Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0013-01-2023-001223-41 (N2-1214/2023) по иску Кидяева Юрия Ивановича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе представителя Кидяева Юрия Ивановича - Пырьева Юрия Михайловича, действующего на основании доверенности, на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя Кидяева Ю.И. - Пырьева Ю.М, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кидяев Ю.И. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее- ОСФР по Кемеровской области) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.
В обоснование требований указал, что 7 апреля 2022 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 2 июня 2022 г. N в назначении пенсии отказано со ссылкой на отсутствие стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж и страховой стаж необоснованно не засчитаны периоды его учебы и работы, а именно с 1 января 1992 г. по 25 июля 1995 г. (3 года 6 мес. 25 дней) в СПТУ - 34; периоды работы в Республике Казахстан с 21 августа 1995 г. по 26 октября 1997 г. (2 года 2 мес. 6 дней) в качестве подземного горнорабочего механического цеха на шахте имени "50 - летия СССР" производственного объединения "Карагандауголь", с 6 декабря 1999 г. по 31 июля 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 15 июня 2016 г. (15 лет 10 мес. 22 дня) в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т.Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау", также не включены периоды обучения и проверка знаний по ОТ и ПБ, повышения квалификации и дни проведения медицинских осмотров.
С решением пенсионного органа не согласен, поскольку пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения от 13 марта 1992г. и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. При этом для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В спорные периоды он работал в течение полного рабочего дня под землей, что подтверждается трудовой книжкой, уточняющими особый характер труда справкой, архивными справками, представленными в пенсионный орган.
Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ подлежит включению период работы учебы в СПТУ-34, поскольку действующее в указанный период правовое регулирование предусматривало включение периода учебы в специальный стаж работы.
Просил суд с учетом уточнений исковых требований признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области (правопреемником которого является ОСФР по Кемеровской области) от 2 июня 2022 г. N; возложить на ответчика обязанность включить календарно в страховой стаж и специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды учебы с 1 января 1992 г. по 25 июля 1995 г. (3 года 6 мес. 25 дней) в СПТУ - 34; периоды работы в Республике Казахстан с 21 августа 1995 г. по 26 октября 1997 г. (2 года 2 мес. 6 дней) в качестве подземного горнорабочего механического цеха на шахте имени "50 - летия СССР" производственного объединения "Карагандауголь", с 6 декабря 1999 г. по 31 июля 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 15 июня 2016 г. (15 лет 10 мес. 22 дня) в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т.Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау"; возложить на ответчика включить календарно в специальный стаж, дающий право на установление, досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды обучения по программе квалификации ЭП по электробезопасности и электроснабжению с 18 сентября 2017 г. по 19 сентября 2017 г, обучения и проверка знаний по ОТ и ПБ с 3 июля 2018 г. по 4 июля 2018 г.; обучения и проверка знаний по ОТ и ПБ с 13 июня 2019 г. по 14 июня 2019 г, периодический медосмотр 22 июня 2020 г, обучения и проверка знаний по ОТ и ПБ с 15 июля 2021 г. по 16 июня 2021 г, периодический медосмотр 6 июля 2021 г, периодический медосмотр с 7 июля 2022 г. по 8 июля 2022 г, 20 июня 2022 г. ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение ОПФР по Кемеровской области от 2 июля 2022 г. N в части невключения в общий страховой стаж истца периодов работы с 1 января 2002 г. по 31 июля 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 15 июня 2016 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" Республики Казахстан; и в части невключения в стаж на соответствующих видах работ по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 21 августа 1995 г. по 26 октября 1997 г. - в качестве подземного горнорабочего механического цеха на шахте имени "50-летия СССР" производственного объединения "Карагандауголь", с 6 декабря 1999 г. по 24 сентября 2000 г, с 1 октября 2000 г. по 31 июля 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" Республики Казахстан календарно, периодов отвлечений: с 18 сентября 2017 г. по 19 сентября 2017 г, с 3 июня 2018 г. по 4 июля 2018 г, с 13 июня 2019 г. по 14 июня 2019 г, с 22 июня 2020 г. по 22 июля 2020 г, с 15 июня 2021 г. по 16 июня 2021 г, с 5 июля 2021 г. по 5 июля 2021 г.;
возложил на ответчика обязанность включить в общий страховой стаж периоды работы истца : с 1 января 2002 г. по 31 июля 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 15 июня 2016 г. в качестве в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" Республики Казахстан;
