Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Татаринцевой Е.В. и Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0033-01-2022-003106-09 по иску Юдниковой Елены Сергеевны к администрации города Прокопьевска, Муниципальному образованию "Прокопьевский городской округ Кемеровской области-Кузбасса" в лице администрации города Прокопьевска о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности
по кассационной жалобе администрации города Прокопьевска на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 31 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юдникова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Прокопьевска о взыскании выкупной стоимости принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - квартиры N площадью 50, 7 кв.м, расположенной в аварийном многоквартирном доме по "адрес", в размере 704 540, 89 руб, прекращении права собственности на указанное жилое помещение после выплаты администрацией г. Прокопьевска выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В обоснование иска указала, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира N площадью 50, 7 кв.м, расположенная в аварийном многоквартирном доме по "адрес". Распоряжением администрации г. Прокопьевска от 30 августа 2019 г. N принято решение о сносе многоквартирного дома по "адрес" в срок до 1 января 2029 г. На момент подачи иска многоквартирный дом по "адрес" ответчиком не снесен. Проживание в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, создает угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в таком доме.
Полагает, что в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу у администрации г. Прокопьевска как органа местного самоуправления возникла обязанность выплатить ей выкупную стоимость принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - квартиры N площадью 50, 7 кв.м, расположенной в аварийном многоквартирном доме по "адрес", в размере 704 540, 89 руб.
Определением суда от 13 апреля 2023 г. по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование "Прокопьевский городской округ Кемеровской области-Кузбасса" в лице администрации города Прокопьевска.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 31 октября 2023 г. иск Юдниковой Е.С. к администрации г. Прокопьевска о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности удовлетворен.
С администрации г. Прокопьевска в пользу Юдниковой Е.С. взыскана выкупная цена принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - квартиры N площадью 50, 7 кв.м, расположенной в аварийном многоквартирном жилом доме по "адрес", в размере 2 500 000 руб.
Прекращено право собственности Юдниковой Е.С. на жилое помещение - квартиру N площадью 50, 7 кв.м, расположенную в аварийном многоквартирном жилом доме по "адрес", и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом по "адрес", после выплаты администрацией города Прокопьевска выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В удовлетворении иска к Муниципальному образованию "Прокопьевский городской округ Кемеровской области-Кузбасса" в лице администрации города Прокопьевска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации г. Прокопьевска изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор полагает, что право на изъятие жилых помещений в многоквартирном доме "адрес" возникает у администрации г. Прокопьевска после 31 декабря 2028 г. и в случае, если собственники не осуществят снос многоквартирного дома в установленный срок, а поскольку данный срок ещё не наступил, многоквартирный дом не включён в адресную программу "Переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 гг, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, органом местного самоуправления не принималось, уведомления, проекты соглашений об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не направлялись, то основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Считает, что надлежащим ответчиком по иску будет являться муниципальное образование "Прокопьевский городской округ Кемеровской области - Кузбасса" в лице администрации г. Прокопьевска, поскольку изъятие жилого помещения должно производиться для муниципальных нужд. Обеспечение проживающих в муниципальном городском округе и нуждающихся в жилым помещениях малоимущих граждан относится к вопросам местного значения - вопросам жизнедеятельности муниципального образования, а не органов местного самоуправления.
На кассационную жалобу представителем Юдниковой Е.С. - Никитиной Е.В. поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Юдникова Е.С. на основании договора дарения квартиры от 18 октября 2022 г. является собственником жилого помещения - квартиры N площадью 50, 7 кв.м, расположенной в многоквартирном доме по "адрес".
Право собственности Юдниковой Е.С. на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 26 октября 2022 г. за N, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно копии паспорта истца, справке с места жительства Юдникова Е.С. зарегистрирована по месту жительства в квартире по "адрес" совместно с сыном ФИО1, родившимся ДД.ММ.ГГГГ, с 10 ноября 2014 г. по настоящее время. В браке Юдникова Е.С. с отцом ребенка не состоит и совместно с ним не проживает.
