Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Симон Н.Б, Смирновой С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело N 38RS0033-01-2023-003227-53 по иску Лапшиной Тамары Федоровны, Осокиной Татьяны Олеговны к Министерству строительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" о признании права на предоставление жилого помещения, взыскании убытков
по кассационной жалобе Осокиной Т.О, действующей также в качестве представителя Лапшиной Т.Ф, на решение Куйбышевского районного суда города Иркутска от 2 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Лапшина Т.Ф, Осокина Т.О. обратились в суд с иском к Министерству строительства Иркутской области, ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" о признании права на предоставление жилого помещения, взыскании убытков.
Требования мотивированы тем, что 25 мая 2020 г. истцы обратились в ОГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" с заявлением на предоставление квартиры в многоквартирном доме в соответствии с Положением о предоставлении жилых помещений.
После получения в августе 2020 г. распоряжения ОГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" N-ж от 6 июля 2020 г, в соответствии с которым истцам предоставляется жилое помещение, расположенное по "адрес" площадью 42 кв.м, Лапшина Т.Ф. в сентябре 2020 г. обратились в Тулунский городской суд Иркутской области с заявлением о признании технической ошибкой неверное указание площади в договоре приватизации N от 20 августа 1992 г.
Решение Тулунского городского суда Иркутской области по делу N 2-1974/2020 о признании технической ошибки вступило в законную силу 26 января 2021 г.
После получения вышеуказанного решения истцы обратились к нотариусу за получением свидетельств о праве на наследство в отношении доли умершего ФИО9 в квартире по "адрес".
26 января 2021 г. истцы вынуждены были заключить предварительный договор передачи жилого помещения - квартиры площадью 44, 5 кв.м, по "адрес", так как не заключение данного договора ставило под сомнение наличие свободных квартир в будущем из-за ограниченного их количества.
В п. 1.2 указанного договора содержалось условие о заключении основного договора передачи жилого помещения в собственность гражданина (граждан) в срок до 1 апреля 2021 г.
Получив 3 февраля 2021 г. свидетельства о праве на наследство, 4 февраля 2021 г. истцы подали дополнение к поданному 25 мая 2020 г. заявлению в ОГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" с приложением решения Тулунского городского суда Иркутской области по делу N 2-1974/2020, свидетельств о праве на наследство.
Жилой дом по "адрес", в котором проживала Лапшина Т.Ф, весной 2021 г. массово расселялся, происходило отключение отопления, водоснабжения и прочих услуг. Заключение 17 марта 2021 г. договора передачи жилого помещения в собственность гражданина (граждан) стало вынужденной мерой, а обжалование отказа ОГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" было фактически невозможным, из-за перспективы оказаться без квартиры.
9 апреля 2021 г. Лапшина Т.Ф. получила уведомление N МУ "Администрация города Тулуна" о необходимости заключить договор безвозмездного отчуждения непригодного для проживания имущества по "адрес".
По состоянию на 25 мая 2020 г. 1/3 доля в квартире по "адрес" умершего ФИО9 принадлежала истцам.
Ввиду нарушения пп. 2 п. 11 Положения о предоставлении жилых помещений, повлекшего неправильное определения площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, истцы утратили 14, 1 кв.м, жилого помещения.
С учетом уточнения требований истцы просили признать за ними в соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2020 г. N 42-уг "О предоставлении отдельным категориям граждан, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" право на предоставление жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по "адрес", площадью 14, 1 кв.м (дополнительно к ранее предоставленному жилому помещению площадью 44, 5 кв.м по "адрес" на основании договора передачи жилого помещения в собственность гражданина (граждан) от 17 марта 2021 г.); взыскать с ответчиков в пользу каждой убытки в размере 689 440, 65 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 394, 41 руб.