возложил на ответчика обязанность включить в стаж истца на соответствующих видах работ по основанию, предусмотренному и. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы:
- с 21 августа 1995 г. по 26 октября 1997 г. - в качестве подземного горнорабочего механического цеха на шахте имени "50-летия СССР" производственного объединения "Карагандауголь", -с 6 декабря 1999 г. по 24 сентября 2000 г, -с 1 октября 2000 г. по 31 июля 2005 г, -с 20 марта 2006 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" Республики Казахстан календарно, периоды отвлечений: с 18 сентября 2017 г. по 19 сентября 2017 г, с 3 июля 2018 г. по. 4 июля 2018 г, с 13 июня 2019 г. по 14 июня 2019 г, с 22 июня 2020 г. по 22 июня 2020 г, с 15 июня 2021 г. по 16 июня 2021 г, с 5 июля 2021 г. по 5 июля 2021г, с 7 июня 2022 г. по 8 июня 2022 г, с 20 июня 2022 г. по 20 июня 2022 г. календарно;
взыскал с ответчика в пользу истца 10 000 руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя в суде первой инстанции, 300 руб. по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 декабря 2023 г. решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представитель Кидяева Ю.И. - Пырьев Ю.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что, отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" Республики Казахстан после 31 декабря 2012 г, суды не учли, что уплата работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении Кидяева Ю.И. за период с 22 февраля 2000 г. по 22 июля 2016 г. подтверждается оборотами по транзитным счетам. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, указывает, что неуплата или неполная уплата страхователем (работодателем) страховых взносов, в том числе и по дополнительным тарифам, не является основанием для отказа во включении таких периодов в страховой стаж. Не согласен с выводами судов об указании на неуплату работодателями истца в Республике Казахстан за периоды работы после 1 января 2013 г. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, поскольку такой вывод противоречит Конституции Российской Федерации.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец 7 апреля 2022 г. обратился в отдел установления пенсий N6 ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 2 июня 2022 г. N в установлении досрочной страховой пенсии Кидяеву Ю.И. отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа 25 лет на соответствующих видах работ: на дату обращения за пенсией стаж на соответствующих видах работ составил 4 года 9 мес. 28 дней дня как работника не ведущих профессий.
Включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 29 мая 2017 г. по 17 сентября 2017 г, с 20 сентября 2017 г. по 2 июля 2018 г, с 5 июля 2018 г. по 12 июня 2019 г, с 15 июня 2019 г. по 21 июня 2020 г, с 23 июня 2020 г. по 14 июня 2021 г, с 17 июня 2021 г. по 4 июля 2021 г, с 6 июля 2021 г. по 6 апреля 2022 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте "Ольжсрасская-Новая", стаж учтен календарно.
Не включены в стаж на соответствующих видах работ:
периоды с 21 августа 1995 г. по 26 октября 1997 г. в качестве подземного горнорабочего механического цеха на шахте имени "50-летия СССР" производственною объединения "Карагандауголь" (2 года 2 мес. 6 дней) со ссылкой на то, что истец работал в механическом цехе (стационарный), который нельзя отнести к подземному участку, по архивным справкам от 13 мая 2022 г. и трудовой книжке определить занятость полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени) на подземных работах не представляется возможным.
периоды работы с 6 декабря 1999 г. по 31 июля 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 15 июня 2016 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" Республика Казахстан (15 лет 10 мес. 22 дня) со ссылкой на отмену в Республике Казахстан института досрочных страховых пенсий по старости с 1 января 1998 г.;
периоды работы с 1 января 2002 г. по 31 июля 2005 г. и с 20 марта 2006 г. по 15 июня 2016 г. не учтены в страховой стаж, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование из компетентных органов Республики Казахстан.
Исключены из стажа на соответствующих видах работ, в связи с отсутствием занятости полный рабочий день в подземных условиях, периоды отвлечений от основной работы (10 дней) как не предусмотренные п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа в части невключения в специальный стаж истца периодов работы с 21 августа 1995 г. по 26 октября 1997 г. в качестве подземного горнорабочего механического цеха на шахте имени "50-летия СССР" производственного объединения "Карагандауголь", с 6 декабря 1999 г. по 24 сентября 1999 г, с 1 октября 2000 г. по 31 июля 2005 г, с 20 марта 2006 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т.Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" в Республике Казахстан, поскольку данные периоды работы подтверждаются представленными в материалы дела справками "АрселорМиттал Темиртау", за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 25 сентября 2000 г. по 30 сентября 2000 г. Уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении истца подтверждается оборотами по транзитным счетам, профессии предусмотрены Списком от 13 сентября 1991г. N481.
