Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-595/2023 (УИД: 38RS0021-01-2023-000594-52) по иску Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" к Забелло Елене Сергеевне о взыскании денежных средств, предоставленных в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта, по кассационной жалобе Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 27 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району", истец) обратилось в суд с иском к Забелло Елене Сергеевне (далее - Забелло Е.С, ответчик) о взыскании денежных средств, предоставленных в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В обоснование заявленных требований указало, что 26 февраля 2022 г. по заявлению Забелло Е.С. принято решение о назначении ей государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб. на период с 1 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г, решением от 24 февраля 2022 г. ей также назначена единовременная денежная выплата в размере 5 656, 56 руб, 26 февраля 2022 г. с Забелло Е.С. заключен соответствующий социальный контракт N, денежные выплаты ею получены.
В ходе проведения прокуратурой Слюдянского района Иркутской области проверки выявлено, что при подаче заявления Забелло Е.С. не указала доходы семьи за период с ноября 2021 года по январь 2022 года. В июле 2022 года на запросы учреждения предоставлены сведения о том, что ответчик состоит в браке с Забелло Д.О. Состав семьи по представленным Забелло Е.С. в учреждение документам три человека, из них один трудоспособный, два несовершеннолетних ребенка, в анкете о семейном и материально-бытовом положении супруг Забелло Д.О. не указан, но супруг входит в состав семьи и его доход учитывается при определении права на социальную поддержку.
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" просило суд взыскать с Забелло Е.С. государственную социальную помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта в размере 250 000 руб. и в виде единовременной денежной выплаты в размере 5 656, 56 руб.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 27 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г. исковые требования Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" к Забелло Елене Сергеевне о взыскании денежных средств, предоставленных в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит об отмене решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 27 октября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что у судов первой инстанции и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчик не исполнила условия контракта, не выполнила программу социальной адаптации, не представила в учреждение документы, подтверждающие факт целевого использования полученных денежных средств, соответственно денежные средства ответчиком получены неправомерно. В добровольном порядке указанные денежные средства не возвращены.
Истец неоднократно уведомлял ответчика о необходимости предоставления документов, подтверждающих выполнение мероприятий, предусмотренных программой, в противном случае разъяснял необходимость возврата денежных средств. Между тем, условия социального контракта ответчиком не исполнены.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель истца ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району", ответчик Забелло Е, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 26 февраля 2022г. Забелло Е.С. обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" с заявлением об оказании государственной социальной помощи в размере 250 000 руб. и выплате пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
26 февраля 2022 г. по результатам рассмотрения заявления учреждением принято решение об оказании Забелло Е.С. социальной помощи и заключении социального контракта.
26 февраля 2022 г. между ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" и Забелло Е.С. заключен социальный контракт N, согласно пункту 1.1 которого предметом социального контракта является сотрудничество между управлением и заявителем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанных в пункте 1.2 настоящего социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению 1 к настоящему социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Пунктом 1.2 социального контракта, заключенного с Забелло Е.С, предусмотрено, что к мероприятиям (действиям), направленным на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя (его семьи) и последствия, которых он (его семья) не может (не могут) самостоятельно преодолеть, относятся мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Государственная помощь по социальному контракту назначается в сумме 250 000 руб. (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 4.1.2 социального контракта заявитель Забелло Е.С. по мероприятию "Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" обязана:
встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в сроки, определенные программой социальной адаптации к настоящему социальному контракту; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от размера единовременной денежной выплаты, предусмотренного пунктом 2.1.1 социального контракта), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы; пройти в период действия социального контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование (если указанное обязательство установлено программой социальной адаптации к настоящему социальному контракту); известить Управление о досрочном прекращении прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в течение двух недель со дня наступления указанного обстоятельства; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и не позднее 30 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе заявителя); возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (в случае досрочного прекращения прохождения профессионального
обучения или получения дополнительного профессионального образования в период действия социального контракта по инициативе заявителя).
Заявитель Забелло Е.С. также приняла на себя обязательства, в том числе (пункт 4.1.5 контракта):
расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели, указанные в разделе 2 настоящего социального контракта; извещать Управление об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжением социального контракта, указанных в абзацах 2, 4, 6 подпункта 3.3.2 настоящего социального контракта, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания заявителю (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений); ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению 2 к настоящему социальному контракту; добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные заявителю вследствие его злоупотребления, в течение 30 календарных дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" N от 26 февраля 2022 г. Забелло Е.С. назначена государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб. на срок с 1 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г.
