Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2512/2023 (УИД: 70RS0001-01-2023-003158-89) по иску Крят Жанны Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Крят Жанны Викторовны - Козьминых Александра Юрьевича на решение Кировского районного суда г. Томска от 13 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крят Жанна Викторовна (далее по тексту - Крят Ж.В, истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее - ОСФР по Томской области, ответчик) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований Крят Ж.В. указала, что 6 декабря 2022 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Томской области от 28 марта 2023 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы и не наступлением срока выхода на пенсию. Считает решение незаконным, поскольку спорные периоды работы необоснованно не были включены в стаж работы в льготном исчислении (один год работы за один год шесть месяцев), как работа в должности среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля.
Крят Ж.В. просила суд возложить на ответчика обязанность включить ей в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Первомайской районной больнице Томской области с 7 июля 1993 г. по 26 декабря 1993 г, с 1 августа 1994 г. по 25 сентября 1998 г. - в должности медсестры отделения скорой помощи, с 25 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. - в должности детской медсестры родильного отделения Первомайской районной больницы Томской области в льготном исчислении; назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 6 декабря 2022 г.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 13 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований Крят Ж.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель Крят Ж.В. - Козьминых А.Ю. просит об отмене решения Кировского районного суда г. Томска от 13 ноября 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 февраля 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев), как работа в должности среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля, поскольку должность медсестры отделения скорой медицинской помощи и детской медсестры родильного отделения Первомайской районной больницы относятся к должностям среднего медицинского персонала, а отделение скорой медицинской помощи и родовое (родильное) отделение является хирургическим отделением. Полагает, что сведения, содержащиеся в ответе ОГБУЗ "Первомайская районная больница" от 13 ноября 2023 г. N, согласно которому в спорный период истец не осуществляла деятельность хирургического профиля, нельзя признать достоверными.
Поскольку ОГБУЗ "Первомайская районная больница" документами о работе истца и функциональной деятельности отделения скорой медицинской помощи райбольницы, где истец работала спорный период, не располагает, заявитель полагает, что сведения о неосуществлении истцом хирургической деятельности на фактических обстоятельствах не основаны, и не могут быть положены в обоснование судебного решения.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Крят Ж.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБУЗ "Первомайская районная больница", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть первая ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 6 декабря 2022 г. Крят Ж.В. обратилась в ОСФР по Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Томской области от 28 марта 2023 г. N Крят Ж.В. в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в городе и в сельской местности засчитано 32 года 3 дня, в том числе периоды работы с июля 1993 г. по 26 декабря 1993 г, с 1 августа 1994 г. по 25 ноября 2000 г, с 13 сентября 2001 г. по 18 августа 2011г. в должности медсестры отделения скорой помощи, родильного отделения, инфекционного отделения ОГБУЗ "Первомайская районная больница (1 год работы за 1 год 3 месяца), периоды работы с 27 августа 2011 г. по 7 августа 2015 г, с 1 января 2016 г. по 5 декабря 2022 г. - в должности медсестры ОГАУЗ "Больница скорой медицинской помощи"; в специальный стаж за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 засчитано 9 лет 11 месяцев 16 дней; исключено из специального стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения 2 года 6 месяцев 29 дней; отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности и не наступлением срока выхода на пенсию; отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что заявление подано ранее чем за 1 месяц до даты возникновения права.
Решением ОСФР по Томской области от 5 сентября 2023 г. N истцу в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в городе и в сельской местности засчитано 31 год 3 дня, в том числе периоды работы с 7 июля 1993 г. по 26 декабря 1993 г, с 1 августа 1994 г. по 25 ноября 2000 г, с 13 сентября 2001 г. по 18 августа 2011 г. - в должности медсестры отделения скорой помощи, родильного отделения, инфекционного отделения ОГБУЗ "Первомайская районная больница (1 год работы за 1 год 3 месяца), периоды работы с 27 августа 2011 г. по 7 августа 2015 г, с 1 января 2016 г. по 31 января 2016 г, с 14 ноября 2016 г. по 5 декабря 2022 г. - в должности медсестры ОГАУЗ "Больница скорой медицинской помощи"; в специальный стаж за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N2 засчитано 9 лет 1 месяцев 16 дней; исключено из специального стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения 2 года 6 месяцев 29 дней; отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности и не наступлением срока выхода на пенсию; отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что заявление подано ранее чем за 1 месяц до даты возникновения права.
Из трудовой книжки серии N от 6 июля 1993 г. следует, что 7 июля 1993 г. Крят Ж.В. принята медсестрой в отделение скорой помощи в Первомайскую районную больницу, с 25 сентября 1998 г. переведена детской медсестрой в родильное отделение (с 1 сентября 1999 г. родильное отделение переименовано в акушерское отделение на основании приказа от 1 сентября 1999 г. N 85), с 13 сентября 2001 г. переведена медсестрой в инфекционное отделение, 18 августа 2011 г. уволена по собственному желанию на основании п. 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Аналогичные сведения о трудовой деятельности Крят Ж.В. содержатся в справке ОГБУЗ "Первомайская районная больница" от 7 марта 2023 г. N, а также указано, что Первомайская центральная районная больница на основании Постановления Главы Администрации Первомайского района от 23 января 1998 г. N реорганизована в МУЗ "Первомайская Центральная районная больница"; решением Думы Первомайского района Томской области от 24 ноября 2011 г. N МУЗ "Первомайская Центральная районная больница" переименована в МБУЗ "Первомайская Центральная районная больница"; на основании распоряжения Департамента здравоохранения Томской области от 13 декабря 2013г. N МБУЗ "Первомайская ЦРБ" переименована в ОГБУЗ "Первомайская районная больница".
