N88-14440/2024
г. Кемерово 12 июля 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Симон Н.Б, рассмотрел гражданское дело N55MS0078-01-2023-002485-28 по иску общества с ограниченной ответственностью "Магнит" к Ширшовой Н.А, Ширшову Д.В, Белоуско (Ширшовой) Е.В, Ширшову В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе Ширшовой Н.А, Ширшова В.В, Белоуско Е.В. на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N78 в Первомайском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка N79 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 23 июня 2023 г. и апелляционное определение Первомайского районного суда г. Омска от 29 февраля 2024 г,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Магнит" обратилось к мировому судье с требованием о взыскании с Ширшовой Н.А, Ширшова Д.В, Белоуско (Ширшовой) Е.В, Ширшова В.В. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указано, что на основании соглашения, заключенного 17 августа 2018 г. с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ООО "Магнит" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, осуществляющим свои обязательства в соответствии с действующим законодательством. Норматив и тариф потребления по услуге обращения с ТКО в благоустроенных и неблагоустроенных многоквартирных домах и жилых домах г. Омска и Омской области установлен приказами РЭК Омской области. За период с 1 апреля 2020 г. по 28 февраля 2022 г. образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в сумме 11 161, 95 руб. Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за несвоевременную оплату коммунальной услуги за период с 1 апреля 2020 г. по 28 февраля 2022 г. начислена пеня в размере 1 226, 66 руб. Истец просил указанные суммы, а также расходы по уплате государственной пошлины взыскать солидарно с ответчиков.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N78 в Первомайском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка N79 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 23 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Первомайского районного суда г. Омска от 29 февраля 2024 г, исковые требования ООО "Магнит" к Ширшовой Н.А, Ширшову Д.В, Белоуско (Ширшовой) Е.В, Ширшову В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворены. Взысканы солидарно с Ширшовой Н.А, Ширшова Д.В, Белоуско (Ширшовой) Е.В, Ширшова В.В. в пользу ООО "Магнит" задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 апреля 2020 г. по 28 февраля 2022 г. в размере 11 161, 95 руб, пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги в сумме 1 226, 66 руб, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 496 руб. ООО "Магнит" возвращена излишне оплаченная государственная пошлина по платежному поручению N от 12 апреля 2023 г. в размере 104 руб.
В кассационной жалобе Ширшова Н.А, Ширшов В.В, Белоуско Е.В. ставят вопрос об отмене решения мирового судьи и апелляционного определения, как незаконных, ссылаясь на нарушение судами положений действующего законодательства.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ООО "Магнит" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области.
Лицензией N (54)-32 11-СТ/П от 24 марта 2017 г. подтверждается право ООО "Магнит" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно выписке из ЕГРН, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности Ширшовой Н.А, Ширшову Д.В, Белоуско Е.В.
По сведениям, предоставленным 7 Отделением отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Омску, в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", значатся зарегистрированными по месту жительства следующие лица: Ширшова Н.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения; Ширшов В.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения; Ширшов Д.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения; Белоуско Е.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Ответчиками обязательства по внесению платежей по оплате услуг по обращению с ТКО исполнялись ненадлежащим образом, в связи с чем, по лицевому счету образовалась задолженность, что послужило поводом для обращения ООО "Магнит" в суд с настоящим иском.
Согласно представленной истцом справке о расчетах, задолженность ответчиков за период с 1 апреля 2020 г. по 28 февраля 2022 г. составляет 11161, 95 руб.
Разрешая спор, мировой судья исходил из того, что Ширшовой Н.А, Ширшову Д.В, Белоуско Е.В, являющихся собственниками жилого помещения, в спорный период были оказаны услуги по обращению с ТКО, обязанность по оплате которых лежит на собственниках помещения, ответчики данную обязанность надлежащим образом не исполняли, в связи с чем образовалась задолженность, подлежащая взысканию с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца.
Судом принято во внимание, что неиспользование ответчиком Ширшовым Д.В. жилого помещения (не проживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах N354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения данного ответчика от оплаты соответствующей коммунальной услуги.
Кроме того, судом принято во внимание, что в материалы дела не представлено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих факт не проживания ответчика Ширшова Д.В. по адресу регистрации и несения обязательств по оплате коммунальной услуги по иному адресу.
Факт осуществления региональным оператором вывоза твердых бытовых отходов по указанному адресу в спорный период нашел свое подтверждение.
Расчет задолженности, представленный стороной истца, судом проверен и признан верным, произведенным с учетом действующих в спорный период тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, доводы стороны ответчиков о неиспользовании услуг последними, отсутствия отходов потребления, судом не приняты во внимание, поскольку в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами, ответчиками не предоставлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
Также судом первой инстанции отклонены доводы стороны ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку суд пришел к выводу, что срок исковой давности по заявленным требованиям ООО "Магнит" не пропущен.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции согласился с его выводами и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354.
Согласно пункту 148(30) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 148(44) Правил N354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что региональным оператором на территории Омской области по обращению с ТКО является ООО "Магнит", суды пришли к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора. За спорный период обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу ТКО ответчиками не исполнялась, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии между сторонами письменного договора, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором носит характер публичной оферты. В соответствии с положениями абз. 4 п. 8(17) Правил N1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявители ссылаются в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах. Выводы судов, содержащиеся в обжалуемых постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N78 в Первомайском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка N79 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 23 июня 2023 г. и апелляционное определение Первомайского районного суда г. Омска от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ширшовой Н.А, Ширшова В.В, Белоуско Е.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Б. Симон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.