Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-205/2023, УИД 42RS0029-01-2023-000229-41 по иску Котова Сергея Дмитриевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии
по кассационной жалобе Котова Сергея Дмитриевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения Котова С.Д. и его представителя по ходатайству Даренского В.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Котов С.Д. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу) о признании незаконным решения ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в установлении страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Котов С.Д. указал, что 28 ноября 2022 г. он обратился в ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако решением от 20 января 2023 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу стаж на соответствующих видах работ составляет 06 лет 11 мес. 5 дней, страховой - 36 лет 0 мес. 14 дней.
Котов С.Д. полагает отказ пенсионного органа незаконным, принятым без учёта записей в трудовой книжке, данных, имеющихся в архивных справках.
Котов С.Д. просил суд признать незаконным отказ ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу включить периоды работы:
- ПО "Магаданрыбпром" матрос команды обработки с 17 января 1992 г. по 17 сентября 1992 г, - Берелехском ГОК объединения СВЗ водитель автомобиля "Белаз" с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г, - Прииск "Ударный" водитель а/м "Белаз" с 11 ноября 1993 г. по 23 сентября 1996 г, - ООО "Автодорнеруд" водитель с 17 декабря 1996 г. по 6 февраля 1997 г, - ОАО "Яйский Комбинат Строительных материалов" (peг. N) водитель на автомобиле "Белаз - 7522" с 14 июля 1997 г. по 31 октября 1998 г, с 1 августа 1999 г. по 30 июня 2001 г, - ОАО "Универсал-сервис" (peг. N) водитель с 2 июля 2001 г. по 31 декабря 2001 г, - ООО "Барзасский карьер" в качестве водителя с 1 декабря 2015 г. по 31 декабря 2015 г, с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2016 г, с 18 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г, в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также произвести начисление пенсии с учётом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии и выплатить причитающийся размер пенсии.
Также просил возместить понесённые судебные расходы.
Решением Яйского районного суда Кемеровской области от 13 июня 2023 г, с учётом определения этого же суда от 14 декабря 2023 г. об исправлении описки, признано незаконным решение ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 20 января 2023 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения Котову С.Д. периодов работы с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г, с 11 ноября 1993 г. по 29 декабря 1994 г, с 13 апреля 1995 г. по 23 сентября 1996 г, с 21 июля 2010 г. по 31 декабря 2016 г, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" и отказа в назначении страховой пенсии;
ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу обязано включить Котову С.Д. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", периоды работы с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г, с 11 ноября 1993 г. по 29 декабря 1994 г, с 13 апреля 1995 г. по 23 сентября 1996 г, с 21 июля 201 г. по 31 декабря 2016 г.; назначить Котову С.Д, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано полностью.
С ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Котова С.Д. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, судебные расходы за составление искового заявления в размере 7 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 марта 2024 г. решение Яйского районного суда Кемеровской области от 13 июня 2023 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Котова С.Д. к ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Котов С.Д. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 марта 2024 г, оставить в силе решение Яйского районного суда Кемеровской области от 13 июня 2023 г.
В жалобе Котов С.Д. указывает, что период его работы, кроме записи в его трудовой книжке, документально подтверждён предоставленными из государственного архива Сусуманского муниципального округа Магаданской области документами, а именно: архивной справкой от 1 февраля 2023 г. N К-6, архивной справкой от 19 мая 2023г. N; распоряжением N от 24 сентября 1992г. артель старателей Берелехского ГОКа; личной карточкой формы Т-2 артели старателей "БелАЗ", распоряжением по личному составу артели старателей "БелАЗ" N от 10 ноября 1993г. о переводе водителя Котова С.Д. с 10 ноября 1993г. на прииск "Ударник"; личной карточкой формы Т-2 прииска "Ударник"; приказом директора прииска "Ударник" АООТ "Берелехский ГОК" N/к от 25 ноября 1993г. о приёме на работу Котова С.Г. с 11 ноября 1993 г. по переводу из артели старателей "БелАЗ" в качестве водителя технологического транспорта - а/машин марки БелАЗ горного карьера N прииска с оплатой труда сдельно; приказом директора прииска "Ударник" АООТ "Берелехский ГОК" об увольнении с прииска Котова С.Д. - водителя автомашины БелАЗ; архивной справкой от 11 апреля 2024 г. NК-30 "О заработной плате", выданной Архивным отделом Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области, за период с сентября 1992 г. по сентябрь 1996 г.