Из выписок из ЕГРН, справок БТИ г. Прокопьевска следует, что Юдникова Е.С. и её несовершеннолетний сын ФИО1 иных жилых помещений, кроме квартиры по "адрес", в собственности, во владении и пользовании не имеют.
Согласно техническому заключению ООО "Ампир" от 20 июня 2019 г. N строительные конструкции деревянного двухэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", находятся в аварийном состоянии, жилой дом не пригоден к использованию по целевому назначению, поскольку создает угрозу жизни или здоровью людей.
Из заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 1 августа 2019 г. N, принятого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", следует, что выявлены основания для признания многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу. Основаниями для принятия указанного решения явилось выявление межведомственной комиссией ухудшения в связи с физическим износом дома 69% в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с распоряжением администрации г. Прокопьевска от 30 августа 2019 г. N многоквартирный дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу с отселением из него граждан в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в срок не позднее января 2029 г. (пункт 1).
Согласно пункту 2 распоряжения заместителю главы города Прокопьевска по строительству и жилищным вопросам предписано рекомендовать собственникам многоквартирного дома "адрес" в срок до 1 января 2029 г. осуществить снос за счет собственных средств (пункт 2.1); осуществить мероприятия по предоставлению гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма в связи с переселением из сносимого многоквартирного дома по адресу: "адрес" (пункт 2.2).
Пунктом 3 названного распоряжения заместителю главы города Прокопьевска по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству предписано произвести отключение жилого дома "адрес" от источников тепло, энерго и водоснабжения после расселения многоквартирного дома "адрес".
В соответствии с пунктом 4 распоряжения администрации г. Прокопьевска от 30 августа 2019 г. N Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Прокопьевска предписано изъять земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом "адрес", для муниципальных нужд и, соответственно, изъять каждое жилое помещение в указанном жилом доме, в случае если собственники в установленный им срок не осуществят снос указанного многоквартирного жилого дома, и внести изменения в реестр муниципальной собственности города Прокопьевска (пункт 4.1); осуществить мероприятия по оценке рыночной стоимости изымаемых жилых помещений и жилых помещений, планируемых к предоставлению собственникам в счет выкупной цены (пункт 4.2); заключить с собственниками изымаемых жилых помещений договоры о выплате выкупной цены собственникам жилых помещений и провести государственную регистрацию данных договоров (пункт 4.3); произвести перечисление денежных средств на имя собственников жилых помещений в размере выкупной цены, указанной в договорах (пункт 4.4); организовать снос многоквартирного "адрес" по соглашению с собственниками жилья и за счет собственных средств собственников, в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы ООО "Инвест" от 28 июня 2023 г. N многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", 1933 года постройки, капитальный ремонт дома производился в 1964 г, имеет физический износ 79%, находится в аварийном состоянии и имеет реальную угрозу обрушения. Истцу может грозить реальная опасность для жизни и здоровья в случае нахождения истца в квартире N или любом другом помещении многоквартирного дома в момент его обрушения.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 марта 2019 г. N (в ред. от 11 октября 2019 г.) утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 июля 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 гг.
Многоквартирный дом по "адрес" не включен в указанную региональную адресную программу, и до настоящего времени администрацией г. Прокопьевска не осуществлен снос дома, распоряжение администрации г. Прокопьевска от 30 августа 2019 г. N "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" не исполнено.
При этом из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по "адрес" от 12 декабря 2022 г. следует, что собственники жилых помещений в указанном многоквартирном доме единогласно отказались от сноса дома за счет собственных средств.
