N 88-13742/2024
г. Кемерово 28 июня 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Благодатских Г.В, рассмотрев гражданское дело N 70MS0019-01-2023-002708-74 по иску МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Кривошеинского сельского поселения" к Чушкиной Надежде Ниловне о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, по кассационной жалобе Чушкиной Н.Н. на решение мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 24 ноября 2023 г. и апелляционное определение Кривошеинского районного суда Томской области от 26 февраля 2024 г.
УСТАНОВИЛ:
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Кривошеинского сельского поселения" (далее МУП "ЖКХ КСП") обратилось в суд с иском к Чушкиной Н.Н. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Исковые требования мотивированы тем, что Чушкина Н.Н. проживает в жилом помещении по "адрес", является потребителем коммунальных услуг (тепловой энергии, холодного водоснабжения, вывоза жидких бытовых отходов). Сети теплоснабжения, холодного водоснабжения, водонапорные башни, скважины и центральный водозабор переданы Администрацией Кривошеинского сельского поселения в МУП "ЖКХ КСП", в связи с чем указанное имущество находится в хозяйственном ведении МУП "ЖКХ КСП".
Принятые обязательства перед потребителями истец выполняет надлежащим образом в соответствии с утвержденными тарифами и предоставляет, в том числе ответчику, коммунальные услуги. Ответчик в свою очередь ненадлежащим образом выполняет обязанность по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, за период с 1 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. у Чушкиной Н.Н. образовалась задолженность по вывозу жидких бытовых отходов в размере 4500 рублей 71 коп.
Истец просил суд взыскать с Чушкиной Н.Н. в пользу МУП "ЖКХ КСП" задолженность по жилищно-коммунальным услугам за вывоз жидких бытовых отходов за период с 1 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 4 500 рублей 71 коп, пени за этот же период в сумме 1 982 рубля 74 коп, а также судебные расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 24 ноября 2023 г. исковые требования МУП "ЖКХ КСП" удовлетворены.
С Чушкиной Н.Н. в пользу МУП "ЖКХ КСП" взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере 4 500 рублей 71 коп, в том числе: за вывоз жидких бытовых отходов за период с 1 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 4 500 рублей 71 коп, а так же пени за период с 1 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 500 рублей, госпошлина в размере 400 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований МУП "ЖКХ КСП" отказано.
Апелляционным определением Кривошеинского районного суда Томской области от 26 февраля 2024 г. решение мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 24 ноября 2023 г. изменено. Резолютивная часть решения суда изложена в новой редакции, согласно которой с Чушкиной Н.Н. в пользу МУП "ЖКХ КСП" взыскана задолженность за вывоз жидких бытовых отходов за период с 1 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 4 500 рублей 71 коп. пени за период с 1 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 500 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 400 рублей.
В остальной части решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чушкина Н.Н. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций ввиду нарушения норм материального права, неверной оценки обстоятельств по делу и представленных доказательств. Указывает, что коммунальная услуга "вывоз жидких бытовых отходов" не оказывается. Ответчик проживает в доме, где имеется внутридомовая инженерная система водоотведения. Отвод бытовых сточных вод из жилых помещений в канализационный коллектор с последующей откачкой и вывозом в соседний коллектор, который находится на централизованной сети канализации, является коммунальной услугой - водоотведение. При этом ввиду отсутствия присоединения жилого дома к системе централизованного водоотведения, с абонентами должны заключаться договоры на водоотведение с гарантирующей организацией, МУП "ЖКХ КСП". Однако такие договоры не заключались, поэтому истец не вправе требовать оплаты услуг, которые им не оказываются.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Суд кассационной инстанции, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривается, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чушкина Н.Н. проживает в принадлежащем ей на праве собственности квартире по адресу "адрес" и является потребителем коммунальных услуг - тепловой энергии, холодного водоснабжения, холодной воды на ОДН. Кроме того, жителям данного дома оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов, которая отнесена к услуге по содержанию общего имущества жителей многоквартирным домом.
Дом подключен к централизованной системе холодного водоснабжения, однако не имеет подключения к централизованной системе водоотведения, в связи с чем оборудован такими внутридомовыми инженерными системами водоотведения, при которой слив жидких бытовых отходов из квартир данного дома и двух соседних домов по присоединенному нецентрализованному канализационному коллектору, состоящему согласно техническому паспорту сооружения "адрес" "Канализационный коллектор с сетями (наружная канализация)", из канализационных колодцев и связывающей их канализационной сети общей протяженностью 201 метр. производится через последовательно соединенные канализационные колодцы в канализационный коллектор (конечную емкость), из которого с помощью спецавтотранспорта истцом производится откачка и вывоз жидких бытовых отходов.
Данное сооружение находится в собственности муниципального образования Кривошеинское сельское поселение и на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 16 августа 2019 г. передано наряду с централизованным канализационным коллектором, сетями теплоснабжения, водоснабжения, водонапорными башнями, скважинами, центральным водозабором и другим имуществом в хозяйственное ведение МУП "ЖКХ КСП".