Суд первой инстанции отказывая во включение в специальный стаж периода обучения в СПТУ-34 с 28 августа 1992 г. по 28 июня 1995 г, периода работы с 21 августа 1995 г. по 26 октября 1997 г. в качестве подземного горнорабочего механического цеха на шахте имени "50-летия СССР" производственного объединения "Карагандауголь"; с 6 декабря 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т.Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" исходил из того, что период обучения включен пенсионным органом в страховой стаж истца, этот период не подлежит включению в специальный стаж по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку положения п. 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 не подлежат применению к спорным отношениям. В отношении периодов работы суд руководствовался сведениями, представленными работодателем, отраженными в данных о стаже, как о страховых периодах без указания льготного характера работы.
Разрешая требования в части назначения истцу досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции указал, что с учетом периодов, включенных пенсионным органом, и спорных периодов работы, включенных судом, стаж на соответствующих видах работ у Кидяева Ю.И. на дату обращения - 7 апреля 2022 г. составлял менее 25 лет, что не дает ему права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Отклоняя доводы ОСФР по Кемеровской области о невозможности включения спорных периодов работы истца в Республике Казахстан после 1 января 1998 г. в связи с отменой в Республике льготных пенсий, суд апелляционной инстанции исходил из положений ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающих, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).
Согласно п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. N1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из приведенного правового регулирования следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае, в Республике Казахстан) и. которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г, могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции судебной коллегией проверены имеющиеся в материалах дела копии и представленные истцом подлинники документов (архивных справок и справок, уточняющих особый характер работы или условий труда), необходимые для установления пенсии, и установлено соответствие копий документов подлинникам.
Из сообщения Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство, для граждан" Республики Казахстан от 28 февраля 2023 г. N следует, что, по имеющимся в базе данных сведениям на Кидяева Ю.И. за период с 22 февраля 2000 г. по 22 июля 2016 г. перечислялись обязательные пенсионные взносы.
Из прилагаемых к ответу оборотов по транзитным счетам вкладчика на имя Кидяева Ю.И. за период с 22 февраля 2000 г. по 22 июля 2016 г. работодателем производились отчисления обязательных пенсионных взносов за данного работника.
Из справки филиала ПАО "Южный Кузбасс" - Управления по подземной добыче угля от ЮК-121-СП от 9 июня 2023 г. следует, что в период осуществления трудовой деятельности истца в качестве подземного электрослесаря на шахте "Ольжерасская-Новая" в ПАО "Южный Кузбасс", который включен пенсионным органом в подсчет стажа на соответствующих видах работ, истец Кидяев Ю.И. имел следующие отвлечения от работы с оплатой по среднему заработку: с 18 сентября 2017 г. по 19 сентября 2017 г. - обучение и проверка знаний по программе "Повышение квалификации ЭП по электробезопасности и электроснабжения; с 3 июля 2018 г. по 4 июля 2018г, с 13 июня 2019г. по 14 июня 2019г, с 15 июня 2021 г. по 16 июня 2021 г, 7 июня 2022г. по 8 июня 2022 г. - обучение и проверка знаний по ОТ и ПБ; с 22 июня 2020г. по 22 июня 2020г, с 5 июля 2021 г. по 5 июля 2021г, с 20 июня 2022 г. по 20 июня 2022г. - прохождение периодического медосмотра.
Указанные периоды зачтены пенсионным органом в стаж истца как обычные условия труда.
Пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых. взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков
Согласно ч.1 ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст. 185 Трудового кодекса Российской Федерации на время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы.
Исходя из приведенных норм, периоды обучения, дни медицинских осмотров являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о включении в стаж истца на соответствующих видах работ периода работы с 1 января 2013 г. по 15 июня 2016 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" в Республике Казахстан, суд апелляционной инстанции исходил из того, что периоды работы в Республике Казахстан после 1 января 2013 г. могут быть зачтены в специальный стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, проведения специальной оценки условий труда, однако таких доказательств в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г. периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при" условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в действующей редакции, установлено, что периоды работы,, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в| пунктах 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 1 января 2013 применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах" в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" до 1 января 2017 и ч.ч. 1 и 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г..