Решением Куйбышевского районного суда города Иркутска от 2 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 февраля 2024 г, исковые требования Лапшиной Т.Ф, Осокиной Т.О. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Осокиной Т.О, действующей также в качестве представителя Лапшиной Т.Ф, ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Министерством строительства Иркутской области представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Осокина Т.О, действующая также в качестве представителя Лапшиной Т.Ф. по доверенности, поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Министерства строительства Иркутской области - Дзюба Д.С, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, Лапшина Т.Ф, Осокина Т.О. по состоянию на 2020 год являлись собственниками жилого помещения, расположенного по "адрес", площадью 58, 6 кв.м. Другой собственник квартиры ФИО9 умер, Лапшина Т.Ф. (супруга), Осокина Т.О. (дочь) являлись его наследниками по закону.
Вышеуказанный многоквартирный дом подвергся затоплению в результате наводнения.
ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" согласно Устава уполномочено принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени Иркутской области и осуществлять функции государственного заказчика.
25 мая 2020 г. Лапшина Т.Ф, Осокина Т.О. обратились в ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" с заявлением в соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2020 г. N-уг "О предоставлении отдельным категориям граждан, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области взамен жилого помещения, расположенного по "адрес", приложив к нему следующие документы: копии паспортов, свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти ФИО9, договора N от 20 августа 1992 г, паспорта домовладения, заключения N от 29 ноября 2019 г, обязательства о безвозмездном отчуждений жилого помещения в муниципальную собственность от 25 мая 2020 г.
Распоряжением ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" от 6 июля 2020 г. N-ж Осокиной Т.О, Лапшиной Т.Ф. предоставлено жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по "адрес", площадью 42 кв.м.
В последующем Лапшиной Т.Ф, Осокиной Т.О. предоставлено в собственность жилое помещение, расположенное по "адрес", площадью 44, 5 кв.м.
Истцы полагают, что площадь предоставленного им жилого помещения меньше на 14, 1 кв.м (58, 6 кв.м - 44, 5 кв.м), чем это предусмотрено нормативно-правовыми актами.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истцов с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ) ими был представлен договор N от 20 августа 1992 г, свидетельствующий о праве собственности истцов на жилое помещение в многоквартирном доме в соответствии с п. 5 Положения о предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан; при отсутствии доказательств вступления в права наследования после смерти ФИО9 у Лапшиной Т.Ф, Осокиной Т.О. возникло право на получение мер социальной поддержки, исходя из документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме на момент их обращения; размер вновь предоставленного истцам жилого помещения рассчитан в соответствии с указанного п. 11 Положения.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула данного федерального закона, далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Одной из целей указанного федерального закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций (абзац третий части первой статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату обращения истцов за предоставлением жилого помещения).
Согласно п. "л" ч. 1 ст. 11 названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также крута лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования. Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Указом Губернатора Иркутской области N 134-уг от 27 июня 2019 г. "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2020 г. N 42-уг "О предоставлении отдельным категориям, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" утверждено Положение о предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории Иркутской области (далее - Положение).
В Приложении N 1 Положению значится квартира, расположенная по "адрес".
В соответствии с п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда является министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, осуществляющее соответствующие полномочия через Подведомственное ему государственное казенное учреждение Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" (далее соответственно - министерство, учреждение).
В соответствии с п. 5 Положения право на получение жилого помещения государственного жилищного фонда имеют граждане, жилые помещения которых включены в перечень (прилагается), и отвечающие одному из следующих условий (далее соответственно - гражданин, жилое помещение в МКД): 1) по состоянию на 27 июня 2019 г. гражданин является собственником (сособственником) жилого помещения в МКД; 2) по состоянию на 27 июня 2019 г. гражданин является нанимателем жилого помещения в МКД по договору социального найма; 3) на момент подачи заявления о предоставлении жилого помещения гражданин является собственником (сособственником) жилого помещения в МКД или имеет документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилые помещения в МКД.
В соответствии с п. 10 Положения жилые помещения предоставляются гражданам на основании договора передачи жилого помещения в собственность, заключаемого гражданином с министерством.
