Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Лемзы А.А, Ветровой Н.П, рассмотрела в открытом судебном заседании дело УИД 54RS0010-01-2022-009481-39 по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о понуждении к совершению действия, по кассационному представлению прокурора Кемеровской области - Кузбасса на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 26 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лемзы А.А, выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Симоненко Е.В, поддержавшей доводы кассационного представления, представителя ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Хлобыстова Е.В, возражавшего против доводов кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о понуждении к совершению действия. В обоснование исковых требований указано, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации органами прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в рамках которой дана оценка осуществлению мониторинга атмосферного воздуха на поднадзорной прокуратуре территории. В результате установлена ненадлежащая реализация Федеральным государственным бюджетным учреждением "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС") полномочий по мониторингу атмосферного воздуха. В нарушение требований статей 1, 3, 5, 23 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьи 13 Федерального закона от 19.07.1998 N113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", пунктов 2, 3, 6 Положения об охранной зоне стационарных постов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 N392, пунктов 4, 5.4, 5.4.3, 5.4.4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N372, ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС" не приняты меры по установлению охранных зон 8 стационарных постов наблюдения, расположенных на территории Новокузнецкого городского округа Кемеровской области-Кузбасса, по следующим адресам:
Пост ПНЗ N - "адрес"), земельный участок с кадастровым номером Nнаходится на расстоянии 15 м. от жилого дома и 30 м. от дороги);
Пост ПНЗ N - "адрес", западнее многоквартирного "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N (находится во дворе дома, на расстоянии примерно 10 м. от автомобильной парковки);
Пост ПНЗ N - "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N (находится в парке, на расстоянии 10 м. до внутриквартальной дороги, 15 м. трансформаторной будки);
Пост ПНЗ N - "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N (находится во дворе дома на дороге, на расстоянии примерно 10 м. от оборудованной площадки с мусорными контейнерами);
Пост ПНЗ N - "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N (находится во дворе дома, в радиусе 10 м. от него находятся 3 канализационных колодца);
Пост ПНЗ N - "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N;
Пост ПНЗ N - "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N (находится во дворе школы, на расстоянии примерно 10 м. от автомобильной парковки);
Пост ПНЗ N - "адрес", западнее жилого "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N (находится возле автомобильной стоянки).
При этом в границах предельного размера (100 м.) охранной зоны стационарных постов наблюдения размещены объекты, запрещенные к размещению Положением об охранной зоне стационарных постов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.
Земельные участки, на которых размещены стационарные посты наблюдений (за исключением расположенного под ПНЗ N2), предоставлены ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Отсутствие охранных зон стационарных постов наблюдения, расположенных на территории Новокузнецкого городского округа Кемеровской области -Кузбасса, не позволяет использовать результаты исследований атмосферного воздуха в целях обеспечения охраны окружающей среды, а также может повлиять на достоверность получаемой со стационарных постов информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, что ведет к нарушению прав граждан неопределенного круга лиц, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В силу положений статей 1, 5 Федерального закона гидрометеорологической службе", пунктов 5.4.3, 5.4.4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, а также государственный мониторинг атмосферного воздуха отнесено к компетенции Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В то же время ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС" не в полной мере обеспечено выполнение указанных требований законодательства.
На территории Кемеровской области-Кузбасса стационарные посты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха имеются лишь на территории Кемеровского, Новокузнецкого и Прокопьевского городских округов. При этом прогнозирование неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) осуществляется ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС" только по указанным муниципальным образованиям. Прогнозирование НМУ и передача данных хозяйствующим субъектам на территории г. Киселевска не осуществляется, действующих стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха государственной системы наблюдения на территории Киселевского городского округа не имеется. Последнее обстоятельство исключает возможность возложения на хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с оказанием негативного воздействия на окружающую среду, обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Как указывает истец, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ для предприятий, расположенных на территории Киселевского городского округа, не согласовываются. В то же время численность населения в Киселевске составляет свыше 80000 человек, что в соответствии с нормами РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", утвержденного Госкомгидрометом СССР 01.06.1989, Главным государственным санитарным врачом СССР 16.05.1989, ГОСТ 17.2.3.01-86. "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" обусловливает необходимость обустройства на территории муниципального образования 2 постов наблюдения (исходя из численности жителей 50000-100000 жителей). По данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятий в Киселевском городском округе в 2021 году составил 17, 617 тыс. т, в 2020 году - 22, 330 тыс. т.