Все вышеуказанные документы в совокупности подтверждают, что он был в течение полного рабочего дня постоянно занят на выполнении работ, предусмотренных Списком N 2, на предприятии, вид основной деятельности которого был связан с добычей руд и песков драгоценных металлов, в связи с чем периоды его работы с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г. (01-01-16), с 11 ноября 1993 г. по 29 декабря 1994 г. (01-01-19), с 13 апреля 1995 г. по 23 сентября 1996 г. (01-05-11) общим стажем 3 г. 8 мес. 16 дн, подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учётом специального стажа добровольно признанного ответчиком в оспариваемом решении N от 20 января 2023г. в размере 6 лет 11 мес. 5 дней, общий специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 "О страховых пенсиях", составляет 10 лет 7 мес. 21 день, следовательно, право на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у него возникнет в 56 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Котову С.Д. исполнилось 56 лет.
Поскольку на дату принятия апелляционного определения Кемеровским областным судом 14 марта 2024 г. Котову С.Д. исполнилось 56 лет, Кемеровский областной суд, отменяя решение Яйского районного суда Кемеровской области от 13 июня 2023 г. по гражданскому делу N2-205/2023, обязан был назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Котов С.Д. не согласен с тем, что представленная судебной коллегии производственная характеристика условий его труда в ООО "Барзасский карьер" с выкопировкой карты N специальной оценки условий труда, проведённой в 2023 г, не может служить основанием для включения периодов его работы в ООО "Барзасский карьер" с 21 июля 2010 г. по 31 декабря 2016 г. (06-05-11).
В трудовой книжке (запись N), указано, что 21 июля 2010 г. Котов С.Д. принят водителем по срочному трудовому договору автомобиля Белаз 7522. Всё последующее время своей работы с 21 июля 2010 г. по настоящее время он работает на данном автомобиле. При этом ответчиком с 1 января 2017 г. его работа на данной должности учтена в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Отсутствие в сведениях индивидуального лицевого счёта специального кода обусловлено недобросовестностью работодателя, за которую он, как работник, не может нести ответственность.
Котов С.Д. полагает, что в случае отмены апелляционного определения Кемеровского областного суда от 14 марта 2024 г. N, подлежит удовлетворению в полном объёме и его требование о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и за составление искового заявления в размере 7500 руб.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещён надлежащим образом, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления, сформированным официальным сайтом Почты России.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Котов С.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 31 августа 1998 г.
28 ноября 2022 г. Котов С.Д. обратился в ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 20 января 2023 г. Котову С.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счёта в специальный страховой стаж ответчиком зачтены периоды работы истца с 5 октября 1990 г. по 1 ноября 1991 г, с 1 января 2017 г. по 17 декабря 2017 г, с 1 января 2018 г. по 2 февраля 2019 г, с 4 февраля 2019 г. по 14 августа 2019 г, с 16 августа 2019 г. по 17 августа 2019 г, с 20 августа 2019 г. по 28 ноября 2020 г, с 30 ноября 2020 г. по 31 марта 2021 г, с 3 апреля 2021 г. по 27 ноября 2022 г. общей продолжительностью 6 лет 11 месяцев 5 дней. Продолжительность страхового стажа при требуемом 25 лет составила 36 лет 0 месяцев.
Согласно указанному решению ответчика, право на пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" наступит у истца при достижении возраста 58 лет.
Из записей в трудовой книжке следует, что Котов С.Д. осуществлял трудовую деятельность в период с 24 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г. в качестве водителя на автомобиле "Белаз" по перевозке горной массы открытых горных работ в Артеле старателей "БелАЗ" Берелехского ГОКа объединения "Северовостокзолото".
Кроме того, осуществлял трудовую деятельность в период с 11 ноября 1993 г. по 23 сентября 1996 г. в качестве водителя на автомобиле "БелАЗ" горного карьера в Прииске "Ударник" Берелехского ГОКа объединения "Северовостокзолото".
В период с 21 июля 2010 г. по настоящее время, согласно представленной архивной справке ООО "Барзасский карьер", осуществляет трудовую деятельность водителем автомобиля, занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе на горно-транспортном участке.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Котова С.Д. о признании незаконным решения ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу от 20 января 2023 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части невключения Котову С.Д. в специальный страховой стаж периодов его работы с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г, с 11 ноября 1993 г. по 29 декабря 1994 г, с 13 апреля 1995 г. по 23 сентября 1996 г, с 21 июля 2010 г. по 31 декабря 2016 г, возлагая на ответчика обязанность зачесть указанные периоды в специальный страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списками N 1 и N 2, утверждёнными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, принял во внимание информацию, содержащуюся в трудовой книжке, исходил из того, что наименование грузового транспортного средства, на котором Котов С.Д. осуществлял трудовую функцию, свидетельствует о занятости истца в должности водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе.
