Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0018-01-2023-001923-04 (N2-1556/2023) по иску Лариной Татьяны Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о зачете периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, по кассационной жалобе Лариной Татьяны Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 марта 2024 г. с учетом апелляционного определения от 14 мая 2024 г. об исправлении описки, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ларина Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области) о зачете периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, ссылаясь на следующие обстоятельства.
.В обоснование требований указала, что согласно должностной инструкции фельдшера анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-реанимации от 1 января 2005 г. указанный фельдшер обязан под руководством врача анестезиолога-реаниматолога или самостоятельно оказывать экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте и в пути следования в стационар в полном объеме требований квалифицированной характеристики фельдшера анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-реанимации.
Согласно должностной инструкции медсестры-анестезистки от 1 января 2005 г. она обязана под руководством врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации или самостоятельно оказывать экстренную помощь больным и пострадавшим на месте и в пути следования в стационар в полном объеме требований квалифицированной характеристики медсестры-анестезистки.
Полагает, что постоянно работая в должности фельдшера анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-реанимации, она выполняла идентичные медсестры-анестезистки функции, следовательно, приобрела право на досрочную страховую пенсию по старости, а указанные периоды работы подлежат льготным исчислению в порядке один год за один год шесть месяцев.
10 мая 2023 г. она направила ответчику заявление о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2023 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее тажке -Федеральный закон от 28 декабря 2023 г. N 400-ФЗ).
Решением ответчика от 15 мая 2023 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности (на 31 декабря 2022 г. в наличии 25 лет 11 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 30 лет).
Истец с таким решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на своевременное назначение пенсии.
С учетом уточнения исковых требований просила засчитать периоды ее работы с 6 августа 2005 г. по 20 ноября 2007 г, с 20 ноября 2012 г. по 10 апреля 2020 г, с 28 июля 2020 г. по 4 августа 2020 г, с 9 августа 2020 г. по 22 августа 2020 г. в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Определением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 октября 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкая станция скорой помощи" (далее- ГБУЗ "Новокузнецкая станция скорой помощи").
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 декабря 2023 г. решение ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу от 15 мая 2023 г. N признано незаконным в части отказа во включении периодов работы истца с 6 августа 2005 г. по 20 ноября 2007 г, с 20 ноября 2012 г. по 10 апреля 2020 г, с 28 июля 2020 г. по 4 августа 2020 г, с 9 августа 2020 г. по 22 августа 2020 г. в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации ГБУЗ "Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи" в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев.
Суд возложил на ответчика обязанность зачесть упомянутые периоды работы Лариной Т.В. в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации ГБУЗ "Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи" в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 марта 2024 г. с учетом апелляционного определения от 14 мая 2024 г. об исправлении описки решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 декабря 2023 г. отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ларина Т.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Истец, представитель ответчика, третьего лица о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 10 мая 2023 г. Ларина Т.В. обратилась в ОСФР по Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 15 мая 2023 г. N от 15.05.2023 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (на 31 декабря 2022 г. в наличии 25 лет 11 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 30 лет).
Не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы: в ГБУЗ "Новокузнецкая станция скорой помощи" (ранее - Муниципальная городская станция скорой медицинской помощи, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ "Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи") в должности фельдшера выездной бригады на Орджоникидзевской подстанции, фельдшера в анастезиолого- реанимационной бригаде, фельдшера в группе анастезиологии и реанимации с 1 августа 1998 г. по 10 апреля 2020 г, с 28 июля 2020 г. по 4 августа 2020 г, с 9 августа 2020 г. по 22 августа 2020 г, так как наименование должности и структурного подразделения не соответствует наименованию, предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении.
Указанные периоды включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Не согласившись с решением ответчика и обратившись в суд, истец ссылалась на тождественность должностных обязанностей фельдшера и медицинской сестры-анестезистки, на тождественность выполняемых ею работ по должности фельдшера работе медицинской сестре-анестезистки.
Проанализировав Устав ГБУЗ "Новокузнецкая станция скорой помощи", лицензии, выданные учреждению в период с 1994 года по настоящее время, должностные инструкции фельдшера анестезиста- реаниматора группы анестезиологии-реанимации, фельдшера в группе анестезиологии-реанимации, фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады и медсестры - анестезиста, суд первой инстанции установил, что, работая в должности фельдшера анестезиста - реаниматора группы анестезиологии и реанимации подстанции Специализированных бригад, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации, фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады, Ларина Т.В. выполняла функции, тождественные функциям медицинской сестры- анестезиста подстанции Специализированных бригад.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу о включении периодов работы Лариной Т.В. с 6 августа 2005 г. по 20 ноября 2007 г, с 20 ноября 2012 г. по 10 апреля 2020 г, с 28 июля 2020 г. по 4 августа 2020 г, с 9 августа 2020 г. по 22 августа 2020 г. в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации ГБУЗ "Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи" в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении. страхования).