В соответствии с ежегодными докладами Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса о состоянии и охране окружающей среды в регионе объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ (в тыс. т) на территории г. Киселевска составлял в 2014 году - 16, 984; в 2015 году - 17, 379; в 2016 году - 16, 030; в 2017 году - 13, 498; в 2018 году - 23, 471; в 2019 году-23, 393. Статистические данные свидетельствуют о стабильно высоком уровне выбросов загрязняющих веществ на территории Киселевского городского округа.
Структуру реального сектора экономики г. Киселевска формируют многочисленные предприятия угольной, химической промышленной горного машиностроения, деревообработки, строительных, материальной других категорий промышленности. При этом основным видом деятельности предприятий угольной промышленности является добыча угля (открытым способом), его переработка и обогащение.
Учитывая вышеуказанные нарушения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Кемеровской области-Кузбасса, начальнику ФГБУ "Запад-Сибирское УГМС" внесено представление об устранении нарушений закона.
Во исполнение требования Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры администрацией Киселевского городского округа, Южно-Сибирским управлением Росприроднадзора, Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Кемеровской области-Кузбассу представлены сведения о необходимости и целесообразности установки стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха на территории Киселевского городского округа. Кроме того, указанными органами в адрес прокуратуры представлено письмо руководителя Федеральной службы гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ N адресованное Губернатору Кемеровской области-Кузбасса, том, что Росгидромет обратился в Правительство Российской Федерации с предложением об организации наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, в том числе, в г. Киселевске, с финансово-экономическим обоснованием стоимости работ с целью их проработки в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете. После принятия решения о выделении необходимых дополнительных бюджетных ассигнований Росгидромет будет готов приступить к работам организации наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в Киселевске.
С учетом уточнений исковых требований, истец просил обязать Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в срок в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда законную силу принять исчерпывающие меры, направленные финансирование оборудования двух стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории Киселевского городского округа Кемеровской области-Кузбасса, а также одного стационарного поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории Калтанского городского округа Кемеровской области- Кузбасса, а также на обеспечение проведения на них наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в городах Киселевск и Калтан Кемеровской области - Кузбасса; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Западно- Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей в срок в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать в городах Калтан и Киселевск Кемеровской области-Кузбасса посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов, введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 N 3395; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" подготовить и представить в территориальный орган Росгидромета документы, предусмотренные пунктом 6 Положения об охранной зоне стационарных постов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в целях установления охранных зон на стационарный пост наблюдения государственной наблюдательной сети на территории Новокузнецкого городского округа Кемеровской области Кузбасса - ПНЗ N16. Установить срок для исполнения - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части требований отказано.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 26 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 января 2024 г. исковые требования удовлетворены частично. На ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" возложена обязанность подготовить и представить в территориальный орган Росгидромета документы, предусмотренные пунктом 6 Положения об охранной зоне стационарных постов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в целях установления охранных зон на стационарный пост наблюдения государственной наблюдательной сети на территории Новокузнецкого городского округа Кемеровской области-Кузбасса-НПЗ N16, в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанными актами, прокурор Кемеровской области - Кузбасса обратился с кассационным представлением, в котором просил судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обязанности осуществить финансирование оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории Киселевского и Калтанского городских округов и проведение на них наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, обязании ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС" в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать посты наблюдения, в указанной части принять новое решение, об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование представления выражает несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций о принятии ответчиками исчерпывающих мер на финансирование организации оборудования спорных стационарных постов, указывает, что вопреки выводам судов такая обязанность по финансированию возложена именно на Росгидромет, так как полномочия по организации деятельности стационарных постов наблюдений за атмосферным воздухом возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы.
Относительно доводов кассационного представления поступили письменные возражения от Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу и ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", в которых ответчики просят судебные акты - оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, проверив дело в пределах доводов кассационного представления, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не находит.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Мониторинг атмосферного воздуха в соответствии с положениями Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
Согласно ст. 23 названного Федерального закона в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения (статья 5 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (далее - Постановление N 477), организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления N 477 предусмотрено, что государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений). Положениями "ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" установлены три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (п. 1.1).
Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ (п. 1.2).
Согласно требованиям пункта 2.5 упомянутого государственного стандарта, число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.
Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей, 2 поста - 100 тысяч жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тысяч жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тысяч жителей, 5 - 10 постов - более 500 тысяч жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей (пункт 2.6).
