Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Пальцева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5648/2023 (УИД: 22RS0068-01-2023-006231-62) по иску Гудалиной Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, установлении даты выработки специального стажа, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гудалина Татьяна Анатольевна (далее по тексту - Гудалина Т.А, истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, установлении даты выработки специального стажа.
В обоснование исковых требований Гудалина Т.А. указала, что 16 сентября 2022 г, 17 марта 2023 г, 5 мая 2023 г. она обращалась к ответчику с заявлениями о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решениями Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Гудалиной Т.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. Дата выработки стажа указана - 17 апреля 2023г.
Гудалина Т.А. считает, что данный отказ пенсионного органа в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости является незаконным, нарушает ее права на пенсионное обеспечение.
В специальный стаж не был включен период прохождения одногодичной интернатуры по анестезиологии и реанимации в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" (далее -НГБУЗ НСО "ННОКБ") с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. Данный период был включен пенсионным органом в ее специальный стаж в календарном исчислении.
Гудалина Т.А. просила суд включить в специальный стаж период прохождения одногодичной интернатуры по анестезиологии и реанимации с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев); установить, что датой выработки специального стажа является 4 декабря 2022 г, датой приобретения права на досрочное назначение пенсии является 4 декабря 2026 г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 ноября 2023 г. исковые требования Гудалиной Т.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 марта 2024 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 ноября 2023 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования Гудалиной Татьяны Анатольевны удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить Гудалиной Татьяне Анатольевне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" в должности врача-интерна Отделения анестезиологии и реанимации с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в льготном исчислении (1 год как год и 6 месяцев).
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Гудалиной Татьяны Анатольевны взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 марта 2024 г. в части удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции период работы истца с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. не правомерно засчитан в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за год и 6 месяцев, так как должность врача-интерна не предусмотрена Перечнем должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается за 1 год 6 месяцев.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, ссылается на справку от 11 ноября 2022 г, выданную ГБУЗ НСО "ГНОКБ", согласно которой истец работал в штатной должности врача - интерна в структурном подразделении отделения анестезиологии и реанимации, работала на полную тарифную ставку. Указанные в справке сведения, позволяют засчитать истцу период работы в календарном исчислении, тогда как правовые основания засчитать спорный период в льготном исчислении отсутствует. Согласно первичным документам, отсутствуют сведения об участии истца в операциях, в штатном расписании на 2000-2001г.г. предусмотрена должность врача анестезиолога ? реаниматолога. Доказательств осуществления истцом систематически, а не эпизодически обязанностей, тождественных обязанностям врача анестезиолога-реаниматолога на протяжении всего спорного периода, выполнении постоянно в течение рабочего дня соответствующих функций врача анестезиолога-реаниматолога не представлено.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Гудалина Т.А, представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть первая ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Гудалина (ранее Евтухова) Т.А. 1 августа 2000 г. была принята врачом интерном для прохождения одногодичной интернатуры в отделение анестезиологии и реанимации в ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница", 29 июня 2001 г. уволена по окончании одногодичной интернатуры, что подтверждается трудовой книжкой, удостоверением от 31 июля 2001 г. N, приказами о приеме на работу от 13 июля 2000 г. N, о прекращении трудового договора от 29 июня 2001 г. N, справкой ГБУЗ НСО "ГНОКБ" от 2 ноября 2023 г. N.
16 сентября 2022 г, 7 марта 2023 г, 5 мая 2023 г. Гудалина Т.А. обращалась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решениями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю от 26 сентября 2022 г, от 20 марта 2023 г, от 16 мая 2023 г. Гудалиной Т.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, не включен в специальный стаж в льготном исчислении период прохождения интернатуры в ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в качестве врача-интерна в отделении анестезиологии и реанимации, поскольку период работы представлен страхователем как работа на общих основаниях.
Спорный период работы включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности составил на 5 мая 2023 г. - 30 лет 27 дней. Право на досрочное назначение пенсии наступает 17 апреля 2028 г.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода прохождения одногодичной интернатуры по анестезиологии и реанимации с 1 августа 2000 г..по 29 июня 2001 г..в льготном исчислении, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 2, 6, 15, 17-19, 37, 39, 55 Конституции Российской Федерации, пунктом 20 части 1, частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона от 17 декабря 2001 г, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г..N 555, Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г..N 44, Инструкцией о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных
врачей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 г..N 669, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г..N 367, Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 августа 1997 г..N 43, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г..N 377, Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 марта 1993 г..N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г..N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", письмом Минздрава России от 28 мая 2019 г..N 15-3/И/2-4567 "О направлении для использования в работе медицинских работников методического пособия", Методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом СССР 18 июля 1984 г..N 3053 -84, исходил из того, что данных о выполнении функциональных обязанностей врача истцом в материалы дела не представлено, имеющиеся документы не подтверждают работу врачом анестезиологом - реаниматологом при прохождении истцом интернатуры, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований. Также пришел к выводу об отказе в удовлетворении производных требований об установлении даты выработки специального стажа Гудалиной Т.А. 4 декабря 2022 г..