Установив, что с учётом включения спорных периодов и периодов работы, зачтённых ответчиком в бесспорном порядке, продолжительность специального страхового стажа на день обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии по старости составит требуемую продолжительность 12 лет 06 месяцев, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у Котова С.Д. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло с ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь положениями статьи 98 ГПК РФ, суд первой инстанции взыскал с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Котова С.Д. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и судебные расходы за составление искового заявления в размере 7 500 рублей.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Котовым С.Д. исковых требований, суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также дополнительные доказательства, представленные по запросу суда апелляционной инстанции, исходил из того, что архивные справки, копии личных карточек подтверждают работу Котова С.Д, но не могут подтверждать особый характер условий труда по Спискам N 1 и N 2, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, доказательств занятости Котова С.Д. в течение полного рабочего дня, 80 % и более рабочего времени, на работах, относящихся к Списку N 2, а именно в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе (позиция 2010100а-11442), водителя автомобиля (грузовых), занятого в карьерах (позиция 2010300а-11442), не представлено.
Также суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы после 1 января 2013 г. засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Поскольку материалами дела не подтверждается занятость Котова С.Д. в течение полного рабочего дня 80 % и более рабочего времени на работах, относящихся к Списку N 2, спорные периоды работы истца отражены в сведениях индивидуального персонифицированного учёта без указания кода особых условий труда, после 1 января 2013 г. работодателем истца не производилось начисление и уплата взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворения исковых требований Котова С.Д.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции и материалами дела по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда применяется, в том числе, Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10).
Согласно подраздела 1 "Открытые горные работы и работы на поверхности" раздела I "Горные работы" Списка N 2 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение имеют водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе (код 2010100а-11442).
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объёмов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N 538н утверждён перечень документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" части 12 названного перечня, помимо документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего перечня, отнесены документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Статьёй 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Котова С.Д. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 28 ноября 2022 г.).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
При реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвёртый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
В силу части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на дату обращения Котова С.Д. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Именно из такой правовой позиции исходил суд апелляционной инстанции, разрешая спор по требованиям Котова С.Д. о включении спорных периодов его работы с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г, с 11 ноября 1993 г. по 29 декабря 1994 г, с 13 апреля 1995 г. по 23 сентября 1996 г, с 21 июля 2010 г. по 31 декабря 2016 г. в специальный страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжёлыми условиями труда).
Вопреки доводам кассационной жалобы архивные справки архивного отдела Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области от 13 июня 2023 г. N К - 6/10 о том, что истец в спорные периоды с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г, с 11 ноября 1993 г. по 29 декабря 1994 г, с 13 апреля 1995 г. по 23 сентября 1996 г. работал водителем автомобиля БелАЗ, не подтверждают льготный характер работы Котова С.Д, не свидетельствуют о выполнении им работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для зачёта указанных спорных периодов работы в специальный страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.
Однако доказательств того, что в спорные периоды работы с 25 сентября 1992 г. по 10 ноября 1993 г, с 11 ноября 1993 г. по 29 декабря 1994 г, с 13 апреля 1995 г. по 23 сентября 1996 г. работодателем проводилась аттестация рабочих мест, материалы дела не содержат.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Котова С.Д. в части зачёта в стаж на соответствующих видах работ периода его работы с 21 июля 2010 г. по 31 декабря 2016 г, суд апелляционной инстанций обоснованно исходил из того, что указанные периоды работы истца имели место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (31 августа 1998 г.), а потому в соответствии с положениями части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и пункта 43 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. Однако таких доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений, отражённых в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта истца о периоде работы с 21 июля 2010 г. по 31 декабря 2016 г. в ООО "Барзасский карьер", материалы дела не содержат.
Работодателем сведения в отношении истца за указанный спорный период работы были представлены в пенсионный орган на общих основаниях.
Сведений о том, что ООО "Барзасский карьер" в спорный период проводило аттестацию рабочего места истца в материалах дела не содержится.
Суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание положения части 6 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учётом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Вместе с тем доказательств того, что после 1 января 2013 г. работодатель истца ООО "Барзасский карьер" производило начисление страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что с учётом зачтённого пенсионным органом в бесспорном порядке специального стажа 6 лет 11 месяцев 5 дней и спорных периодов работы истец имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отклонению, поскольку основания для включения в специальный страховой стаж спорных периодов работы истца отсутствуют, а с учётом имеющейся продолжительности специального страхового стажа 6 лет 11 месяцев 5 дней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. наступит у Котова С.Д. в 58 лет.
При рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям применены судом апелляционной инстанции правильно.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Всем представленным доказательствам судом апелляционной инстанции дана всесторонняя, полная и объективная оценка, с учётом критериев достоверности, относимости и допустимости, в полном соответствии с требования статьи 67 ГПК РФ, с отражением результатов оценки доказательств. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу апелляционного определения по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Котова Сергея Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.