Кроме того, решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" N от 26 февраля 2022 г. Забелло Е.С. назначена государственная социальная помощь (категория получателя: малоимущая семья) в размере 5 656, 56 руб. на срок с 1 февраля 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
Согласно справке учреждения от 3 августа 2022 г. выплата в размере 250 000 руб, а также ежемесячные денежные выплаты в сумме 5 656, 56 руб. произведены Забелло Е.С. путем зачисления денежных средств на расчетный счет N, открытый в ПАО Сбербанк.
9 сентября 2022 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" принято решение N о прекращении выплаты государственной социальной помощи Забелло Е.С. по причине невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Как следует из уведомления от 3 августа 2022 г, направленного Забелло Е.С, основанием для принятия решения о досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке послужило выявление факта предоставления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной помощи.
В уведомлении указано, что сведения о доходах, представленных в заявлении на оказание мер социальной поддержки, не соответствуют сведениям, поступившим в учреждение по запросам. Забелло Е.С. состоит в браке с З, записи о расторжении брака не найдено. Состав семьи по предоставленным документам три человека (один трудоспособный, два несовершеннолетних ребенка), в анкете о семейном и материально-бытовом положении супруг не указан. Доходы З. за период с ноября 2021 года по январь 2022 года составили 207 563, 56 руб. Среднедушевой доход на каждого члена семьи составил 22 228, 66 руб, а в заявлении указан 4 931, 70 руб.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку установил, что ответчиком в полной мере исполнялись условия социального контракта, Забелло Е.С. зарегистрирована в качестве самозанятого, ею приобретено оборудование, расходные материалы для работы в сфере ногтевого сервиса, соответствующая деятельность Забелло Е.С. осуществляется, то есть денежные средства, полученные на основании социального контракта, использованы по целевому назначению.
Судом первой инстанции также установлено, что фактические брачные отношения между ответчиком Забелло Е.С. и З. отсутствуют, супруги вместе не проживают и общее хозяйство не ведут. По сведениям ОМВД России по Слюдянскому району З. имеет регистрацию и проживает по адресу: "адрес". Ответчик Забелло Е.С. имеет регистрацию и проживает по иному адресу: р. "адрес", проживает совместно с сыном З, ДД.ММ.ГГГГ, сестрой Т, ДД.ММ.ГГГГ матерью Т, отцом Т.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда апелляционным определением от 26 февраля 2024 г. оставила без изменения решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 27 октября 2023г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную, социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (часть первая статьи Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи седьмой настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. (п. 5 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (п. 9 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (п. 10 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В силу части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Иркутской области назначается в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации и составляет: на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - единовременно в размере не более трехсот пятидесяти тысяч рублей; для малоимущей семьи размер, указанный в заявлении о назначении государственной социальной помощи, но не более пяти тысяч рублей (с 1 января 2022 г. размер социальной выплаты с учетом индексации на 1, 040 процента составил 5 656, 56 руб.).
Частью 1 статьи 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" регламентировано, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии с частью третьей статьи 9. 1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" в течение срока действия социального контракта учреждение вправе проверять выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия.
К таким мероприятиям относятся поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения.
Программой социальной адаптации могут также предусматриваться мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей получателя государственной социальной помощи в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования здорового образа жизни, для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 6 части 5 статьи 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается: в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; в случае установления учреждением факта недостоверности представленных получателем государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Учреждение в течение десяти календарных дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 3, 5, 6 части пятой настоящей статьи, принимает решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и направляет получателю государственной социальной помощи уведомление о расторжении социального контракта (часть 6 статьи 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области".)
В случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 1 части 5 настоящей статьи, без уважительных причин, а также обстоятельств, указанных в пунктах 3, 6 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом. Перечень причин, являющихся уважительными в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 1 части 5 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (часть 6.1 статьи 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года N73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области").