Суд апелляционной инстанции на основании анализа указанных норм права пришел к выводу о том, что начисление и уплата дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обязательным условием для включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой. пенсий по старости. Поскольку доказательств, подтверждающих, что за период работы Кидяева Ю.И. с 1 января 2013 г. начислялись и уплачивались по дополнительным тарифам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, материалы дела не содержат, отказ в удовлетворении исковых требований Кидяева Ю.И. о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 1 января 2013 г. по 15 июня 2016 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте имени Т. Кузембаева Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" Республики Казахстан в Республике Казахстан являются обоснованным.
Отклоняя доводы жалобы истца о том, что действующим законодательством не предусмотрена уплата работодателем за лиц, работавших в Республике Казахстан страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе по дополнительному тарифу, суд апелляционной инстанции указал, что они не опровергают выводы суда первой инстанции, основанные на положениях законодательства, не содержащих исключения для периодов работы после 1 января 2013 г. в других государствах.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции, проверявшим решение суда первой инстанции, нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
До 1 января 2023 г. вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и прекратило действие в отношениях Российской Федерацией с другими участниками с 1 января 2023 г. (Официальное сообщение МИД России).
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
К документам, подтверждающим периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "0 страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подп. "е" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, предусмотрена профессия горнорабочего подземного, электрослесаря подземного.
Установив обстоятельства дела, применив приведенное правовое регулирование, суды пришли к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы представителя истца о том, что действующим законодательством не предусмотрена уплата работодателем за лиц, работавших в Республике Казахстан страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе по дополнительному тарифу, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены решения суда в указанной части в связи со следующим.
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 части 1 этой же статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости связано с наличием у них страхового стажа определенной продолжительности и уплатой работодателем страховых взносов по тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в названный фонд документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Ссылки кассатора на то, что в Республике Казахстан за спорные периоды работы истца оплачивались страховые взносы, на то, что работодатель истца в Республике Казахстан не мог предполагать переезд истца в Россию, о неправильных выводах судов об отсутствии доказательств оплаты дополнительных страховых взносов не свидетельствуют. Так, в силу положений ст.1 вышеупомянутого Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Следовательно, истец, а не его работодатель в Республике Казахстан, предполагая переезд в Российскую Федерацию, не лишен был возможности ознакомиться с пенсионным законодательством России.
Статья 428 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от класса и подкласса условий труда и установлен в отношении лиц, работающих в особых условиях труда.
Согласно ст.ст. 18.1, 19 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы, установленные данным кодексом, являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации; налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в силу ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 1 января 2013 г. возлагается на страхователей (работодателей) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп.1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных положений следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу являются обязательными для страхователей, использующих труд работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, целевым назначением этих взносов является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
А прямое указание в законе о включении в специальный стаж периодов работы после 1 января 2013 г. только при условии уплаты дополнительных страховых взносов, вопреки доводам кассатора, верно учтено судами при рассмотрении заявленных исковых требований.
Суждение кассатора о нарушение судами принципа диспозитивности также не влечет удовлетворение кассационной жалобы, поскольку кассатор указывает на диспозитивность в гражданском праве, тогда как спорные правоотношения регулируются пенсионным законодательством.
Согласно абз. 8 п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г, исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Учитывая указанные разъяснения действия принципа диспозитивности в гражданском судопроизводстве, оснований для выводов о его нарушении судами, не имеется, поскольку истцом реализовано право на обращение в суд с иском тем способом и в той форме, которую он избрал.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных ч. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
В связи с этим ссылка в кассационной жалобе на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан Д, М. и Ш." в обоснование довода о наличии оснований для включения периодов работы истца после 1 января 2013 г. не влечет удовлетворение кассационной жалобы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что работодатель начислял страховые взносы по дополнительному тарифу, но не выполнил возложенную на него обязанность по уплате начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование.
Несогласие кассатора с оценкой судом представленных доказательств, не может послужить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку в силу положений ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кидяева Юрия Ивановича - Пырьева Юрия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.