В соответствии с п. 11 Положения размер предоставляемого жилого помещения рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения (далее - норма общей площади):
33 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина, но не менее общей площади жилого помещения в МКД;
42 кв. метра - на семью из двух человек, но не менее общей площади жилого помещения в МКД;
по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не менее общей площади жилого помещения в МКД.
Согласно п. 15 Положения в целях предоставления жилого помещения гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на жилое помещение в МКД) или его (их) представитель в срок до 16 октября 2020 г. обращается (обращаются) в учреждение или к представителю учреждения по месту нахождения жилого помещения в МКД с заявлением (совместным заявлением) о предоставлении жилого помещения по форме (прилагается) (далее - заявление).
25 мая 2020 г. Лапшина Т.Ф, Осокина Т.О. обратились в ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" с заявлением о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области взамен жилого помещения, расположенного по "адрес" принадлежащего им на праве собственности. Другой собственник квартиры ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, Лапшина Т.Ф. (супруга), Осокина Т.О. (дочь) являются его наследниками по закону.
При рассмотрении дела судами не учтено, что на момент обращения с данным заявлением 1/3 доля в квартире по "адрес" умершего ФИО9 уже принадлежала истцу Лапшиной Т.Ф, так как в установленный законом срок Лапшина Т.Ф. обратилась за принятием наследства и ДД.ММ.ГГГГ ею было получено свидетельство о праве на иное наследственное имущество, принадлежавшего умершему ФИО9
Согласно п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Получение же истцом Лапшиной О.Д. свидетельства о праве на наследство являлось ее правом, а не обязанностью (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N "О судебной практике по делам о наследовании").
Из приложенного к заявлению договора N от 20 августа 1992 г, заключенного между Тулунским ЛДК (продавец) и Лапшиной Т.Ф. (покупатель), следует, что продавец продал, а покупатель купил квартиру в частную собственность площадью 46, 2 кв.м по "адрес", занимаемую семьей, состоящей из 3 человек: Лапшина Т.Ф, ФИО9, ФИО10
При этом из паспорта домовладения по "адрес", заключения "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N от 29 ноября 2019 г. следует, что в договоре приватизации прописана общая площадь квартиры без учета технической инвентаризации. Общая площадь квартиры составляет 58, 6 кв.м. Реконструкция и перепланировка не проводились.
Распоряжением ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" от 6 июля 2020 г. N-ж Осокиной Т.О, Лапшиной Т.Ф. предоставлено жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по "адрес" площадью 42 кв.м.
В соответствии с пп. 2 п. 11 Положения размер предоставляемого жилого помещения в данном случае должен составлять не менее общей площади жилого помещения в МКД, принадлежащего истцам.
Таким образом, при определении площади предоставляемого истцам жилого помещения не учтено, что общая площадь квартиры, расположенной по "адрес" составляет 58, 6 кв.м.
При этом на дату подачи истцами заявления о предоставлении жилого помещения взамен квартиры, расположенной по "адрес", а также на дату принятия решения по указанному заявлению, у ответчиков имелись необходимые сведения для принятия законного и обоснованного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Заочным решением Тулунского городского суда Иркутской области от 1 декабря 2020 г, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Лапшиной Т.Ф, Осокиной Т.О. к МУ "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун", ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области". Признано технической ошибкой указание площади 46, 2 кв.м в п. 1 договора N от 20 августа 1992 г. приватизации квартиры, расположенной по "адрес", заключенному между Лапшиной Т.Ф. и Тулунским ЛДК. Указано, считать площадь квартиры в п. 1 договора N от 20 августа 1992 г. приватизации квартиры, расположенной по "адрес", заключенному между Лапшиной Т.Ф. и Тулунским ЛДК - 58, 6 кв.м.
3 июля 2020 г. в адрес ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" поступило заявление Осокиной Т.О, Лапшиной Т.Ф. о приостановке рассмотрения заявления.
