Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2991/2023 (УИД: 04 RS0021-01-2023-002716-65) по иску Родионова Андрея Михайловича к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании незаконным решения комиссии, оформленное протоколом от 3 апреля 2023 г. N, в части снятия Родионова Андрея Михайловича и членов его семьи с учета, об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе представителя Родионова Андрея Михайловича - Максимова Евгения Викторовича на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Родионов Андрей Михайлович (далее - Родионов А.М, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия (далее - ГУ МЧС России по Республике Бурятия, ответчик) о признании незаконным решения комиссии, оформленное протоколом N от 3 апреля 2023 г, в части снятия Родионова Андрея Михайловича и членов его семьи с учета, об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований Родионов А.М. указал, что он проходит службу по контракту в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с 23 февраля 2001 г, и с 12 апреля 2021 г. состоит в должности начальника отделения эксплуатации, ремонта зданий, сооружений развития инфраструктуры отдела материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Республике Бурятия.
25 февраля 2014 г. Родионов А.М. обратился с заявлением в ГУ МЧС России по Республике Бурятия о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Протоколом Комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной почтовой службы ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 3 июня 2014 г. N Родионов А.М. с составом семьи 4 человека поставлен на учет с 25 февраля 2014 г.
По результатам проведенной проверки документов учетного дела, протоколом от 3 апреля 2023 г. N комиссией ГУ МЧС России по Республике Бурятия Родионов А.М. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г.
N.
Обращаясь с иском в суд, Родионов А.М. ссылался на то, что протоколом N от 3 апреля 2023 г. комиссией ГУ МЧС России по Республике Бурятия он незаконно снят с учета для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека, поскольку действия, указанные в части восьмой статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", им не совершались.
С учетом уточнений исковых требований Родионов А.М. просил суд признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, оформленное протоколом N от 3 апреля 2023 г, в части снятия Родионова А.М. и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика восстановить Родионова А.М. в списках лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 25 февраля 2014 г, с составом семьи 2 человека (Родионов А.М, Р.).
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2024 г, исковые требования Родионова Андрея Михайловича оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Родионова А.М. - Максимов Е.В. просит об отмене решения Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 сентября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2024 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Так, судами не учтены доводы истца, что истец не скрывал изменение места регистрации по месту жительства и проживание в служебной квартире, истцом ежегодно подавались справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов его семьи, в которых в силу закона указывался адрес постоянной регистрации, адрес постоянной регистрации по месту жительства, адрес служебной квартиры. Указывает, что истец не скрывал изменение адреса регистрации по месту жительства, прописку в служебной квартире, а ответчику с 2018 года было достоверно известно об изменении истцом адреса регистрации по месту жительства и постановке на регистрационный учет в служебной квартире. Вынесение ответчиком решения от 3 апреля 2023 года о снятии с учета за пределами пятилетнего срока с даты совершения истцом действий по ухудшению жилищных условий- 11 января 2018 года противоречит требованиям части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что выводы судов о том, что Родионов А.М, его бывшая супруга и дети являются членами семьи П. и не утратили право пользования жилым домом П, снявшись с регистрационного учета по месту жительства в нем, противоречит нормам материального права и судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.
Указывает, что правом пользования жилым помещением наравне с его собственником обладают только проживающие с ним члены его семьи. В период с 1 июня 2004 года по 1 сентября 2013 года Родионов А.М. и члены его семьи проживали по месту жительства "адрес" квартире, принадлежащей П, но членами ее семьи не являлись, так как П. со своей семьей проживала в "адрес". С 1 сентября 2013 года Родионов А.М. и члены его семьи проживали в служебной квартире ("адрес" "адрес"), предоставленной Родионову А.М. ответчиком, на основании договора найма служебного помещения от 29 августа 2013 г..В данном случае раздельное проживание истца и членов его семьи с собственником П. подтверждается не только показаниями собственника П, но и другими доказательствами: показаниями свидетелей, медицинскими справками на детей истца. В связи с тем, что истец и члены его семьи не являются членами семьи П. право пользования жилым помещением у них не возникло, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений. Также полагает, что суды неправомерно не признали С. фактически проживавшего и прописанного в жилом помещении П. членом ее семьи. Полагает, что с учетом всех проживающих и прописанных в жилом помещении П. лиц, на каждого проживающего норма приходится менее 15 квадратных метров, соответственно, истец и члены его семьи нуждались в улучшении жилищных условий.
Относительно доводов кассационной жалобы Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия принесены письменные возражения, в которых ответчик просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Родионов А.М, представитель ответчика Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Родионова Ю.А, законный представитель несовершеннолетней Р. - Р, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Родионов А.М. проходит службу по контракту в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с 23 февраля 2001 г, и с 12 апреля 2021 г. состоит в должности начальника отделения эксплуатации, ремонта зданий, сооружений развития инфраструктуры отдела материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Республике Бурятия.
25 февраля 2014 г. Родионов А.М. обратился с заявлением в Главное управление МЧС России по Республике Бурятия о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Протоколом Комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 3 июня 2014 г. N Родионов А.М. с составом семьи 4 человека поставлен на учет с 25 февраля 2014 г.
По результатам проведенной проверки документов учетного дела, протоколом N от 3 апреля 2023 г. комиссией Главного управления МЧС России по Республике Бурятия Родионов А.М. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г. N 369.
