Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-568/2023, УИД 22RS0045-01-2023-000629-45 по иску Черданцевой Галины Васильевны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная городская больница, г. Белокуриха", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю об установлении факта работы с вредными и тяжёлыми условиями труда, корректировке сведений индивидуального лицевого счёта, признании права на пенсию
по кассационной жалобе Черданцевой Галины Васильевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Черданцева Г.В. обратилась в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная городская больница, г. Белокуриха" (далее - КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю) об установлении факта работы с вредными и тяжёлыми условиями труда, корректировке сведений индивидуального лицевого счёта, признании права на пенсию.
В обоснование заявленных требований Черданцева Г.В. указала, что с 10 января 2008 г. до настоящего времени она работает санитаркой рентгеновского кабинета в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха", трудовые обязанности исполняет во вредных и тяжёлых условиях труда, между тем в индивидуальном лицевом счёте указано на общие условия труда, то есть без присвоения кода особых условий труда.
27 июня 2023 г. Черданцева Г.В. обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Алтайскому краю от 29 августа 2023 г. N в назначении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия специального стажа по Списку N 2, установлено, что специальный страховой стаж составляет 3 года 11 месяцев 22 дня, периоды работы в рентгеновском кабинете с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. отражены в индивидуальном лицевом счёте общими условиями труда.
20 августа 2021 г. Черданцева Г.В. обращалась к работодателю с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учёта путём сдачи сведений с указанием особых условий труда. 17 сентября 2021 г. работодатель в ответе на заявление указал, что корректировка сведений будет произведена с присвоением кода особых условий труда 22600000-14467 по Списку N 2 разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" за периоды работы с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2017 г. и с 1 января 2019 г. 31 декабря 2019 г.
8 сентября 2023 г. Черданцева Г.В. вновь обратилась к работодателю с аналогичным заявлением, 28 сентября 2023 г. получила ответ, не содержащий информации по существу вопроса о корректировке сведений.
Черданцева Г.В. считает, что периоды с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2022 г, с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2003 г. подлежат включению в специальный страховой стаж в соответствии со Списком N 2 раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", подраздел 22600000, код особых условий труда - 14467, в связи с работой в рентген- кабинете санитаркой, поскольку работа была связана с уходом за больными. При уточнении работодателем сведений индивидуального лицевого счёта, данные периоды работы будут учтены пенсионным органом для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Черданцева Г.В. указала, что в рентген-кабинете она фактически выполняет обязанности младшей медицинской сестры в рентген-кабинете, при этом в штатном расписании отсутствует должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентген-кабинете. Работы выполнялись в течение полного рабочего дня, в том числе уход за больными. С 10 января 2008 г. по настоящее время она. получает надбавку к заработной плате за вредные условия труда в размере 174, 48 руб. ежемесячно, пользуется льготами за работу с вредными и тяжёлыми условиями труда, ей предоставляется дополнительный отпуск. Установление факта работы с тяжёлыми условиями труда влечёт для неё юридические последствия в виде корректировки сведений индивидуального лицевого счёта для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В связи с изложенным, Черданцева Г.В. просила суд установить факт её работы с вредными и тяжёлыми условиями труда с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2022 г, с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г. в должности санитарки рентгеновского кабинета в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", подраздел 22600000, код 14467), обязать КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" представить в ОСФР по Алтайскому краю сведения для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и уточнения индивидуального лицевого счёта Черданцевой Г.В, страховой N, присвоив код особых условий труда (22600000-14467) за период работы с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2022 г, с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г. в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" в должности санитарки рентгеновского кабинета; обязать ОСФР по Алтайскому краю откорректировать сведения индивидуального лицевого счёта Черданцевой Г.В. путём присвоения кода особых условий труда (22600000-14467) за период работы с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2022 г, с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г. в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" в должности санитарки рентгеновского кабинета; признать незаконным решение ОСФР по Алтайскому краю от 29 августа 2023 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости; признать за Черданцевой Г.В. право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 июня 2023 г.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2023 г. исковые требования Черданцевой Г.В. удовлетворены.