Согласно Уставу МУП "ЖКХ КСП" истец является самостоятельным юридическим лицом, созданным в целях осуществления деятельности по управлению, организации содержания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и оказания услуг, предназначенных для нужд населения. Одним из видов уставной деятельности является "Сбор и обработка сточных вод".
Чушкина Н.Н. производит оплату за предоставленные ей коммунальные услуги по квартире, расположенной по "адрес", кроме оплаты за услугу "сбор и вывоз жидких бытовых отходов", поскольку считает, что МУП "ЖКХ КСП" не оказывает услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, за которую незаконно начисляет плату, а фактически оказывает услугу по водоотведению, но не производит начисление за данную коммунальную услугу, а поэтому оплату за вывод ЖБО ответчик не производит.
Из представленного истцом расчета задолженности следует, ввиду ненадлежащего исполнения Чушкиной Н.Н. обязанности по оплате услуги "вывоз жидких коммунальных отходов", за период с 01 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. за ней числится задолженность в размере 4 500 рублей 71 коп, на которую истцом начислены пени, размер которых составил 1 982 рубля 74 коп.
По заявлению истца мировым судьёй судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области вынесен судебный приказ N 2-1597/2023 от 25 сентября 2023 г. о взыскании с Чушкиной Н.Н. в пользу МУП "ЖКХ КСП" задолженности в том числе вывозу жидких бытовых отходов", за период с 1 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 4500 рублей 71 коп, пени за период с 01 февраля 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 1982 рубля 74 коп. Однако ввиду поступивших от должника возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 9 октября 2023 г. судебный приказ N 2-1597/2023 от 25 сентября 2023 г. был отменен. При этом задолженность ответчиком в добровольном порядке не была погашена.
Разрешая спор, мировой судья, оценив представленные по делу доказательства, исходил из того, что плата за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов многоквартирного дома является составной частью платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем руководствуясь положениями статей 196, 309, 310, 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 67, 69, 153, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", установив ненадлежащее исполнение ответчиком возложенной на неё законом обязанности по оплате коммунальных услуг, в том числе услуги по вывозу жидких бытовых отходов, которая ответчику в спорный период была оказаны, возложил на ответчика обязанность возместить образовавшуюся задолженность в размере 4500 рублей 71 коп, включая сумму пени, которую суд снизил до 500 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности и пени. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции счел необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание суда на включение в размер задолженности пеню, изложив резолютивную часть решения суда в новой редакции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Согласно положениям статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Понятие жидких бытовых отходов дано в пункте 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N155, действовавших в спорный период, которыми признаются хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Таким образом, из положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с чем плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно абзацу 2 пункта 5 которых в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 августа 2003 г. N 170. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в не канализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1). Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, осуществляется истцом по договорам с собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах собственников многоквартирного дома.
Следовательно, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Так, из материалов дела следует, что отведение бытовых стоков от многоквартирного дома производится самотеком через сооружение, расположенное по адресу: "адрес" представляющее собой трубопровод, ведущий в выгребную яму, технологически не присоединенный к централизованной системе водоотведения села Кривошеино и не выполняющий функции очистки стоков и бытовых отходов. Из колодца-накопителя жидкие бытовые отходы вывозятся МУП "ЖКХ КСП" специализированным автомобилем с последующим сливом в приемник централизованной канализационной сети.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции, верно применив положения статей 30, 31, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что МУП "ЖКХ КСП" фактически оказывает жильцам дома "адрес" услугу по вывозу жидких бытовых отходов при помощи специализированной техники, плата за которую начисляется согласно положениям п. 8 ст. 156, п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции верно пришли к выводу о том, что оказываемая услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома, следовательно является жилищной услугой, тем самым для расчета стоимости данной услуги подлежат применению положения части 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, и стоимость подлежит исчислению пропорционально доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Вышеуказанные выводы судов основаны на тщательной проверке и оценке представленных суду доказательств, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Доводы об обратном направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств, исходя из материалов дела, не имеется.
Довод кассационной жалобы об отсутствии договорных отношений с МУП "ЖКХ КСП" по оказанию услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему на праве собственности имущества. Отсутствие письменного договора не может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений между МУП "ЖКХ КСП", оказывающим услуги по вывозу жидких бытовых отходов, и лицом, получающим подобные услуги, поскольку такая обязанность на ответчика возложена законом.
Доводы кассатора по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Разрешая спор, суды обеих инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела. Нарушений норм материального и процессуального права судами не установлено. Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 24 ноября 2023 г. в части, оставленной без изменения апелляционным определением Кривошеинского районного суда Томской области от 26 февраля 2024 г, и апелляционное определение Кривошеинского районного суда Томской области от 26 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чушкиной Н.Н. без удовлетворения.
Судья Г.В. Благодатских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.