Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-101/2023 (УИД 55RS0012-01-2023-000147-87) по иску Шушарина Алексея Борисовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периодов трудовой деятельности в страховой стаж, назначении пенсии с момента наступления права на ее получение, по кассационной жалобе Шушарина Алексея Борисовича на решение Знаменского районного суда Омской области от 17 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения третьего лица Лебедева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, указавшего на то, что он работал с истцом, и ему назначена досрочная страховая пенсия по старости, участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шушарин Алексей Борисович (далее - Шушарин А.Б, истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее - ОСФР по Омской области, ответчик, пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периодов трудовой деятельности в страховой стаж, назначении пенсии с момента наступления права на ее получение.
В обоснование своих требований указывал на то, что Шушарин А.Б. 18 августа 2020 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Тарском районе Омской области (межрайонное) от 18 августа 2020 г. N364148/20 (с учетом дополнения к решению) Шушарину А.Б. отказано в установлении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа работы.
Шушарин А.Б. с решением пенсионного органа не согласен, считает, что представленные им документы и справки подтверждают его право на досрочную пенсию, а также льготный стаж в тяжелых условиях труда за время работы в качестве каменщика.
Шушарин А.Б. просил суд обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы в должности каменщика в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад: с 13 мая 1988 г. по 25 октября 1988 г, с 17 мая 1993 г. по 4 января 1998 г, с 24 марта 1998 г. по 6 сентября 1999 г, с 10 февраля 2004 г. по 6 апреля 2004 г, с 8 февраля 2005 г. по 30 июня 2005 г, с 1 июля 2005 г. по 7 июня 2006 г, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы в колхозе "Октябрь" с 1 июня 1990 г. по 28 февраля 1992 г, а также период трудовой деятельности на Телевизионном заводе г. Омска с 15 октября 1981 г. по 1 ноября 1982 г, взыскать с ответчика понесенные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 300 руб.
Определением Знаменского районного суда Омской области от 15 июня 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Лебедев Александр Александрович (далее - Лебедев А.А.).
Определением Знаменского районного суда Омской области от 15 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Залогин Владимир Геннадьевич (далее - Залогин В.Г.).
Решением Знаменского районного суда Омской области от 17 ноября 2023 г. исковые требования Шушарина А.Б. удовлетворены в части. В страховой стаж Шушарина А.Б. включен период его работы с 15 октября 1981 г. по 1 ноября 1982 г. в АО "Омский научно - исследовательский институт приборостроения" г. Омска. В удовлетворении исковых требований Шушарина А.Б. о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периодов работы в должности каменщика Знаменского ДРСУ с 13 мая 1988 г. по 25 октября 1988 г, с 17 мая 1993 г. по 4 января 1998 г.; АООТ МПМК Знаменская с 24 марта 1998 г. по 6 сентября 1999 г.; АООТ МПМК Знаменская с 10 февраля 2004 г. по 6 апреля 2004 г.; АООТ МПМК Знаменская с 8 февраля 2005 г. по 30 июня 2005 г.; АООТ МПМК Знаменская с 1 июля 2005 по 7 июня 2006 г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 марта 2024 г. решение Знаменского районного суда Омской области от 17 ноября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шушарин А.Б. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи, истец Шушарин А.Б, представитель ответчика ОСФР по Омской области, третье лицо Залогин В.Г, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Шушарин А.Б. 18 августа 2020 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Тарском районе Омской области (межрайонное) от 18 августа 2020 г. N364148/20 (с учетом дополнения к решению) Шушарину А.Б. отказано в установлении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа работы. Установлен специальный стаж работы 3 месяца 28 дней, продолжительность страхового стажа - 21 год 11 месяцев 27 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 72, 960.
В стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены периоды работы истца, в том числе: с 18 мая 1987 г. по 26 октября 1987 г. в должности каменщика в Знаменском дорожно-строительном управлении; с 30 апреля 1988 г. по 15 ноября 1988 г. в должности каменщика в Знаменском ДРСУ; с 3 января 1989 г. по 29 апреля 1989 г. в должности плотника в кооперативе "Строитель"; с 17 мая 1993 г. по 5 января 1998 г, с 24 марта 1998 г. по 6 сентября 1999 г. в должности каменщика в Знаменском МПМК; с 10 февраля 2004 г. по 6 апреля 2004 г, с 8 февраля 2005 г. по 30 июня 2005 г.; с 1 июля 2005 г. по 7 июня 2006 г. в должности каменщика ОАО МПМК Знаменская, поскольку за данные периоды работы страхователем деятельность, включаемая в стаж на соответствующих видах работ, не подтверждена.
Периоды работы с 4 июля 2010 г. по 1 августа 2010 г, с 1 октября 2010 г. по 8 ноября 2010 г.; с 22 февраля 2011 г. по 10 марта 2011 г. в ООО "Братья" исключены, так как согласно выписке из индивидуального лицевого счета страхователем деятельность, включаемая в стаж за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не подтверждена.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в страховой стаж Шушарина А.Б. периода его работы с 15 октября 1981 г. по 1 ноября 1982 г. в АО "Омский научно- исследовательский институт приборостроения" г. Омска.
