Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Попова А.А, Симон Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0052-01-2023-000353-64 по иску прокурора Туруханского района, действующего в интересах Охота Инны Алексеевны, к обществу с ограниченной ответственностью "ТуруханскЭнергоком" о признании незаконным действий, возложении обязанности
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТуруханскЭнергоком" на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 15 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Туруханского района в интересах Охота И.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТуруханскЭнергоком" (далее - ООО "ТурханскЭнергоком") о признании незаконными действий по приостановлению предоставления коммунальной услуги электроснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"; возложении обязанности возобновить предоставление коммунальной услуги электроснабжения в жилом доме, расположенном по указанному адресу.
В обоснование иска указано, что в прокуратуру Туруханского района обратилась Охота И.А, которая является членом семьи участников Специальной Военной Операции, проживает в указанном жилом помещении, в котором зарегистрированы по месту жительства 6 человек. По информации ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у потребителей коммунальных услуг по указанной квартире образовалась задолженность в размере 190 530, 33 руб. Ответчиком не представлены документы о направлении в адрес всех потребителей предупреждений (уведомлений) о приостановлении (ограничении) предоставления коммунальной услуги (электроэнергии) в жилое помещение с приложением расчета задолженности по каждой коммунальной услуге в отдельности.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел приостановку предоставления электроэнергии в жилое помещение, что ведет к нарушению жилищных прав Охота И.А. Поскольку не все потребители, проживающие в жилом помещении, получили предупреждения (уведомления) о приостановлении предоставления коммунальной услуги электроэнергии, приостановление (ограничение) предоставления коммунальной услуги электроэнергии по указанному адресу произведено незаконно.
Определением Туруханского районного суда Красноярского края от 1 декабря 2023 г. в целях обеспечения иска на ООО "ТуруханскЭнергоком" возложена обязанность на период рассмотрения дела произвести подключение электрической энергии в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"
Решением Туруханского районного суда Красноярского края от 15 января 2024 г. исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах Охота И.А, удовлетворены.
Признаны незаконными действия ООО "ТуруханскЭнергоком" по приостановлению предоставления коммунальной услуги электроснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
Суд обязал ООО "ТуруханскЭнергоком" возобновить предоставление коммунальной услуги электроснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес"
Обеспечительные меры, наложенные определением Туруханского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены в силе до исполнения настоящего решения.
Взыскана с ООО "ТуруханскЭнергоком" в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 апреля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "ТуруханскЭнергоком" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что не согласно с позицией суда о вручении предупреждения (уведомления) перед отключением подачи электроэнергии ДД.ММ.ГГГГ только одному из собственников жилого помещения, что исполнителем не соблюдена процедура отключения квартиры от электроснабжения, а также нарушены требования законодательства о не введении ограничений предоставления коммунальных услуг в отношении участников СВО и членов их семей.
В судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонин А.В. возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Охота И.А, Самойловой А.А. и Самойлову А.А. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес" (по 1/3 доли у каждого).
По месту жительства в указанном жилом помещении зарегистрированы: Охота И.А. (Самойлова И.А.) ДД.ММ.ГГГГ рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Самойлов А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Виниченко Д.П. 22 сентября 1998 г. рождения (в родстве с собственником не состоит) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ рождения (в родстве с собственником не состоит) с ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 13 февраля 1987 г. рождения - супруг с ДД.ММ.ГГГГ, Панова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, в родстве не состоит, зарегистрирована на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ООО "ТуруханскЭнергоком" осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг населению на территории Туруханского района (за исключением г. Игарки и пгт. Светлогорск).
На имя Охота И.А. открыт лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг N, по которому за период с января 2021 г. по октябрь 2023 г. начислена задолженность в размере 198 018, 50 руб.
По информации ООО "ТуруханскЭнергоком" договор в письменном виде на оказание коммунальных услуг между ФИО1 и ООО "ТуруханскЭнергоком" не заключался, поскольку собственник с письменным заявлением о заключении данного договора не обращался. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению по адресу: "адрес", с учетом наличия одной комнаты и количества зарегистрированных - 6 человек, составляет 55 кВт.ч в месяц на человека. Исходя из этого при определении двухмесячной задолженности по указанному адресу расчет производился следующим образом: 55 кВт.ч (норматив на 1 чел.) х 6 (количество зарегистрированных) х 2 (количество месяцев) х 2, 28 (тариф) = 1 504, 80 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "ТуруханскЭнергоком" Самойловой И.А. вручено предупреждение (уведомление) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении (ограничении) предоставления коммунальной услуги (электроэнергии) с приложением оборотно-сальдовой ведомости за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно которой задолженность за электроэнергию составляет 3 572, 63 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "ТуруханскЭнергоком" Самойлову А.А. вручено предупреждение (уведомление) на имя Самойловой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении (ограничении) предоставления коммунальной услуги (электроэнергии) с приложением оборотно-сальдовой ведомости за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой задолженность за электричество составляет 3 758, 51 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "ТуруханскЭнергоком" Охоте И.А. вручено предупреждение (уведомление) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении (ограничении) предоставления коммунальной услуги (электроэнергии) с приложением оборотно-сальдовой ведомости за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой задолженность за электричество составляет 7 876, 79 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут, на основании имеющейся задолженности по коммунальным услугам в размере 164 876, 15 руб, по адресу указанного выше жилого помещения произведено отключение электроэнергии путем отключения с клемных колодок прибора учета N, о чем составлен соответствующий акт.
