Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-611/2023, УИД 24RS0055-01-2023-000703-19 по иску Горбушиной Татьяны Анатольевны к администрации Уярского района Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на основании Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742
по кассационной жалобе Горбушиной Татьяны Анатольевны на решение Уярского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Горбушина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Уярского района Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на основании Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742.
В обосновании исковых требований Горбушина Т.А. указала, что зарегистрирована по месту жительства и проживала в жилом помещении по адресу: "адрес" с 2015 года. Собственником квартиры являлся её брат - Г.
7 мая 2022 г. указанное жилое помещение уничтожено пожаром. 19 мая 2022 г. издан Закон Красноярского края N 3-742 "О мерах социальной поддержки граждан, проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 г, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки".
Горбушина Т.А. признана членом семьи Г, что установлено решением от 15 июля 2022 г.
Горбушина Т.А. своевременно обратилась с заявлением в администрацию Уярского района Красноярского края о предоставлении ей единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилья, предоставив полный пакет документов.
9 сентября 2022 г. администрацией Уярского района Горбушиной Т.А. направлен приказ Министерства социальной политики Красноярского края с решением об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на основании подпункта 4 пункта 6 Порядка расчёта и предоставления единовременной денежной выплаты, без уточнения недостающих документов.
26 апреля 2023 г. Горбушина Т.А. обратилась в администрацию Уярского района Красноярского края с заявлением повторно, предоставив тот же пакет документов, уже совместно с собственником Г. Сам Г. не претендует на предоставление мер социальной поддержки, так как на момент чрезвычайной ситуации имел другое жильё в собственности.
26 апреля 2023 г. администрацией Уярского района Красноярского края принято решение об оставлении заявления Горбушиной Т.А. без рассмотрения, так как она включена в список граждан на получение единовременной денежной выплаты.
До настоящего времени Горбушиной Т.А. не предоставлена мера социальной поддержки и в виде единовременной выплаты.
Горбушина Т.А. иного жилья в собственности не имела и не имеет. После утраты жилого помещения она не имеет постоянного места жительства.
Горбушина Т.А. просила суд обязать администрацию Уярского района Красноярского края и Министерство социальной политики Красноярского края предоставить ей меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на основании Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742.
Решением Уярского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований Горбушиной Т.А. к администрации Уярского района Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на основании Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742 отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Горбушина Т.А. просит отменить решение Уярского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2024 г.
Горбушина Т.А. не согласна с выводами суда, поскольку считает, что по смыслу закона, лицу зарегистрированному по месту жительства для получения выплаты не требуется условие о том, чтобы и собственник помещения относился к категории граждан указанных в подпунктах "а, б" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, тем более Г. не проживал в утраченном жилье, не был там зарегистрирован и не претендует на получение мер поддержки.
То обстоятельство, что Горбушина Т.А. не является собственником жилого помещения, не может являться основанием для отказа в предоставлении единовременной выплаты, так как согласно статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, имеющий право на получение помощи может не являться собственником помещения, но быть в нём зарегистрирован. Для предоставления выплаты достаточно одного из условий, либо собственник, либо не собственник, но зарегистрированный, или не зарегистрированный, но признанный членом семьи. То есть даже признание членом семьи не требуется для зарегистрированных лиц.
Перечень документов, предусмотренный пунктом 3 статьи 4 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, Горбушиной Т.А. был предоставлен в полном объёме, что подтверждается описью в заявлении.
Горбушина Т.А. предоставила достоверную информацию о составе своей семьи, так как она проживала в утраченном помещении одна.
Не учтён довод о том, что 26 апреля 2023 г. Администрацией Уярского района принято решение об оставлении повторного заявления Горбушиной без рассмотрения, так как она уже включена в список граждан на получение единовременной денежной выплаты. То есть признана гражданином, относящимся к категории граждан обладающим правом на получение меры социальной поддержки. Однако до настоящего времени ей не предоставлена мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты.
Горбушина Т.А. на момент утраты постоянно проживала в утраченном жилом помещении, что соответствует её отметке о постоянной регистрации по месту жительства в указанном помещении. Это также подтверждается мотивировочной частью решения Уярского районного суда от 15 июля 2022, где прокурор обратился с заявлением в интересах Горбушиной Т.А.
Так же данное решение содержит в себе информацию о том, что Г. был зарегистрирован и проживал по другому адресу. Как родной брат он предоставил сестре жильё, собственником которого являлся, безвозмездно во владение.
Фактически Горбушина Т.А. не является и никогда не являлась членом семьи собственника. Обращалась за выплатой в качестве лица, зарегистрированного и постоянно проживающего в утраченном жилом помещении одна.
Собственник утраченного жилого помещения никогда не проживал в нём, следовательно, не претендовал на получение такой помощи.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социальной политики Красноярского края принесены письменные возражения, в которых Министерство просит принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Горбушина Т.А, представителя администрации Уярского района Красноярского края, Министерства социальной политики Красноярского края, не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается отчётами об отслеживании отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Министерства социальной политики Красноярского края на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Горбушина Т.А. зарегистрирована по адресу; "адрес" с 25 ноября 2015 г. по настоящее время.