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда апелляционным определением от 12 марта 2024 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 ноября 2023 г. отменила, приняла по делу новое решение, которым исковые требования Гудалиной Татьяны Анатольевны удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить Гудалиной Татьяне Анатольевне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" в должности врача-интерна Отделения анестезиологии и реанимации с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в льготном исчислении (1 год как год и 6 месяцев).
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Гудалиной Татьяны Анатольевны взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В силу части первой статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "н" пункта первого Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Соответственно, к спорному периоду работы Гудалиной Т.А. с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в должности врача-интерна отделения анестезиологии-реанимации подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066. Разделом "Наименование должностей" указанного списка предусмотрены врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. При этом должности врачей не конкретизируются указанием на врачебную специальность.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно - медицинской академии, военно - медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно - диагностической поликлинике Военно - медицинской академии, медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Пунктом 2 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций медико - санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющимся Приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066, предусмотрено наименование структурных подразделений - Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28-31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико - санитарных частях, и предусмотрено наименование таких должностей, как врачи - анестезиологи - реаниматологи (врачи - анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры - анестезисты, медицинские сестры, в том числе старшие.
Как следует из материалов дела, после окончания обучения 20 июня 2000 г. в Новосибирской государственной медицинской академии Гудалина Т.А. с 1 августа 2000 г. была принята в Государственную Новосибирскую областную клиническую больницу на должность врача-интерна отделения анестезиологии и реанимации с полным рабочим днем и на полную тарифную ставку. После завершения интернатуры 29 июня 2001 г. с 4 июля 2001 г. Гудалина Т.А. была принята на должность врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии стационара в Центральную клиническую больницу Сибирского отделения РАН.
В период пребывания Гудалиной Т.А. на должности врача-интерна отделения анестезиологии и реанимации Государственной Новосибирской областной клинической больницы действовало Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, являющееся приложением N3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре", утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г. (далее - Положение об интернатуре), данное Положение утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года N1850, вступившего в силу 2 декабря 2020 г.).
В пункте 1 Положения об интернатуре было установлено, что одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.
Основанием для допуска к прохождению интернатуры являются выписка из приказа о направлении в интернатуру и диплом врача, предъявляемые врачом-выпускником органу здравоохранения (министерству здравоохранения автономной республики, краевому, областному отделу здравоохранения, территориальному подразделению медицинской службы министерства, ведомства и т.п.). Орган здравоохранения, на основании полученных документов, приказом направляет молодого специалиста в интернатуру в одно из учреждений здравоохранения, утвержденных в установленном порядке в качестве базы интернатуры.
Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста (пункт 8 Положения об интернатуре).
Как указано в пункте 9 Положения об интернатуре, заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном Инструкцией "О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 г. N 669.
В административном отношении врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждения здравоохранения. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами (абзацы первый, второй, третий пункта 16 Положения об интернатуре).
В пункте 1 Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных, районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 16 августа 1972 г. N669, утратившей силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава России от 24 августа 2020 г. N 889, было предусмотрено, что врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), выплата заработной платы производится за счет тех учреждений, в которых они проходят указанную специализацию (интернатуру).
В соответствии с пунктом 5 этой же Инструкции определение размера заработной платы врачу, проходящему специализацию, производится базовым (лечебно-профилактическим) учреждением, в которое он зачислен для прохождения интернатуры.
При определении размера заработной платы врачу-интерну учитывается специальность, должность, стаж работы, наличие профессиональной вредности, опасности и других условий труда, учитываемых при определении размера заработной платы (коэффициенты, надбавки и др.).
Выплата заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), проводится в сроки, установленные для работников базового (лечебно-профилактического) учреждения, в котором он проходит специализацию. Выплата пособий по временной нетрудоспособности и другие выплаты, причитающиеся врачу-интерну, производятся базовым (лечебно-профилактическим) учреждением. Врач-интерн имеет право на очередной отпуск на общих основаниях, предусмотренных для врачей соответствующей специальности. Оформление и оплата отпуска врачу-интерну производится по окончании интернатуры базовым (лечебно-профилактическим) учреждением (пункты 6, 7 и 8 указанной Инструкции).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.
В период прохождения Гудалиной Т.А. интернатуры (с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г.) действовало также Постановление Министерства труда Российской Федерации от 22 марта 1993 г. N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации.
В приложении N 1 к Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22 марта 1993 г. N62 врачи-интерны включены в раздел "Специалисты", им установлен 9 разряд. В приложении N2 к Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22 марта 1993 г. N62 "Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" указано, что врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Выполняет рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемой на основании типовых планов подготовки врачей-интернов. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактического учреждения, в котором проходит интернатуру.
Исходя из приведенных нормативных положений одногодичная специализация (интернатура) являлась обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивалась квалификация врача-специалиста. При этом врачам-интернам оформлялась трудовая книжка и выплачивалась заработная плата весь период прохождения интернатуры, они обладали правами и несли ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе, выполняли рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемую на основании типовых планов подготовки врачей-интернов.
Суд апелляционной инстанции, верно, исходил из того, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в лечебном учреждении.