4 февраля 2021 г. в ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" от истцов поступило заявление о приобщении его к ранее поданному заявлению, в соответствии с которым они просят внести изменения в распоряжение от 6 июня 2020 г. N 6-1/42-ж, в связи с принятием Тулунским городским судом Иркутской области решения по делу N 2-1947/2020 от ДД.ММ.ГГГГ о признании технической ошибкой указание площади 46, 2 кв.м в п. 1 договора N от 20 августа 1992 г, а также в связи с получением свидетельства о праве на наследство в отношении доли умершего ФИО9 (1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по "адрес"), предоставить жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Иркутская "адрес", площадью 58, 6 кв.м.
В удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения большей площади истцам отказано.
Таким образом, вступившее в законную силу заочное решение Тулунского городского суда Иркутской области от 1 декабря 2020 г. не учтено ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области", что в свою очередь, противоречит принципу обязательности вступившего в силу судебного акта для всех без исключения субъектов права.
17 марта 2021 г. между министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и Лапшиной Т.Ф, Осокиной Т.О. подписан договор передачи жилого помещения, расположенного по "адрес", площадью 44, 5 кв.м в собственность граждан. Указанное жилое помещение принято истцами по акту приема-передачи 17 марта 2021 г.
Суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что на основании договора о безвозмездном отчуждении недвижимого имущества в муниципальную собственность Лапшина Т.Ф, Осокина Т.О. передали в муниципальную собственность жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по "адрес", площадью 58, 6 кв.м, то есть передана вся квартира, в том числе все доли в ней (2/3 и 1/3), что противоречит доводам ответчиков о том, что необходимо было учитывать площадь квартиры истцов 46, 2 кв.м и 2/3 доли квартиры принадлежащих истцам. Данным обстоятельствам оценка в обжалуемых судебных актах не дана.
Действия по безвозмездному отчуждению принадлежащей истцам квартиры осуществлены ими во исполнение Указа Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2020 г. N 42-уг "О предоставлении отдельным категориям, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", что исключает возможность защиты прав истцов иным способом, поскольку ранее принадлежащее им жилое помещение передано истцами в муниципальную собственность с учетом всей площади квартиры и всех долей в праве собственности.
Указанные обстоятельства говорят о противоречивых действиях ответчиков, которые, с одной стороны, не признают права истцов, а с другой - принимают безвозмездно их жилое помещение с учетом наследственной доли и площади 58, 6 кв.м.
Согласно пунктов 13, 14 Положения при наличии в государственном жилищном фонде жилого помещения, общая площадь которого превышает норму общей площади с учетом ее увеличения на десять процентов, по заявлению гражданина (граждан) ему (им) может быть предоставлено такое жилое помещение при условии выкупа гражданином (гражданами) площади жилого помещения, превышающей норму общей площади с учетом ее увеличения на десять процентов. Стоимость выкупаемой гражданином площади жилого помещения определяется учреждением в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Истцами предложен разумный способ разрешения сложившейся ситуации в виде выплаты им денежных средств, а не предоставления им иного жилого помещения большей площади.
При этом при определении размера выплаты возможно применение пунктов 13, 14 Положения по аналогии.
Суды первой и апелляционной инстанций в нарушение положений статей 67, 71, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учли всей совокупности обстоятельств, связанных с требованиями истцов, и утратой Лапшиной Т.Ф, Осокиной Т.О. жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П, от 14 января 2020 г. N 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, чьи жилые помещения были утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное и социальное положение будет значительно ухудшено, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора по иску Лапшиной Т.Ф, Осокиной Т.О, учтена и применена не была. Вследствие этого вывод судов первой и апелляционной инстанций не соответствует приведенному правовому регулированию.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение Куйбышевского районного суда города Иркутска от 2 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 февраля 2024 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами. Также для правильного определения правоотношений сторон суду необходимо истребовать документы по затоплению жилого помещения в результате наводнения.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда города Иркутска от 2 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 февраля 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.