ДД.ММ.ГГГГ Охота И.А. обратилась с письменным заявлением в прокуратуру Туруханского района с просьбой о защите ее прав путем обращения с иском в судебные органы.
В 9 часов 10 минут ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС N, путем подключения к клемным колодкам прибора учета электроэнергии N, по адресу: "адрес" подача электроэнергии возобновлена.
ДД.ММ.ГГГГ от Охоты И.А. на имя директора ООО "ТуруханскЭнергоком" подано заявление о принятии документов, подтверждающих факт участия ее супруга и сына в СВО, с приложением соответствующих документов.
Выписками из приказов начальников пункта отбора на военную службу по контракту N и соответствующими контрактами подтверждается, что ФИО10, и ФИО7 "данные изъяты".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам, что исполнителем не была соблюдена процедура отключения от электроснабжения квартиры, где проживает материальный истец, поскольку соответствующее предупреждение (уведомление) было вручено не всем собственникам жилого помещения, более того, отключение произведено в нарушение положений ст. 9.1 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являлось несоразмерным, учитывая размер задолженности, климатическим условиям.
С указанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием суд апелляционной инстанции согласился.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
В абзаце 3 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (п. 2). Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (п. 3).
Подпунктом "а" пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. N 354, предусмотрено право исполнителя на ограничение или приостановку предоставления коммунальной услуги, с предварительным уведомлением об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами.
Пунктом 118 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, определено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Согласно подпункту "в" пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
При непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения (подпункт "б") либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления (подпункт "в" пункта 119 Правил N 354).
Положениями ст. 9.1 Федерального закона от 14 марта 2022г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены меры поддержки для определенной категории граждан, членов их семьи, в том числе относительно ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг. Согласно указанной нормы, от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, освобождаются:
граждане Российской Федерации (далее - граждане), призванные на военную службу по мобилизации, - на период прохождения ими военной службы;
граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, граждане, проходящие военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области - на период их участия в специальной военной операции;
граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - на период действия указанного контракта;
граждане, проходящие военную службу в пограничных органах федеральной службы безопасности и выполняющие (выполнявшие) задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, выполняющие (выполнявшие) задачи в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции па территориях Украины, Донецкой Народной Республики. Луганской Народной Республики. Запорожской области и Херсонской области, а также обеспечивающие (обеспечивавшие) проведение специальной военной операции на указанных приграничных территориях субъектов Российской Федерации, проходящие военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации и оказывающие (оказывавшие) содействие пограничным органам федеральной службы безопасности по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины. Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, - на период выполнения ими указанных задач;
совместно проживающие с гражданами, указанными в пунктах 1 - 4 настоящей части, супруги, дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, признанные членами семьи (далее - члены семей граждан, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части), - на период, установленный для граждан, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части (часть 1).
В отношении жилых помещений граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, не может быть введено ограничение и (или) приостановление предоставления коммунальных услуг (часть 2).
Меры социальной поддержки, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются на периоды и гражданам, указанным в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи, независимо от того, кто из них является нанимателем (собственником) жилого помещения, независимо от места их регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, а также независимо от вида жилищного фонда и распространяются только на одно жилое помещение (по выбору граждан, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи) (часть 3).
Граждане, указанные в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации их участие в специальной военной операции (выполнение ими задач) (часть 4).
Члены семей граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, вправе приложить документы, указанные в части 4 настоящей статьи, а также прикладывают документы, подтверждающие их статус в качестве членов семьи таких граждан (часть 5).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами обеих инстанций установлено, что действия ООО "ТуруханскЭнергоком" по приостановлению подачи электрической энергии в жилое помещение не соразмерны нарушению в виде задолженности по электроэнергии в сумме 7 876, 79 руб, с учетом территории проживания истца, зимнего времени года и наступившей полярной ночи.
Подлежит отклонению довод кассационной жалобы об отсутствии у ответчика сведений об отнесении материального истца к членам семьи участника специальной военной операции, поскольку ранее в адрес ответчика прокурором района направлено исковое заявление, полученное адресатом ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались сведения об участии членов семьи Охоты И.А. в СВО, которые стороной ответчика были проигнорированы.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом первой и апелляционной инстанции доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, сводятся к изложению позиции ответчиков при рассмотрении дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туруханского районного суда Красноярского края от 15 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТуруханскЭнергоком" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 31.07.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.