N88-15037/2024
г. Кемерово 2 августа 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Попова А.А, рассмотрев гражданское дело N 54MS0045-01-2022-002993-68 по исковому заявлению Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области к Храпко Виктору Сергеевичу о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени
по кассационной жалобе Храпко В.С. на решение мирового судьи 12-го судебного участка Ленинского судебного района города Новосибирска от 29 сентября 2022 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 марта 2024 г.
УСТАНОВИЛ:
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее - Фонд ЖКХ) обратился с иском к Храпко В.С. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с августа 2014 года по май 2021 года в размере 20 377, 20 руб, в том числе сумму задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 16 248, 20 руб, пени в размере 4 129, 14 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 811, 32 руб.
В обоснование иска указал, что Фонд ЖКХ наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 13 ноября 2013 г. N 490-п. В региональную программу вошел многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", площадью 44, 70 кв.м. В связи, с чем у ответчика возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт как собственника жилого помещения в данном многоквартирном доме.
Решением мирового судьи 12-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 29 сентября 2022 г. требования иска удовлетворены частично, с учетом определения мирового судьи от 1 марта 2023 г. об исправлении описки в решении суда, с Храпко В.С. в пользу Фонда ЖКХ взыскана сумма задолженности по взносам за капительный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с марта 2019 г. по май 2021 г. в размере 7 826, 50 руб, пени в размере 1 165, 09 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб, а всего 9 391, 59 руб.
Апелляционным определением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 марта 2024 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Храпко В.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. В кассационной жалобе заявляет о пропуске срока исковой давности, а также, что судом взыскана неустойка, несмотря о приостановлении начисления неустойки.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Храпко В.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", площадью 44, 70 кв.м.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014 - 2043 годы.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Новосибирской области от 22 ноября 2013 г. N 512-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц: на 2014 год - в размере 5, 60 руб.; на 2015 год - в размере 6, 10 руб.; на 2016 год - в размере 6, 10 руб.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 10 октября 2016 г. N 325-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2017- 2019 годы" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц: на 2017 год - в размере 6, 45 руб.; на 2018 год - в размере 6, 80 руб.; на 2019 год - в размере 7, 05 руб.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 13 декабря 2019 г. N 475-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2020- 2022 годы" установлен размер взноса на 2020 год - 7, 72 руб, на 2021 год - в размере 10, 07 руб.
Согласно представленному истцом расчету задолженности за период с августа 2014 года по май 2021 года, задолженность ответчика составила 16 248, 06 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, применяя положения статей 196, 200, 204 ГК РФ, суды обеих инстанций пришли к мотивированному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за капитальный ремонт многоквартирного дома, представленный истцом расчет задолженности произведен в соответствии с установленными нормативными актами размерами взносов и площадью жилого помещения, с учетом применения срока исковой давности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскали задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7826, 50 руб, пени в сумме 1165, 09 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Также суды учли, что 23 июля 2021 г. истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. 30 июля 2021 г. мировым судьей 4-го судебного участка Ленинского судебного района Новосибирска вынесен судебный приказ N 2-2153/2021-6-9. Определением мирового судьи 9-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 9 ноября 2021 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
В соответствии с п. 3 ст. 204 ГК РФ и его толкованием п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" с момента подачи заявления о выдаче судебного приказа до отмены судебного приказа срок исковой давности не течет. Течение срока исковой давности продолжается после отмены судебного приказа. Если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее 6 месяцев, такой срок удлиняется до 6 месяцев.
23 июня 2022 г. Фонд ЖКХ направил почтой настоящее исковое заявление. Учитывая изложенное, перерыв срока течения срока исковой давности с момента подачи заявления о вынесении судебного приказа (23 июля 2021 г.) и до его отмены (9 ноября 2021 г.) составил 109 дней, следовательно требование заявлено истцом в пределах срока исковой давности после отмены судебного приказа.
Довод кассационной жалобы о необоснованности взыскания пени в заявленном истцом размере в период действия моратория подлежит отклонению по следующему основанию.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 2 апреля 2020г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 6 апреля 2020 г.
В соответствии с п. 1 Постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021г. действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81 (12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148 (23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В силу п. 2 Постановления N 424 положения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с пунктами 19, 21, 148(1) и 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", до 1 января 2021 г. применяются в части, не противоречащей Постановлению N 424.
Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременного и (или) внесения не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Судами учтено, что п. 5 Постановления N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) до 1 января 2021 г, в связи с чем при расчете пени исключен период с 6 апреля 2020г. по 31 декабря 2020г. с учетом положения Постановление N 424.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, установленным по делу обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
Так, в силу ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2)плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Положениями ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Храпко В.С. в силу приведенного закона был обязан вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период. Тогда как доказательств того, что ответчик вносил плату по взносам на капитальный ремонт суду не предоставлено.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами нижестоящих инстанций определены верно. В обжалуемых судебных постановлениях содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений. Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального и процессуального права, ошибочны и не могут служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи 12-го судебного участка Ленинского судебного района города Новосибирска от 29 сентября 2022 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Храпко В.С. без удовлетворения.
Судья А.А. Попов
Мотивированное определение изготовлено 02.08.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.