N 88-13843/2024
г. Кемерово 5 июля 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Леонтьевой Т.В.
рассмотрел гражданское дело N2-3669/2023 (УИД 22MS0086-01-2023-004740-66) по иску краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" к Вавиловой Зое Юрьевне о взыскании незаконно полученных сумм субсидий, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" на решение и.о. мирового судьи судебного участка N1 г. Новоалтайска Алтайского края от 15 декабря 2023 г. и апелляционное определение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 марта 2024 г.
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" (далее - КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району", истец) обратилось в суд с иском к Вавиловой Зое Юрьевне (далее - Вавилова З.Ю, ответчик) о взыскании незаконно полученных сумм субсидий.
В обоснование своих требований указывало на то, что Вавилова З.Ю. с 1 сентября 2017 г. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес", по услугам: содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, вывоз ТБО, ремонт и эксплуатация лифтов, взнос на капитальный ремонт, электроснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение (вода, подогрев), водоотведение, отопление центральное, обращение с ТКО, электроснабжение ОДН.
КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" был сделан межведомственный запрос и на основании сведений о доходах физических лиц стало известно, что Вавилова З.Ю. не предоставила достоверные сведения о своих доходах.
КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" произвело перерасчет субсидии за все периоды.
Итого за период с 1 сентября 2017 г. по 30 августа 2023 г. Вавилова З.Ю. необоснованно получила субсидию в размере 26085, 34 руб. с учетом удержания КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" суммы в счет излишне полученной субсидии.
КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" просило суд взыскать с ответчика необоснованно полученную субсидию в размере 26085, 34 руб.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N1 г. Новоалтайска Алтайского края от 15 декабря 2023 г. исковые требования КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 марта 2024 г. (с учетом определения судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 7 мая 2024 г. об исправлении описки) решение и.о. мирового судьи судебного участка N1 г. Новоалтайска Алтайского края от 15 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" просит об отмене судебных актов как незаконных.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы Восьмым кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Судами установлено, что Вавилова З.Ю. в период с 1 сентября 2017 г. по 31 августа 2021 г. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальным услугам по адресу: "адрес", по услугам: содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, вывоз ТБО, ремонт и эксплуатация лифтов, взнос на капитальный ремонт, электроснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение (вода, подогрев), водоотведение, отопление центральное, обращение с ТКО, электроснабжение ОДН.
8 сентября 2021 г. Вавилова З.Ю. повторно обратилась с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" направило в инспекцию Федеральной налоговой службы (далее - налоговый орган) запросы о получении информации о доходах Вавиловой З.Ю. за период с 2017 г. по 2019 гг, за 2020 г.
Из представленной налоговым органом информации следует, что Вавилова З.Ю. в период с 2017 г. по 2020 г. являлась получателем доходов (процентов по вкладу) в АО ПНФ "Благосостояние".
Из представленного истцом расчета усматривается, что за период с 1 сентября 2017 г. по 31 августа 2021 г. у Вавиловой З.Ю. образовалась переплата суммы субсидии в размере 28029, 86 руб. (с 1 сентября 2017 г. по 28 февраля 2018 г. в сумме 5661, 46 руб, с 1 марта 2018 г. по 31 августа 2018 г. в размере 2074, 51 руб, с 1 сентября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 4425, 94 руб, с 1 марта 2019 г. по 31 августа 2019 г. в размере 2102, 05 руб, с 1 сентября 2019 г. по 29 февраля 2020 г. в размере 4506, 88 руб, с 1 марта 2020 г. по 31 августа 2020 г. в размере 930, 76 руб, с 1 сентября 2020 г. по 28 февраля 2021 г. в размере 5739, 88 руб, с 1 марта 2021 г. по 31 августа 2021 г. в размере 2588, 38 руб.).
Также установлено, что Вавилова З.Ю. 2 марта 2022 г. обратилась с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальным услугам по указанному адресу, 16 марта 2022 г. принято решение о назначении Вавиловой З.Ю. субсидии за период с 1 марта 2022 г. по 31 августа 2022 г.
2 марта 2022 г. КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" обратилось в налоговый орган с запросом о получении информации о доходах Вавиловой З.Ю. за период 2021 г.
В связи с ответом налогового органа, из которого следовало, что Вавилова З.Ю. является получателем доходов (процентов по вкладу) в АО ПНФ "Благосостояние", КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" удержана субсидия, выплаченная в счет излишне полученной за период с 1 сентября 2017 г. по 31 августа 2021 г.
Также установлено, что КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" произвело сравнение размера выплаченной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2021 г. по 28 февраля 2022 г. Как следует из расчета, необоснованная сумма субсидии составила - 775, 65 руб.
8 сентября 2022 г. Вавилова З.Ю. повторно обратилась с заявлением о назначении субсидии, 9 сентября 2022 г. КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" в налоговый орган с запросом о получении информации о доходах Вавиловой З.Ю. за период 2021 г.
В связи с ответом налогового органа, из которого следует, что Вавилова З.Ю. является получателем доходов (процентов по вкладу) в АО ПНФ "Благосостояние" КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" произведено сравнение размера выплаченной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 марта 2022 г. по 31 августа 2022 г, необоснованная полученная сумма субсидии составила 0 рублей.
16 февраля 2023 г. Вавилова З.Ю. обратилась с заявлением о назначении субсидии, ей назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
20 февраля 2023 г. КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" обратилось в налоговый орган с запросом о получении информации о доходах Вавиловой З.Ю. за период 2022 г.