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Крят Ж.В. от 29 марта 2023 г. работодателем Первомайская районная больница предоставлены сведения о спорных периодах работы Крят Ж.В. с указанием кода ЗП81-СМ (лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности).
В ответе ОГБУЗ "Первомайская районная больница" от 13 ноября 2023г. N на судебный запрос также указано, Крят (Чусовитина) Ж.В. в периоды с 7 июля 1993 г. по 26 декабря 1993 г, с 1 августа 1994 г. по 25 сентября 1998 г, с 25 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. медицинскую деятельность хирургического профиля не осуществляла.
Доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, содержащихся в индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, истцом не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции установив, что работодатель ОГБУЗ "Первомайская районная больница" не квалифицировал и не квалифицирует спорные периоды работы истца как работу в соответствующей должности в отделениях хирургического профиля, подлежащую исчислению как 1 год работы за год и 6 месяцев, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения настоящего иска и включении спорных периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда апелляционным определением от 14 февраля 2024 г. оставила без изменения решение Кировского районного суда г. Томска от 13 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации пенсионных прав граждан на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу, предусмотренному частью первой статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части первой настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части первой настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу части четвертой ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части второй статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "н" пункта первого постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Применительно к спорным периодам работы истца применять следует Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Согласно абзацу третьему пункта второго постановления Совета Министров РССФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и ная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" исчисление сроков выслуги производится по правилам, установленным в данном пункте, в частности врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
Абзацем 5 пункта второго постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом пятым разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части указания на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в страховой стаж в льготном порядке исчисления один год работы как год и шесть месяцев ввиду отсутствия достаточных оснований, позволяющих учитывать указанные периоды работы в страховом стаже истца в льготном исчислении.
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее - Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий).
В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Таким образом, при разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судами установлено, что Крят Ж.В. (Зимовец, Чусовитина), 5 ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 27 августа 1998 г.
Спорные периоды работы истца в Первомайской районной больнице Томской области в должности медсестры отделения скорой помощи с 7 июля 1993 г. по 26 декабря 1993 г, с 1 августа 1994 г. по 25 сентября 1998 г. имели место как до, так и после регистрации Крят Ж.В. в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Спорный период работы Крят Ж.В. в Первомайской районной больнице Томской области в должности детской медсестры родильного отделения с 25 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. приходится на период после ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе рассмотрения дела Крят Ж.В. какие-либо доказательства, подтверждающие выполнение работы в спорные периоды в соответствующей должности в отделениях хирургического профиля, подлежащей исчислению как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы, не представила.
При этом судами установлено и следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Крят Ж.В. от 29 марта 2023 г, что сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды предоставлены работодателем с кодом ЗП81-СМ (лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности), то есть работодатель документально подтвердил работу истца в указанные периоды как работу, подлежащую исчислению как 1 год работы за 1 год 3 месяца, не квалифицировал и не квалифицирует спорные периоды работы как работу истца в соответствующей должности в отделениях хирургического профиля, подлежащую исчислению как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Согласно ответу ОГБУЗ "Первомайская районная больница" от 13 ноября 2023 г. N на судебный запрос, Крят (Чусовитина) Ж.В. в периоды с 7 июля 1993 г. по 26 декабря 1993 г, с 1 августа 1994 г. по 25 сентября 1998 г, с 25 сентября 1998г. по 31 октября 1999 г. медицинскую деятельность хирургического профиля не осуществляла.
Вопреки доводу жалобы, трудовая книжка истца содержит только информацию о периоде трудовой деятельности, должности истца и наименовании организации, в которой она осуществляла трудовую деятельность, что является недостаточным для включения спорных периодов в специальный стаж. Работа в учреждении здравоохранения сама по себе не свидетельствует о праве работника на льготное пенсионное обеспечение.
Указание в жалобе на недостоверность сведений, содержащихся в ответе ОГБУЗ "Первомайская районная больница" от 13 ноября 2023 г. N, согласно которому в спорный период истец не осуществляла деятельность хирургического профиля, является несостоятельным, поскольку в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство ничем не подтверждено.
Указанный документ ОГБУЗ "Первомайская районная больница" согласуется с имеющейся в материалах дела выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Крят Ж.В. от 29 марта 2023 г, а также трудовой книжкой истца, в которых отсутствует указание на то, что истец осуществляла трудовую деятельность хирургического профиля.
Кроме того, судами обоснованно принято во внимание, что в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
С учетом изложенного, оценив все доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, соответствующую нормам материального права суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для учета периодов работы истца в Первомайской районной больнице Томской области с 7 июля 1993 г. по 26 декабря 1993 г. и с 1 августа 1994 г. по 25 сентября 1998 г. - в должности медсестры отделения скорой помощи, а также периода работы с 25 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности детской медсестры родильного отделения в исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.
В связи с тем, что у Крят Ж.В. на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости отсутствует необходимая продолжительность стажа на соответствующих видах работ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении иска о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку доводы кассационной жалобы представителя Крят Ж.В. - Козьминых А.Ю. выводов судов не опровергают, сводятся к выражению несогласия с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривает.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 13 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Крят Жанны Викторовны - Козьминых Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.