В данной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований Шушарина А.Б. о включении в специальный стаж периодов работы в должности каменщика в Знаменском ДРСУ с 13 мая 1988 г. по 25 октября 1988 г, 17 мая 1993 г. по 4 января 1998 г.; АООТ МПМК Знаменская; 24 марта 1998 г. по 6 сентября 1999 г.; АООТ МПМК Знаменская; 10 февраля 2004 г. по 6 апреля 2004 г.; АООТ МПМК Знаменская; с 8 февраля 2005 г. по 30 июня 2005 г. в АООТ МПМК Знаменская; с 1 июля 2005 г. по 7 июня 2006 г. в ООО МПМК Знаменская, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные периоды работы не могут быть включены в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку отсутствуют доказательства участия истца в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов в качестве каменщика в составе бригады каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексных бригад в указанный период работы. Суд принял во внимание, что ни один из имеющихся в материалах дела документов не свидетельствует о работе истца в спорные периоды в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков либо в специализированном звене каменщиков комплексной бригады.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, каменщики не поименованы.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", позиция 2290000а-12680).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н (утратившим силу с 1 января 2022 г.) утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N 538н "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания гражданина) на территории Российской Федерации, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Шушарин А.Б. зарегистрирован в системе обязательного страхования в 23 декабря 1999 г.
Поскольку периоды работы истца каменщиком имели место как до, так и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, обстоятельством, имеющим юридическое значение, являлось установление фактической занятости истца в качестве каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, а после 1 января 1992 г. также в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периодов работы в должности каменщика в Знаменском ДРСУ с 13 мая 1988 г. по 25 октября 1988 г, 17 мая 1993 г. по 4 января 1998 г.; АООТ МПМК Знаменская; 24 марта 1998 г. по 6 сентября 1999 г.; АООТ МПМК Знаменская; 10 февраля 2004 г. по 6 апреля 2004 г.; АООТ МПМК Знаменская; с 8 февраля 2005 г. по 30 июня 2005 г. в АООТ МПМК Знаменская; с 1 июля 2005 г. по 7 июня 2006 г. в ООО МПМК Знаменская, суды первой и апелляционной инстанций учли требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств.
Судами не был установлен факт работы истца в указанные периоды в организации, осуществляющей строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений и других объектов, в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, а после 1 января 1992 г. в условиях полной занятости.
Судами выяснялись обстоятельства создания бригады каменщиков и специализированных звеньев каменщиков в данных организациях, что не было установлено.
Судами учтено отсутствие документов, относящихся к оспариваемым периодам работы, на основании которых можно прийти к выводу о работе истца каменщиком в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад в условиях полной занятости (с 1992 г.), в организации, осуществляющей деятельность в области строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации каких-либо объектов и ремонта зданий, сооружений и других объектов, при производстве которых используется коллективный труд каменщиков.
Судами учтено, что в материалы дела не представлены справки, уточняющие льготный характер работы, подтверждающие постоянную занятость истца не менее 80% рабочего времени в должности каменщика в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад после 1 января 1992 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судами правильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы истца о том, что сведения о специальном стаже подтверждены записями в его трудовой книжке, наименование его должности включено в Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, что само по себе свидетельствует о работе в тяжелых условиях труда, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о том, что факт работы в особых условиях подтвержден показаниями третьих лиц и свидетеля, отклоняются судом кассационной инстанции.
В абзаце 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В абзаце 5 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Судами правомерно не приняты в качестве допустимых доказательств показания свидетелей, поскольку характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается, вне зависимости от того, что данные лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Принимая во внимание отсутствие доказательств работы истца в спорный период в особых условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суды правомерно отказали истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе во включении в общий страховой стаж истца периода работы в колхозе "Октябрь" с 1 июня 1990 г. по 28 февраля 1992 г. не могут являться основанием для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, ОСФР по Омской области в бесспорном порядке включило частично период с 15 января 1991 г. по 28 февраля 1992 г. в страховой стаж истца на основании архивной справки Администрации Знаменского муниципального района Омской области от 7 июля 2020 г. N 389, в связи с чем повторное включение данного периода в страховой стаж истца не допускается.
Поскольку в ведомостях по начислению заработной платы за 1990 г. сведения о Шушарине А.Б. отсутствовали, период работы с 1 июня 1990 г. по 14 января 1991 г. не был включен пенсионным органом в страховой стаж истца, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для включения данного периода в страховой стаж истца, поскольку указанные документы сведений об истце как о работнике в спорный период с 1 июня 1990 г. по 14 января 1991 г. не содержат.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Знаменского районного суда Омской области от 17 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шушарина Алексея Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Пальцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.