Суд апелляционной инстанции учел, что истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 31 августа 1999 г, а все спорные периоды приходятся на время после регистрации истца в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
Согласно записям в трудовой книжке 1 августа 1998 г. Ларина Т.В. принята в Муниципальную городскую станцию скорой медицинской помощи на должность фельдшера выездной бригады на Орджоникидзевской подстанции, с 6 августа 2005 г. переведена на должность фельдшера в анастезиолого-реанимационной бригаде, 21 марта 2006 г. данную должность указано считать как фельдшер в группе анастезиологии реанимации согласно штатному расписанию от 21 марта 2006 г, 19 октября 2009 г. запись N 1 фельдшер выездной бригады поименована фельдшер согласно штатному расписанию с 1994 г, 21 ноября 2007 г. истец переведена на должность фельдшера Орджоникидзевской подстанции, 20 ноября 2012 г. переведена на должность фельдшера в группе анастезиологии-реанимации, 1 сентября 2020 г. переведена медицинской сестрой-анестезистом в группе анестезиологии- реанимации подстанции Орджоникидзевского района.
Должность фельдшера в группе анестезиологии - реанимации (фельдшера-анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-
реанимации), была предусмотрена штатным расписанием Учреждения на основании письма Отдела здравоохранения Исполнительного комитета Кемеровской области Совета народных депутатов от 8 апреля 1987 г, так как письмом Министерства здравоохранения СССР от 6 января 1987 г. N 02-14/1-14 было разрешено устанавливать соответственно вместо должностей "медицинская сестра-анестезист" специализированных анестезиологореанимационных бригад должности фельдшеров после их подготовки по анестезиологии-реанимации по программе для медицинских сестер- анестезистов, при этом в наименовании должности оставалось указание на полученную квалификацию - фельдшер, с указанием профиля (обязанностей) выездной бригады анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-реанимации, в анестезиолого- реанимационной бригаде либо в группе анестезиологии и реанимации.
Указанную должность работодатель предусмотрел с целью укомплектования специализированной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации, поскольку в учреждении имелся дефицит медицинских кадров, занимающих должность медицинской сестры - анестезиста, так как согласно п. 9. Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи Приложения N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н, специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии- реанимации, в том числе педиатрическая, включает врача-анестезиолога- реаниматолога и двух медицинских сестер-анестезистов и водителя.
Аналогичное требование содержал Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" (признан утратившим силу приказом Минздрава РФ от 26 января 2022 г. N23).
Согласно Уставу, лицензий, выданных Новокузнецкой клинической станции скорой медицинской помощи в период с 1994 года по настоящее время, учреждение оказывает населению медицинскую помощь (квалифицированную специализированную, в том числе высокотехнологичную, консультативно-диагностическую, профилактическую и лечебную помощь в амбулаторных, стационарных и в рамках выездной работы условиях, с применением высокоэффективных медицинских технологий).
В соответствии с лицензиями в учреждении созданы специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации.
На основании п. 9. Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи приложения N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н, до 20 июля 2013 г. на основании Приказа Минздрава Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации укомплектовывались выездным персоналом в следующем составе: врач анестезиолог - реаниматолог, вместо медицинских сестер-анестезистов укомплектовывались фельдшерами после их подготовки по анестезиологии и реанимации.
При переводе на должность фельдшера в группе анестезиологии- реанимации, работник проходит обучение по учебной дисциплине: "Реанимация в условиях скорой медицинской помощи". В материалы дела представлены копии свидетельств и удостоверений о повышении квалификации истца.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" предусмотрены две самостоятельные должности:
фельдшер (скорая медицинская помощь) с соответствующими полномочиями и требованиями к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" и дополнительное профессиональное образование в соответствии с квалификационными требованиями, утверждаемыми в установленном порядке, и сертификат специалиста по специальности "Скорая и неотложная помощь" без предъявления требований к стажу работы;
медицинская сестра-анестезист с отличающимися от должностных обязанностей фельдшера и следующими требованиями к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология" без предъявления требований к стажу работы.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности медицинской сестры-анестезиста, не соответствуют требованиям, предъявляемым к должности фельдшер, которые являются самостоятельными и установление их тождественности необоснованно.
Сам по себе круг обязанностей истца, осуществляющей трудовую функцию (согласно записям в трудовой книжке и представленным доказательствам) фельдшера анестезиста-реаниматора группы анестезиолоии- реанимации, фельдшера в группе анестезиологии-реанимации, фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады, не подтверждает ее право на включение указанных периодов в стаж в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или иная работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии.
Должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста являются самостоятельными и установление их тождественности судом первой инстанции произведено неправомерно.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В данном случае, материалы дела не содержат доказательств того, что должность истца была поименована неправильно.
Кроме того, как следует из штатных расписаний Новокузнецкой станции скорой медицинской помощи за 2017 -2020 годы, в группе анестезиологии-реанимации имеются отдельные должности "фельдшер" и "медицинская сестра-анестезист".
Поскольку спорные периоды работы истца имели место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, то они должны подтверждаться сведениями индивидуального персонифицированного учета либо представленными истцом письменными доказательствами, отвечающими требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды работы истца не подтверждены как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении.
Достоверность сведений индивидуального лицевого счета за период с 6 августа 2005 г. по 22 августа 2020 г. истцом не оспаривалась, с заявлениями об исправлении этих сведений истец к работодателю, в Пенсионный фонд либо в суд не обращалась. Доказательств обратного истцом не представлено. В рассматриваемом деле недостоверность сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, надлежащими доказательствами не подтверждена.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 от 29 октября 2002 г.);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066 от 22 сентября 1999 г. и Правила N 1066 от 22 сентября 1999 г.);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу - фельдшеру, медицинской сестре-анестезисту, работающим на станции скорой и неотложной медицинской помощи (п. 16 раздела "Наименование учреждений" в том же списке).
На основании п. 4 Правил N 781 от 29 октября 2002 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Пунктом 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил от 29 октября 2002 г. N781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. N 781).
В п. 2 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 к структурным подразделениям учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, отнесены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в п.п. 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 2 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названы должности: врачи- анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Установив юридически значимые обстоятельства, суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца о тождественности выполняемой ею работы по должности фельдшера профессии медицинская сестра - анестезист, дающей право на исчисление стажа в льготном порядке. Фактическое выполнение истцом обязанностей по иной профессии не подтверждено, неверного наименования профессии истца, что могло являться основанием для вывода о тождественности, не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, отсутствовали основания, предусмотренные законом, для включения в специальный стаж Лариной Т.В. для досрочного назначения пенсии по старости в льготном исчислении указанного периоды ее работы в должности фельдшера в специализированной выездной бригаде анестезиологии-реанимации отделения скорой медицинской помощи.
В приведенном выше Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащим применению к спорным правоотношениям, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении работы в должности фельдшера в специализированной выездной бригады анестезиологии-реанимации отделения скорой медицинской помощи.
Вопреки ошибочному мнению истца, работа в специализированной выездной бригаде анестезиологии-реанимации отделения скорой медицинской помощи, но по профессии, не предусмотренной Перечнем, сама по себе не свидетельствует о праве работника на исчисление стажа работы в льготном порядке.
Исходя из указанных Правил, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, обязательным условием для применения льготного порядка исчисления стажа работы истца, является работа в структурном подразделении учреждения здравоохранения, предусмотренном в пункте 2 и в должности, предусмотренной пунктом 2 указанного перечня.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 1954-О указано, что положение п. 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, направлено на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в определенных должностях и структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Такое правовое регулирование, основанное на учете особенностей осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по той или иной должности в различных структурных подразделениях учреждений здравоохранения, само по себе не может рассматриваться как ограничивающее права граждан на пенсионное обеспечение и не соответствующее конституционным предписаниям.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обязанность по установлению тождества профессий, должностей и организаций возложена на Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из приведенных норм права, вопреки ошибочному мнению кассатора, у суда первой инстанции отсутствовали основания для установления тождественности выполняемой истцом работы профессии, включенной в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Уполномоченным органом Министерством труда и социального развития Российской Федерации тождественность профессии фельдшер в специализированной выездной бригаде анестезиологии-реанимации отделения скорой медицинской помощи профессии медицинская сестра-анестезист не устанавливалась.
Более того, как верно указано судом апелляционной инстанции, после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, работа истца работодателем отражалась без кода, позволяющего производить подсчет стажа в льготном порядке. Суждение истца о недостоверности предоставляемых работодателем в пенсионный орган сведений, не препятствует истцу в случае спора с работодателем, обратиться за разрешением такого спора в отдельном судопроизводстве.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются. Соответственно, если лицо, участвующее в деле, в целях установления фактических обстоятельств дела представило в кассационный суд общей юрисдикции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой и (или) апелляционной инстанций, такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и возвращаются представившему их лицу.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 марта 2024 г. с учетом апелляционного определения от 14 мая 20224 г. об исправлении описки оставить без изменения, кассационную жалобу Лариной Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.