Согласно утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 1458-р Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (далее - Стратегия) одной из основных задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, является проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах с населением свыше 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.
Развитие систем экологического мониторинга на территориях субъектов Российской Федерации предусмотрено пунктом 64 Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 2423-р.
Требованиями к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 524, с учетом Положения дифференцированы требования, предъявляемые к государственной наблюдательной сети, территориальным и локальным системам наблюдений за состоянием окружающей среды.
Так, в пункте 158 Требований указано, что пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются преимущественно в административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с населением более 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.
Пункты наблюдений территориальных систем наблюдений организуются в городских и иных поселениях с населением менее 100 тыс. человек, а также в дополнение к пунктам государственной наблюдательной сети в целях получения детализированной информации о распределении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на наблюдаемой территории.
В силу пункта 124 Требований на территориях (акваториях), где отсутствует стационарная наблюдательная сеть, наблюдения проводятся с использованием подвижных пунктов наблюдений, включающих платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Утвержденные Указом Президента РФ от 11 марта 2019 г. N 97 Основы реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу предусматривают в качестве одной из основных задач в данной области организацию мониторинга атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тысяч человек, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
При этом исходя из положений пп. 7 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
С 1 сентября 2022 г. вступили в силу Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2022 года N 1370, которыми предусмотрен перечень мероприятий, на которые регионы смогут направлять поступившие в их бюджет экологические платежи, среди которых мероприятие 9 - "Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды".
Разрешая спор суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что формирование и функционирование территориальной системы наблюдений в городских или сельских поселениях с численностью населения 1 - до 50 тыс. человек, 2 от 50 до 100 тыс. осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и стационарными пунктами наблюдений, так как вид пункта наблюдения в силу вышеприведенных норм, права не влияет на обязанности органов государственной власти.
Также суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что Росгидромет с учетом объема возложенных на него полномочий, систематически принимал меры, направленные на обеспечение финансирования организации дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с законодательством путем направления предложений о выделении дополнительного финансирования для выполнения работ по модернизации и развитию таких постов, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются в административных центрах субъектов РФ, городах с населением более 100 000 человек и крупных промышленных центрах, к числу которых Киселевский и Калтанский городские округа не относятся в виду того, что численность населения Киселевского городского округа Кемеровской области Кузбасса 86 105 человек, численность Калтанского городского округа Кемеровской области ? Кузбасса - 29 370 чел.
Обеспечение создания и функционирования постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории данных городов возложено на органы исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса.
Так, между Росгидрометом и Коллегией Администрации Кемеровской области заключено соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды N от ДД.ММ.ГГГГ
Статьей 2 указанного соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния, загрязнения окружающей среды, определены основные направления и формы взаимодействия сторон, в том числе обеспечение функционирования и совершенствования государственной наблюдательной сети и территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.
Судебная коллегия полагает, что исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что открытие новых постов наблюдений в городах, не охваченных государственной наблюдательной сетью, требует выделения финансовых средств, при том, что Росгидромет систематически принимает исчерпывающие меры, направленные на обеспечение финансирования организации дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с законодательством путем направления предложения о выделении дополнительного финансирования для выполнения работ по модернизации и развитию таких постов, которые в целом, как ненадлежащие и неэффективные расценены быть не могут, поскольку отвечают поставленным перед ответчиком целям и задачам, тогда как финансовое обеспечение реализации таких мероприятий в городах с численностью населения менее 100 000 человек, к числу которых относятся г. Киселевск и г. Калтан, возложено на органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обязанности осуществить финансирование оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории Киселевского и Калтанского городских округов и проведение на них наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, обязании ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС" в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать посты наблюдения.
Таким образом, вопреки доводам кассатора, возложенные на Росгидромет обязанности как Федеральным законом от 19.07.1998 N113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" так и Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), в полном объеме соответствуют постановлению Правительства РФ от 06.06.2013 N477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", а именно на Росгидромет возложена лишь обязанность по обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, что является лишь видом государственной системы наблюдений, возложенной на федеральные органы государственной власти.
В целом доводы кассационного представления направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, собранных доказательств по делу. При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Выводы судов обеих инстанции мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационного представления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 26 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 января 2024 г. - оставить без изменения, кассационное представление прокурора Кемеровской области - Кузбасса - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.