Установлен факт работы с вредными и тяжёлыми условиями труда Черданцевой Г.В. с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2022 г, с 10 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г. в должности санитарки рентгеновского кабинета в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", подраздел 22600000, код 14467).
На КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" возложена обязанность предоставить в ОСФР по Алтайскому краю сведения для корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и уточнения индивидуального лицевого счёта Черданцевой Г.В, страховой N, присвоив код особых условий труда (22600000-14467) за период работы с 10 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г, с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г. в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" в должности санитарки рентгеновского кабинета.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность откорректировать сведения индивидуального лицевого счёта Черданцевой Г.В, страховой N путём присвоения кода особых условий труда (22600000-14467) за период работы с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2022 г, с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2023 г. в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" в должности санитарки рентгеновского кабинета.
Признано незаконным решение N от 29 августа 2023 г. ОСФР по Алтайскому краю, которым Черданцевой Г.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием на дату обращения необходимого стажа 6 лет.
За Черданцевой Г.В. признано право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 июня 2023 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г. решение Смоленского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2023 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Черданцевой Г.В. отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Черданцева Г.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе истец указывает на то, что суд апелляционной инстанции не учёл, что поликлиника и стационар КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" располагаются в одном здании, второго рентген-кабинета в стационаре больницы нет, в течение полного рабочего дня истец контактирует с больными, фактически в течение полного рабочего дня исполняет обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными.
В письме Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 1062-Р "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)" рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сёстрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
По мнению истца, отсутствие специального медицинского образования, уровня подготовки для исполнения фактических обязанностей по уходу за больными юридического значения не имеет, поскольку для работы в должности санитарки рентгеновского кабинета такие требования не предъявляются.
Штатным расписанием КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновском кабинете не предусмотрена. Представленными документами подтверждается постоянная и полная занятость в течение полного рабочего дня Черданцевой Г.В. исполнением своих должностных обязанностей, связанных с уходом за больными, что даёт ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты обращения за пенсией. Согласно карте специальной оценки условий труда санитарки итоговый класс (подкласс) условий труда - 3.2, вредный второй степени. Предусмотрены гарантии и компенсации в виде повышенной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, права на досрочное назначение страховой пенсии, проведение медицинских осмотров.
Относительно доводов кассационной жалобы письменные возражения не принесены.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Черданцева Г.В, представители ответчиков КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха", ОСФР по Алтайскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 10 января 2008 г. Черданцева Г.В, ДД.ММ.ГГГГ, принята на работу в МУЗ "Белокурихинская центральная городская больница г. Белокуриха" санитаркой в рентген-кабинет поликлиники.
25 июля 2011 ш. МУЗ "Белокурихинская центральная городская больница" переименовано в МБУЗ "Белокурихинская центральная городская больница", которое 30 декабря 2011 г. переименовано в КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Белокуриха" (далее также КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха").
27 июня 2023 г. Черданцева Г.В. обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 29 августа 2023 г. N Черданцевой Г.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа. На дату обращения данным решением установлен страховой стаж истца более 20 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент - 26, 045, специальный стаж по Списку N 2 не установлен.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" не засчитан период работы в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" в должности санитарки рентгеновского кабинета с 10 января 2008 г. по 31 декабря 2022 г, поскольку отсутствует документальное подтверждение ухода за больными, в сведениях индивидуального лицевого счета периоды работы отражены общими условиями труда.
Согласно карте N специальной оценки условий труда от 17 августа 2017 г. условия труда санитарки рентгеновского кабинета КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" соответствуют итоговому классу условий труда - 3.2.
Приказами КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" подтверждено, что санитарке рентгеновского кабинета поликлиники Черданцевой Г.В. в период 2008-2020 годы предоставлялись дополнительны отпуска.
Согласно расчётным листкам Черданцева Г.В. с апреля 2020 г. по ноябрь 2023 г. получала доплату за вредность и опасность условий труда, а также ей предоставлялся отпуск за вредные условия труда.
