г. Смирнова Т.Г. не препятствовала истцу и третьему лицу в осмотре места осуществления ею предпринимательской деятельности, в предоставлении информации об исполнении условий социального контракта, что подтверждается имеющейся в материалах дела соцзащиты информацией от ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-Сибирское", представленными ответчиком скриншотами из переписки с сотрудниками истца в "Вайбер" и аудиозаписями, показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля К.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, что несвоевременность предоставления ответчиком отчетности по исполнению социального контракта могла быть вызвана правовой неосведомленностью Смирновой Т.Г. о форме и сроках ее предоставления, а также увольнением сотрудника ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" Р, контактирующей с ответчиком на стадии исполнения социального контракта (показания свидетеля К. в судебном заседании 6 сентября 2023 г.).
Доводы кассационной жалобы ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов, являются процессуальной позицией истца, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 февраля 2024 г, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 марта 2024 г. об исправлении описки, оставить без изменения, кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.