Согласно выписке из ЕГРП собственником жилого помещения по адресу: "адрес" являлся Г.
Из справки ОНД и ПР по Уярскому и Партизанскому районам от 8 мая 2022 г, выданной Горбушиной Т.А, следует, что в результате пожара 7 мая 2022 г. полностью уничтожен жилой дом, надворные постройки, имущество, находившееся внутри квартиры по адресу: "адрес".
Решением от 15 июля 2023 г, вступившим в законную силу, по состоянию на 7 мая 2022 г. Горбушина Т.А. признана членом семьи Г.
9 сентября 2022 г. администрацией Уярского района Горбушиной Т.А. направлено письмо, согласно которому Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 25 августа 2022 г. N принято решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьёй 9 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742 на основании подпункта 4 пункта 6 Порядка расчёта и предоставления единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения.
26 апреля 2023 г. Горбушина Т.А. обратилась к Главе Уярского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, приложив к нему копию паспорта, справку о пожаре, выписку из ЕГРН, решение от 15 июля 2022 г, реквизиты, согласие.
Из ответа администрации Уярского района 27 апреля 2023 г, данного на указанное заявление Горбушиной Т.А, следует, что Горбушина Т.А. включена в список граждан на получение единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения; заявление Горбушиной Т.А. оставлено без рассмотрения.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Горбушиной Т.А, суд первой инстанции руководствовался положениями Законом Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742 "О мерах социальной поддержки граждан, проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 г, и о наделении органом местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки", исходил из того исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения установлен в пункте 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, собственник утраченного жилого помещения - Г. не относится к категории граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, в связи с чем Горбушина Т.А. не имеет права на получение единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что регистрация истца по месту жительства в утраченном в жилом помещении, в отсутствие у собственника жилого помещения права на включение его в соответствующий список граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, не влечёт возникновение у истца права на получение единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 6843 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
На основании статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
В Красноярском крае отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, проживавшим в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 г, урегулированы Законом Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742.
Как следует из статьи 1 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742 данный Закон устанавливает условия и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022 г. на территориях муниципальных образований Красноярского края, перечень которых устанавливается Правительством края (далее - день введения режима чрезвычайной ситуации, пожары, муниципальные образования края), и наделяет исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки (далее - органы местного самоуправления, государственные полномочия).
В соответствии с приложением N 4 к постановлению Правительства Красноярского края от 23 мая 2022 г. N 449-п "О реализации Закона Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742 "О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки" г. Уяр включён в перечень муниципальных образований Красноярского края, на территориях которых гражданами утрачены жилые помещения в результате пожаров, возникших 7 мая 2022 года.
В соответствии со статьёй 2 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, мерами социальной поддержки являются: социальная выплата на приобретение жилого помещения; обеспечение жилым помещением путем его строительства и последующего предоставления в собственность или по договору социального найма; единовременная денежная выплата в связи с утратой жилого помещения.
Статьёй 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742 установлены категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной статьёй 2 данного Закона.
Согласно подпункта "в" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, право на получение меры социальной поддержки - единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 статьи 2 данного закона, имеют граждане, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчёта на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742 право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, имеют: граждане, одиноко проживающие или не имеющие несовершеннолетних детей, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчёта на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 3 названного Закона к таким гражданам относятся граждане, одиноко проживающие или не имеющие несовершеннолетних детей, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, и имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчёта на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка расчёта и предоставления единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022 года на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края (приложение N 3 к постановлению Правительства Красноярского края от 23 мая 2022 г. N 449-п) основанием для принятия решения об отказе в предоставлении денежной выплаты является: гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пункте 3 статьи 3 Закона края N 3-742.
Установив, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", утраченного в результате пожара, является Г, который в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации не проживал, имел в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, следовательно, Г. не относится к категории граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Горбушина Т.А. не относится к категории лиц, указанных в подпункте "3" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения, поскольку не относится к членам семьи граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3 статьи 3 указанного Закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742 право на получение единовременной денежной выплаты имеют граждане, не являющиеся собственниками утраченного жилого помещения, но зарегистрированные в нём, для предоставления выплаты достаточно одного из условий, а также о том, что 26 апреля 2023 г. Администрация Уярского района Красноярского края приняла решение об оставлении повторного заявления без рассмотрения, так как истец включена в список граждан на получение единовременной денежной выплаты, отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы право на получение единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения предоставлено только тем гражданам, которые, не являясь собственниками утраченного жилого помещения, были зарегистрированы в нём, постоянно проживали в нём на день введения чрезвычайной ситуации, относились к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742. Однако, как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец не относится к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 3-742, а потому право на получение единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения не имеет.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Уярского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горбушиной Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.