Черданцева Г.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 18 мая 2002 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Черданцевой Г.В, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по стрости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", а также разъяснения Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1992 г..N 1062-РБ, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе должностную инструкцию санитарки рентгеновского кабинета, условия оплаты труда истца и предоставление ей дополнительных отпусков, показания свидетелей, исходил из того, что Черданцева Г.В, занимая должность санитарки рентгеновского кабинета, фактически исполняла обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, обязанности по данным должностям являются идентичными, что даёт ей право на назначение досрочной пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем установилфакт работы Черданцевой Г.В. в должности санитарки рентгеновского кабинета с вредными и тяжёлыми условиями труда в периоды с 10 января 2008 г..по 31 декабря 2022 г, с 1 января 2023 г..по 30 сентября 2023 г..и возложил на КГБУЗ "ЦГБ, г..Белокуриха" обязанность предоставить в пенсионный орган сведения для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учёта - присвоении за указанные периоды работы кода особых условий труда - 22600000-14467, на ОСФР по Алтайскому краю - обязанность откорректировать сведения индивидуального лицевого счёта истца путём присвоения за спорные периоды работы кода особых условий труда - 22600000-14467, а также признал за Черданцевой Г.В. право на досрочную страховую пенсию по старости с
27 июня 2023 г..
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих занятость Черданцевой Г.В. по уходу за больными в течение полного рабочего дня.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о выполнении истцом постоянно в течение полного рабочего дня обязанностей младшей медицинской сестры рентгеновского кабинета по уходу за больными, такую занятость предполагает работа младшей медицинской сестры в условиях стационара, а не в поликлинике где работала санитаркой Черданцева Г.В. Работа санитаркой в условиях поликлиники не связана с осуществлением постоянного ухода за больными, при этом оказание пациенту в необходимых случаях помощи в целях проведения рентгеновского исследования не свидетельствует об осуществлении Черданцевой Г.В. обязанностей младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что при приёме на работу 10 января 2008 г. и на протяжении исполнения Черданцевой Г.В. трудовых обязанностей работодатель возлагал на истца обязанности санитарки рентгеновского кабинета в поликлинике, ошибки в наименовании должности истца работодателем не допущено, должность истца предусмотрена действующими нормативно-правовыми актами, основания для установления тождественности выполняемых истцом функций обязанностям младшей медицинской сестры по уходу за больными отсутствуют.
Также, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что судом первой инстанции необоснованно в качестве доказательств льготного характера работы и полной занятости истца приняты показания свидетелей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при выполнении обязанностей санитарки рентгеновского кабинета в поликлинике Черданцева Г.В. получала дозу облучения значительно менее допустимой, что подтверждается протоколом исследований (испытаний) и измерений ионизирующего излучения от 27 июля 2017 г.; Черданцева Г.В. не отвечает требованиям, установленным профессиональным стандартом для младшей медицинской сестры по уходу за больными, а именно, не имеет медицинского образования, профессиональное обучение по должности "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" не проходила, согласно трудовой книжки имеет специальность "портной".