Ответчиком вопрос о выкупной цене жилого помещения с истцом не решался. Доказательств того, что между администрацией г. Прокопьевска и истцом имеется какое-либо соглашение о предоставлении жилого помещения с зачетом в его стоимость выкупной цены изымаемого жилого помещения, не имеется. До настоящего времени ответчиком денежной или иной компенсации истцу не предоставлено.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 10 марта 2023 г. N, выполненной экспертом-оценщиком ООО "Сибирский Экспертный Центр" ФИО2, по результатам проведенного исследования эксперт пришел выводу, что размер выкупной стоимости жилого помещения квартиры N общей площадью 50, 7 кв.м, расположенной в многоквартирном доме по "адрес", в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации составляет на дату проведения экспертизы 2 625 000 руб, в том числе: 2 500 000 руб. - рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, включающая в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество; 120 000 руб. - весь комплекс услуг риэлтора при купле-продаже жилья, аренде на период поиска новой квартиры для проживания, 5 000 руб. - расходы, связанные с перебазированием.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", и входящая в его состав квартира N находятся в аварийном состоянии и представляют реальную угрозу жизни и здоровья проживающих в нём граждан, суд первой инстанции пришел к выводу о удовлетворении исковых требований и взыскал с администрации г. Прокопьевска в пользу Юдниковой Е.С. выкупную цену принадлежащей ей на праве собственности квартиры N площадью 50, 7 кв.м по "адрес" в размере 2 500 000 руб. с прекращением права собственности истца на данную квартиру и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом по "адрес", после выплаты администрацией г. Прокопьевска выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к муниципальному образования "Прокопьевский городской округ Кемеровской области-Кузбасса", суд первой инстанции исходил из того, что решение о сносе многоквартирного дома, установление срока сноса и расселения граждан, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом "адрес", для муниципальных нужд принималось администрацией г. Прокопьевска, к полномочиям которой относится решение данного вопроса местного значения.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда согласилась с выводами районного суда, оставив решение без изменения.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение).
Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. (далее - Обзор от 29 апреля 2014 г.), указано, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В разделе II Обзора от 29 апреля 2014 г. разъяснено, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника (часть 1).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7).
Согласно разъяснениям, данным в разделе II Обзора от 29 апреля 2014 г, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие отмену постановленных судебных актов не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену обоснованных судебный решений.
Доводы кассатора о том, что право на изъятие жилых помещений в многоквартирном доме "адрес" возникает у администрации г. Прокопьевска после 31 декабря 2028 г. и в случае, если собственники не осуществят снос многоквартирного дома в установленный срок, а поскольку данный срок ещё не наступил, многоквартирный дом не включён в адресную программу "Переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 гг, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, органом местного самоуправления не принималось, уведомления, проекты соглашений об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не направлялись, то основания для удовлетворении исковых требований отсутствуют, подлежат отклонению судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационной суда общей юрисдикции с учётом указанных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре от 29 апреля 2014 г.
Доводы кассатора о том, что надлежащим ответчиком по делу будет являться муниципальное образование "Прокопьевский городской округ Кемеровской области - Кузбасса" в лице администрации г. Прокопьевска, поскольку изъятие жилого помещения должно производиться для муниципальных нужд, подлежат отклонению, так как, определяя ответчика по делу, суд обоснованно исходил из того, что надлежащим ответчиком будет администрация г. Прокопьевска, поскольку статьёй 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства.
Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (часть статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов (статья 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской федерации).
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2).
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта статьи 27 Устава муниципального образования Прокопьевский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса (далее - Устав) в структуру органов местного самоуправления входит администрация Прокопьевского муниципального округа исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Устава администрация Прокопьевского муниципального округа обладает правами юридического лица, является муниципальным казённым учреждением и подлежит регистрации в качестве юридического лица в соответствии с Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6); предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством (пункт 14).
Пунктом 1 статьи 42 Устава предусмотрено, что администрация Прокопьевского муниципального округа: ведёт учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляет малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда (подпункт 38); признаёт в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (подпункт 39).
Как указано в части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится изъятие земельных участков для муниципальных нужд.
С учётом того, что администрация Прокопьевского муниципального округа является юридическим лицом, наделена соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения Прокопьевского муниципального округа, судом первой инстанции верно определен ответчик по делу.
При оценке судами первой и апелляционной инстанции доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанции не усматривается.
Изложенные в кассационной жалобе суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Как неоднократно разъяснялось Конституционным Судом Российской Федерации в ряде определений, данные нормы права, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 31 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Прокопьевска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.