Как установлено судом, государственным казенным учреждением Новосибирской области "Государственный архив Новосибирской области" представлены следующие архивные документы:
- приказ от 3 августа 2000 г. N 198 Государственной областной клинической больницы, о работе с врачами интернами в 2000-2001 годах, которым указано на проведение подготовки врачей - интернов по индивидуальным планам, разработанным руководителями врачей - интернов при участии преподавателей медицинского института, ответственных за подготовку врачей - интернов по данной специальности на основании типовых учебных программ и планов, - список врачей - интернов, обучающихся на базе Государственной Новосибирской областной клинической больницы в 2000 - 2001 годах, в котором Евтухова (Гудалина) Т.А. указана врачом - интерном в отделении анестезиологии и реанимации, руководитель - К. - зав отделением, - приказ от 9 августа 2000 г. N Государственной Новосибирской областной клинической больницы, согласно которому врач - интерн Евтухова Т.А. закреплена за отделением анестезиологии и реанимации, - штатное расписание медицинского персонала Новосибирской Государственной областной клинической больницы на 2000-2001 год, согласно которому в штате больницы предусмотрен врач-интерн анестезиолог - реаниматолог.
При этом указано, что сведения об участии Гудалиной (Евтуховой) Т.А. в операциях в приказах по основной деятельности за 2000 - 2001 годы отсутствуют. Документы по личному составу, в том числе, приказы о приеме, увольнении, переводах, расчетные листки, ведомости об отработанном времени, должностные инструкции врача анестезиолога-реаниматолога, должностные инструкции врача-интерна в отделении анестезиологии и реанимации на хранение в государственный архив не поступали.
ГБУЗ НО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" представлены следующие документы:
- расчетные листки Гудалиной Т.А. за период прохождения интернатуры, приказ от 13 июля 2000 г. N ГБУЗ НО ("Государственная Новосибирская областная клиническая больница" о приеме Евтуховой (Гудалиной) Т.А. на должность врач - интерн в отделение анестезиологии и реанимации, - приказ от 29 июня 2001 г. N об увольнении Евтуховой Т.А. с должности врач - интерн, - штатное расписание ГБУЗ НО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" на 2000 - 2001 годы, согласно которому в отделении анестезиологии и реанимации предусмотрена должность врача - анестезиолога - реаниматолога (также должность для оказания экстренной помощи и для отделения трансплантации почек).
Гудалина Т.А. в обоснование своих требований о наличии оснований для включения в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периода ее работы с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в должности врача-интерна указывала, что в этот период работы она занимала должность врача-интерна отделения анестезиологии и реанимации в Государственной Новосибирской областной клинической больнице, по данной должности получала заработную плату, оказывала анестезиологическую и реанимационную помощь больным в течение полного рабочего дня и на полную ставку.
В подтверждение данного довода представителем истца в суд апелляционной инстанции была представлена копия справки, выданной 11 ноября 2022 г. ГБУЗ НСО "ГНОКБ", в которой указано, что Гудалина (Евтухова) Т.А. работала в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" в штатной должности врача-интерна с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в структурном подразделении отделения анестезиологии и реанимации, работала на полную тарифную ставку, в отпуске без сохранения заработной платы, учебных отпусках, командировках, на курсах повышения квалификации, отпуске по уходу за ребенком не находилась.
Данная работа дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Справка выдана на основании следующих документов за период с 2000 по 2001 годы: приказы, личная карточка Т-2, лицевые счета, тарификационные списки, штатное расписание за указанный период.
По ходатайству истца судом апелляционной инстанции были запрошены сведения, подтверждающие или опровергающие, изложенное в справке от 11 ноября 2022 г. ГБУЗ НСО "ГНОКБ", а также должностные инструкции врача анестезиолога - реаниматолога и врача-интерна, истории болезни пациентов, операционные журналы за спорный период.
Из ответа ГБУЗ НСО "ГНОКБ" от 27 февраля 2024 г. N N на запрос следует, что в связи с затоплением помещения архива медицинские карты стационарного больного за 2000-2001 годы уничтожены с связи с утратой информационной значимости (акт от 8 декабря 2020 г.). Журнал операций отделения анестезиологии-реанимации с 1 августа 2000 г. по 31 декабря 2000г, должностные инструкции врача анестезиолога-реаниматолога и врача-интерна за спорный период в архиве ГБУЗ НСО "ГНОКБ" отсутствуют.
6 марта 2024 г. ГБУЗ НСО "ГНОКБ" представлены копии справки от 11 ноября 2022 г. N118 и документов, явившихся основанием выдачи данной справки.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришла к верному выводу, что представленные в материалы дела доказательства в совокупности подтверждают, что истец в период прохождения интернатуры с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. выполняла функциональные обязанности врача - специалиста по специальности анестезиолог - реаниматолог, что является основанием для удовлетворения исковых требований Гудалиной Т.А. в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанности включить Гудалиной Татьяне Анатольевне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" в должности врача - интерна Отделения анестезиологии и реанимации с 1 августа 2000 г. по 29 июня 2001 г. в льготном исчислении (1 год как год и 6 месяцев).
Поскольку доводы кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, сводятся к выражению несогласия с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не усматривает.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.