Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5371/2023 (УИД 04RS0007-01-2023-005943-50) по иску Андреевской Анны Павловны к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Андреевской Анны Павловны на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Андреевская Анна Павловна (далее - Андреевская А.П, истец) обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование своих требований указывала на то, что Андреевская А.П. является вдовой А, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имеет удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий по подпункту 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
18 августа 2023 г. истец как член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны поставлена на учет в Администрации Прибайкальского района Республики Бурятия в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Министерством социальной защиты населения по Республике Бурятия истец была включена в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (Единый сводный список).
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 31 октября 2023 г. N 1031 Андреевская А.П. исключена из списка ветеранов Великой Отечественной войны Единого сводного списка по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Андреевская А.П. находит действия ответчика незаконными.
Андреевская А.П. просила суд признать право истца на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения с даты постановки на учет с 18 августа 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"; обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия включить ее в Единый сводный список ветеранов Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем с 18 августа 2023 г.; обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение и строительство жилья в установленном законом порядке.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 декабря 2023 г. исковое заявление Андреевской А.П. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 марта 2024 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Андреевская А.П. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Андреевская А.П, представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что А. проходил военную службу "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Согласно справки ВрИО военного комиссара Прибайкальского района Республики Бурятия капитан А, "данные изъяты" года рождения, проходил военную службу с "данные изъяты"
Истец Андреевская А.П. является вдовой А, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имеет удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий по статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и имеет право на меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
18 августа 2023 г. истец как член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны поставлена на учет в Администрации Прибайкальского района Республики Бурятия в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Министерством социальной защиты населения по Республике Бурятия истец была включена в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (Единый сводный список).
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 31 октября 2023 г. N 1031 Андреевская А.П. исключена из списка ветеранов Великой Отечественной войны Единого сводного списка по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктами "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2, пунктом 2 статьи 2, статьями 21, 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", исходил из того, то что Великая Отечественная война выделена в отдельную категорию, период ее ведения с 22 июня 1941 г. по 9 (11) мая 1945 г. Война с Японией поименована отдельным боевым действием с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г. (период ведения 27 дней). В связи с тем, что Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 предусматривает обеспечение жильем конкретных категорий граждан непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а война с Японией не является частью Великой Отечественной войны, и определена законодателем и исторически как самостоятельное событие, пришел к выводу о том, что истец не имеет право на обеспечение жильем в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку названная в нем мера социальной поддержки распространяется на лиц, поименованных в данном нормативном акте, перечень которых не подлежит расширительному толкованию. В этой связи реализовать право на соответствующую меру социальной поддержки могут только члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. К данной категории истец не относится.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к мерам социальной поддержки относятся обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О Ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях в Японии, не включены.
В статьях 2, 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, которые относятся к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий.
В приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в раздел 1 которого входят боевые действия в Японии: с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г.
Разделами 1 и II указанного приложения определено, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в Японии с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г. в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименованы, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Андреевской Анны Павловны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.