Руководствуясь положениями статьи 8.1, пункта 2 статьи 11, статьи 16, пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", суд апелляционной инстанции, установив, что по результатам проведённой ОСФР по Алтайскому краю документальной проверки факта льготной работы Черданцевой Л.В. за спорные периоды в КГБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха", представленные работодателем сведения о льготном характере работы истца признаны недостоверными, в связи с чем произведена их корректировка и внесены уточнения в индивидуальный лицевой счёт Черданцевой Г.В, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на работодателя обязанности предоставить в пенсионный орган сведения о работе истца в соответствии с кодом особых условий труда 22600000-14467, а на пенсионный орган - откорректировать сведения индивидуального лицевого счёта.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по материалам дела и доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения Черданцевой Г.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 27 июня 2023 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 2 от 26 января 1991 г. разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", код позиции 22600000-14467, право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях предусмотрено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
В письме Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)", указано, что постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов. До 1 января 1992 г. санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г. N 5031-ЮЛ было разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". В связи с чем назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с письмом Минтруда России от 25 мая 1992 г. N 1062-РБ возможно при строгом соблюдении условий, изложенных в этом письме. То есть, предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
Согласно Указаниям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. В соответствии с действующим законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Согласно квалификационной характеристике должности "младшая медицинская сестра по уходу за больными", содержащейся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н, младшая медицинская сестра по уходу за больными оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
В соответствии с ранее действующим постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" в должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными входило: оказание помощи по уходу за больными под руководством медицинской сестры; проведение несложных медицинских манипуляций (постановка банок, горчичников, компрессов); обеспечение содержания в чистоте больных, помещения; контроль за правильным использованием и хранением предметов ухода за больными; смена постельного и нательного белья; участие в транспортировке тяжелобольных; контроль за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения.
Младшая медицинская сестра по уходу за больными должна знать: приёмы проведения несложных медицинских манипуляций; правила санитарии и гигиены, ухода за больными; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Согласно должностной инструкции санитарки рентгеновского кабинета в обязанности санитарки входит: содержание помещений кабинета, инвентаря и оборудования в должном порядке, проведение влажной ежедневной уборки помещения; подготовка кабинета к приёму больных, помощь рентген-лаборанту в приготовлении контрастных веществ, медикаментов и химреактивов для обработки рентгеновских плёнок; оказание помощи врачу и рентген-лаборанту при проведении сложных рентгеновских исследований; вызов больных в кабинет по указанию врача-рентгенолога и рентген-лаборанта; подача кассет врачу и рентген-лаборанту; помощь рентген-лаборанту при обработки плёнки; сопровождение в необходимых случаях больных после исследования в отделение; передача оформленных документов в отделение или регистратуру; соблюдение техники безопасности, охраны труда и внутреннего распорядка; обеспечение персонала рентгеновских кабинетов специальной одеждой; зачехление средств индивидуальной защиты.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих, что истец выполняла постоянно полный рабочий день работу младших медицинских сестёр по уходу за больными при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестёр по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах, отсутствие соответствующих сведений и в должностной инструкции истца, обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что штатным расписанием ГКБУЗ "ЦГБ, г. Белокуриха" должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновском кабинете не предусмотрена, с 10 января 2008 г. Черданцева Г.В. работает санитаркой в рентгеновском кабинете на полную ставку, полный рабочий день, картой специальной оценки условий труда санитарки установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2, не могут повлечь отмену обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, поскольку согласно должностной инструкции санитарки в её обязанности не входит уход за больными, при этом относимых и допустимых доказательств того, что истец фактически выполняла обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными в течение полного рабочего дня материалы дела не содержат, а установление на рабочем месте санитарки вредного класса свидетельствует о праве истца на предоставлении льгот в соответствии с трудовым законодательством, фактор вредности не подтверждает занятость истца по уходу за больными в течение полного рабочего дня, что необходимо для признания условий её работы особыми, влекущими назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
Совокупностью исследованных судом апелляционной инстанции доказательств подтверждается, что истец в течение полного рабочего дня выполняла обязанности санитарки.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н утверждён перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно подпункту "а" пункта 6 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Перечня, необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвёртый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Установив, что Черданцева Г.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 18 мая 2002 г, а спорные периоды её трудовой деятельности имели место после её регистрации в системе государственного пенсионного страхования, сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта и представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается фактическое постоянное, в течение полного рабочего дня выполнение истцом работы младшей медицинской сестры по уходу за больными, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с работой с тяжёлыми условиями труда.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами отмену вступившего в законную силу судебного акта само по себе не влечёт, так как по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам жалобы суд апелляционной инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор.
Тот факт, что суд апелляционной инстанции не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности апелляционного определения и не может служить основанием для его отмены.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе, принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Черданцевой Галины Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.