Судами установлено, что 26 февраля 2022 г. Областным государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" и Забелло Е.С. согласована и подписана программа социальной адаптации, являющаяся приложением N к социальному контракту от 26 февраля 2022 г, в которой определен перечень мероприятий на срок действия социального контракта с 1 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г.; постановка на учет в качестве самозанятого - март 2022 года; приобретение основных средств (оборудования, расходных материалов) для открытия салона - март 2022 года; оплата аренды помещения - март 2022 года; поиск клиентов (размещение объявлений в социальных сетях) - март 2022 г, апрель 2022 г.
Ожидаемая эффективность мероприятий (пункт 7 программы):
- регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов заявителя (семьи заявителя) по истечении срока социального контракта.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судами установлено, что во исполнение обязательств, принятых по социальному контракту, Забелло Е.С. 1 марта 2022 г. встала на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, заключила договор аренды нежилого помещения для работы мастером ногтевого сервиса, приобрела расходные материалы и оборудование, разместила объявление в социальных сетях с целью поиска клиентов, деятельность в сфере услуг осуществляет и до настоящего времени
Согласно сведениям Федеральной налоговой службы России за период с мая по декабрь 2022 года доход Забеллло Е.С. в качестве самозанятого составил 118 400 руб, за период с января по июнь 2023 года - 155 900 руб.
При таких обстоятельствах ссылка истца и третьего лица в апелляционных жалобах на неисполнение Забелло Е.С. условий социального контракта судебной коллегией отклоняется, выделенные денежные средства израсходованы Забелло Е.С. в соответствии программой социальной адаптации, цели и задачи социальной программы реализованы.
Также судами правомерно отклонены доводы Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" о предоставлении Забелло Е.С. при обращении с заявлением о государственной социальной помощи недостоверных сведений о составе семьи и доходах и, как следствие, наличии оснований для взыскания предоставленных в виде государственной социальной помощи денежных средств.
Данные доводы являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, при этом судами к спорным правоотношениям правильно применены нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом первым статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) предполагается, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В свою очередь, добросовестность гражданина по требованиям о взыскании социального пособия предполагается, а бремя доказывания его недобросовестности возлагается на учреждение, заявляющее о неосновательности получения социальной выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы, не установив факта недобросовестного поведения ответчика при получении меры государственной социальной помощи, суд первой инстанции также исходил из того, что на момент обращения Забелло Е.С. в Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" и получения государственной социальной поддержки учреждение располагало всеми необходимыми сведениями, которые могли быть им проверены, в связи с чем, пришел к верному выводу, что полученные ответчиком по социальному контракту денежные средства не являются неосновательным обогащением, подлежащим возмещению.
Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.
Вместе с тем, доказательств недобросовестности Забелло Е.С. при получении социальной выплаты, учитывая фактическое выполнение ответчиком мероприятий программы социальной адаптации и достижение цели программы (регистрация в качестве самозанятого и повышение денежных доходов заявителя), Областным государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" не представлено, каких-либо виновных и недобросовестных действий при получении ответчиком спорной суммы судом первой инстанции не установлено.
Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий того, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.
В отсутствие доказательств наличия в действиях Забелло Е.С. недобросовестности основания квалифицировать заявленные Областным государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" ко взысканию денежные средства как неосновательное обогащение у судов отсутствовали.
Доводы истца и третьего лица о том, что Забелло Е.С. представила недостоверные сведения о составе семьи при заключении социального контракта, не свидетельствуют о ее недобросовестности, поскольку именно истец при заключении договора обязан осуществлять контроль, а также проверку достоверности и полноты представленных сведений.
Суды верно указали, что при обращении Забелло Е.С. с заявлением на оказание ей государственной социальной помощи по категории "малоимущая семья" Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" в силу возложенных на него полномочий, располагая всеми необходимыми для этого средствами и сведениями, а в необходимом случае и путем истребования дополнительных документов, обязано было проверить предоставленные гражданином информацию и документы, выяснить имущественное положение гражданина и по итогам проверки вынести обоснованное решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной социальной помощи. Доказательства того, что со стороны Забелло Е.С. имело место намеренное сокрытие информации о составе своей семьи и своем имущественном положении, отсутствуют.
Доводов, опровергающих выводы судов, в кассационной жалобе не приведено. Всем доводам заявителя кассационной жалобы дана оценка судом апелляционной инстанции, оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 27 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.