Принимая данное решение, комиссия установила, что Родионов А.М. и члены его семьи были зарегистрированы в принадлежащем матери Р. - П, жилом доме по адресу: "адрес", как члены семьи собственника жилого помещении, проживали и пользовались этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником. Между тем, П. с 11 марта 2004 г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", площадью N кв. м.; а также с 28 апреля 2015 г. собственником дома, расположенного по адресу: "адрес", площадью N кв. м. С 28 апреля 2015 г. по 11 января 2018 г. Родионов А.М. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения не менее N кв. м. на одного члена семьи, что больше установленной нормы в 15 кв. м. на одного человека, в связи с чем, Родионов А.М. и члены его семьи утратили право на получение единовременной социальной выплаты. В 2018 году, выписавшись по собственному волеизъявлению из жилого помещения, принадлежащего П. ("адрес"), Родионов А.M. с семьей в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершили действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий.
Не согласившись с таким решением, Родионов А.М. обратился в суд с иском, в котором оспаривает выводы комиссии, настаивая на том, что он намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий не совершал, он и члены его семьи не проживали по адресу: "адрес", членами семьи П. не являлись. При расчете обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью комиссия допустила ошибку в расчете, так как не учла других членов семьи П.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом обеспеченности истца с семьей общей площадью более установленной нормы на одного члена семьи в период с 28 апреля 2015 г. Комиссией Главного управления МЧС России по Республике Бурятия принято верное решение о снятии Родионова А.М. и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части третьей статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации", (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
Согласно пунктам 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно пункту 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта второго части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
В силу части первой статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью первой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части второй статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что Родионов А.М. в период с 17 февраля 2005 г. по 11 января 2018 г. имел постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", совместно с ним были зарегистрированы его супруга Р. (с 19 июня 2000 г. по 11 января 2018 г.), дочери Родионова Ю.А. (с 17 февраля 2005 г. по 11 января 2018 г.) и Р. (с 6 февраля 2013 г. по 11 января 2018 г.), дом принадлежит матери супруги истца П.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы истца о том, что истец не являлся членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес", поскольку он фактически не проживал в указанном жилом помещении, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Проживание Родионова А.М. по другому адресу, а не в доме П. само по себе с учетом сохранения им регистрации по месту жительства в этом жилом помещении до 11 января 2018г. не свидетельствует о том, что Родионов А.М. не являлся членом семьи собственника дома - П. и не имел права пользования этим жилым помещением.
Какого-либо соглашения, определяющего право истца и его семьи на указанное жилое помещение в ином порядке, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, между собственником данного жилого помещения и Родионовым А.М. не заключалось. Поскольку истец вместе с супругой и детьми был постоянно зарегистрирован в доме, принадлежащем матери супруги П, вселен в данную квартиру на правах члена семьи собственника, то имел право пользования указанным помещением наряду с его собственником, являлся членом семьи собственника этого жилого помещения.
При этом вселение Родионова А.М. в жилое помещение по адресу: "адрес", в качестве члена семьи П. подтверждает и тот факт, что после рождения дочери Р. именно истец Родионов А.М. обратился с заявлением на имя начальника Управления федеральной миграционной службы "адрес" о регистрации дочери по месту жительства по этому адресу.
Вопреки доводам истца, С. и С. не могут быть признаны членами семьи П, поскольку зарегистрированы по месту пребывания в указанном доме с 27 ноября 2017 г. Доказательств их вселения в качестве члена семьи собственника истцом не представлено, указанные лица постоянно зарегистрированы по месту жительства в другом регионе. Из заявлений П. на имя начальника ОУФМС следует, что указанных лиц она просит зарегистрировать в своем доме временно.
Помимо дома, расположенного по адресу: "адрес", площадью N кв. м, у П. также имеется в собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес", площадью N кв. м, в которой зарегистрирована она, а также до 21 июня 2021 г. был зарегистрирован С.
Вместе с тем, допустимых и относимых доказательств вселения С. в качестве члена семьи собственника П. не представлено. Кроме того, судами установлено, что на момент снятия Родионова А.М. с учета для получения единовременной социальной выплаты С. уже был снят с регистрации в связи со смертью.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что Родионов А.М. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения не менее 16, 88 кв. м. ((58, 7+25, 7)/5) на одного члена семьи, что больше установленной нормы, а выписавшись из жилого помещения 11 января 2018 г, в которое истец с супругой и дочерями были вселены в качестве членов семьи собственника, Родионов А.М. намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем, по состоянию на дату принятия решения о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты утратил указанное право.
В решении комиссии правильно указано, что Родионов А.М. может вновь быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть с 11 января 2023 г.
Судами установлено, что действительно, истцу Родионову А.М. на основании договора найма служебного жилого помещения от 29 августа 2013 г. N предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", в котором он с супругой и двумя детьми был зарегистрирован с 11 января 2018 г. При этом до 11 января 2018 года истец и члены его семьи сохраняли регистрацию в доме тещи П, то есть сохраняли статус членов ее семьи. Каких-либо пояснений, опровергающих данное обстоятельство, свидетельствующих о невозможности регистрации в служебном жилом помещении до 11 января 2018 года, истец не представил ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции. Кроме того, предоставление служебного жилого помещения, проживание в служебном помещении не указаны в качестве основания для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты согласно требованиям статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами судов, что регистрация после 11 января 2018 г. Родионова А.М. по месту жительства в служебной квартире по адресу: "адрес", свидетельствует об ухудшении жилищных условий с целью установления нуждаемости для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, и не опровергает факт наличия до указанного времени у Родионова А.М. и членов его семьи права пользования принадлежащим П. жилым помещением, как членов семьи собственника жилого помещения, и не свидетельствует о необеспеченности его жилым помещением и, соответственно, о наличии предусмотренных законом условий, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и влекущих возникновение у него права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения спора установлены судами в полном объеме, доказательства оценены в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца в суде первой и апелляционной инстанции, все доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Судами не допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену принятых судебных актов и повлиявших на результат рассмотрения спора по существу.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Родионова Андрея Михайловича - Максимова Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.