В связи с ответом налогового органа, из которого следует, что Вавилова З.Ю. является получателем доходов (процентов по вкладам) в АО ПНФ "Благосостояние", КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" произвело сравнение размера выплаченной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2022 г. по 28 февраля 2023 г, необоснованно полученная субсидия составила - 9295, 93 руб.
30 августа 2023 г. Вавилова З.Ю. обратилась с заявлением о назначении субсидии, КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" направило запрос в налоговый орган о получении информации о доходах Вавиловой З.Ю. за период 2022 г, получен ответ о том, что Вавилова З.Ю. является получателем доходов (процентов по вкладам) в АО ПНФ "Благосостояние". В ходе произведенного сравнения размера выплаченной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальным услугам за период с 1 марта 2023 г. по 31 августа 2023 г. необоснованно полученная субсидия составила 480, 18 руб.
Таким образом, сумма полученной субсидии за период с 1 сентября 2017 г. по 30 августа 2023 г. составила 26085, 34 руб.
Из представленных истцом документов установлено, что решения о назначении субсидии по заявлениям Вавиловой З.Ю. от 2 марта 2022 г, 8 сентября 2023 г, 16 февраля 2023 г, 30 августа 2023 г. были приняты истцом до получения ответов на запросы КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" из налогового органа.
11 сентября 2023 г. КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" принято решение об отказе Вавиловой З.Ю. в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В качестве причины для отказа указано на то, что субсидия не положена на основании превышения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных, исходя из региональных стандартов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 1102, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истцом не представлено доказательств того, что Вавилова З.Ю. вследствие своей недобросовестности незаконно получала субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в спорный период, добросовестность ответчика презюмируется. Оснований для вывода о недобросовестности ответчика при подаче им заявления, о совершении им действий, направленных на введение в заблуждение территориального уполномоченного органа, производящего начисления и выплату субсидии, не имеется.
Поверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что при рассмотрении дела о взыскании выплаченных сумм в качестве меры социальной поддержки нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие неосновательного обогащения судами применены верно.
Кроме того, судами указано на то, что с настоящим иском истец обратился к мировому судье 13 ноября 2023 г, срок исковой давности пропущен по требованиям о взыскании субсидии за период с 1 сентября 2017 г. по 12 ноября 2020 г, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).
Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (пункт 7 Правил).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил, и содержит требование о представлении сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В пункте 8(1) Правил установлено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, указанные в данном пункте.
Согласно пункту 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В случае обнаружения недостоверных сведений в предоставленных заявителем информации и документах, уполномоченные органы обязаны сообщить об этом в компетентные органы. В приоритетном порядке указанные выборочные проверки осуществляются уполномоченными органами в отношении лиц: повторно обратившихся за предоставлением субсидии; расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг которых, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, двукратно превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; не имеющих постоянного места работы (постоянного дохода).
В соответствии с пунктом 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил.
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г." действие абзаца второго пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в отношении граждан, являющихся получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приостановлено до 1 октября 2020 г.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1703, от 31 декабря 2020 г. N 2391 действие абзаца второго пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" приостановлено до 1 апреля 2021 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г..", предусмотрено, что в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г..по 1 октября 2020 г, субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил. В случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 октября 2020 г..по 1 апреля 2021 г, субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии в беззаявительном порядке определяется за 6 календарных месяцев.
Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца назначения субсидии в беззаявительном порядке. В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, не производится. В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, производится в порядке, установленном пунктом 50 Правил. В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта, превышает размер выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, средства, недоплаченные за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, подлежат перечислению получателю субсидии в порядке, установленном пунктом 50 Правил.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Вавиловой З.Ю. излишне полученной суммы субсидии за спорные периоды, поскольку при рассмотрении настоящего дела не установлены данные, свидетельствующие о недобросовестности Вавиловой З.Ю, совершении ею противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки. Уполномоченный орган на протяжении всего времени предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не был лишен возможности провести надлежащую проверку, предусмотренную пунктами 8(1), 11 Правил, в порядке реализации предоставленных им полномочий и возложенных обязанностей, сделать соответствующие запросы, и, как следствие, принять соответствующие решения.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Довод кассационной жалобы о том, что ответчиком неправомерно заявлено о пропуске срока исковой давности и что истцом данный срок не пропущен, не основан на законе.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Судами было установлено, что с учетом возложенных на КГКУ "УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району" функций контроля, полномочий по ведению проверки обоснованности предоставления услуги, в том числе, на предмет ее полноты, качества, сроков, получения соответствующих сведений, истец мог и должен был узнать, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, сведения о размере дохода заявителя, с момента обращения Вавиловой З.Ю. с соответствующими заявлениями о назначении субсидии и не позднее даты принятия истцом соответствующего решения (распоряжения).
Суды первой и апелляционной инстанции верно определили, что с настоящим иском истец обратился в суд 13 ноября 2023 г, срок исковой давности пропущен по требованиям о взыскании излишне выплаченных сумм субсидий за период с 1 сентября 2017 г. по 12 ноября 2020 г.
Иные доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку при разрешении спора судами обоснованно указано, что выплаченные суммы субсидии, которые фактически были получены Вавиловой З.Ю. в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления факта недобросовестности с его стороны, однако в данном случае недобросовестности в действиях Вавиловой З.Ю. в ходе рассмотрения дела судами не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка N1 г. Новоалтайска Алтайского края от 15 декабря 2023 г. и апелляционное определение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 14 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району" - без удовлетворения.
Судья Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.