Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Лемзы А.А, Долматовой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 02RS0005-01-2023-000690-57 по исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО "Турочакский район" к администрации МО "Турочакский район" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, провести рекультивацию земельного участка, по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Турочакский район" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 13 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, возражавшую на доводы кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО "Турочакский район" обратился в суд с иском к администрации МО "Турочакский район" о возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером N и в этот же срок произвести рекультивацию указанного земельного участка. В обоснование требований указано, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения земельного законодательства выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (свалка) на принадлежащем администрации МО "Турочакский район" земельном участке с кадастровым номером N. Складируемые на земельном участке отходы представлены в виде пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, стеклянных изделий, остатков строительных материалов. Непринятие администрацией МО "Турочакский район" мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно- эпидемиологическую и экологическую обстановку Турочакского района, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Протокольным определением суда от 04.12.2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - АУ РА "Кызыл-Озек-Сервис".
Решением Турочакского районного суда Республики Алтай от 12 января 2024 г. постановлено:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на администрацию МО "Турочакский район" обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером N площадью 23468 кв.м, расположенную в 8 км по "адрес".
Возложить на Министерство регионального развития Республики Алтай обязанность обеспечить минимально допустимый объем софинансирования мероприятий администрации МО "Турочакский район" по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером N площадью 23468 кв.м, расположенной в 8 км по "адрес"
Установить срок для исполнения настоящего решения суда - 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером N отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 13 мая 2024 г. постановлено:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 12 января 2024 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично.
На администрацию муниципального образования "Турочакский район" возложить обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с кадастровым номером N площадью 23468 кв.м, в 8 км по "адрес"
Отказать в удовлетворении требования прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах муниципального образования "Турочакский район" к администрации муниципального образования "Турочакский район" о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером N.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района к Министерству регионального развития Республики Алтай отказать.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования "Турочакский район" Кудрявцев Г.В. просит апелляционное определение отменить. Настаивает на том, что за организацию сбора, вывоза утилизацию и переработку отходов отвечает Министерство регионального развития Республики Алтай. Ссылается на то, что складирование отходов на земельный участок N осуществляет АУ "Кызыл-Озек-Сервис". Указывает, что вид разрешенного использования земельного участка N подразумевает размещение, хранение, накопление, захоронение отходов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не находит.
Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.1 1.2016 г. N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судом апелляционной инстанции, земельный участок с кадастровым номером N площадью 23468 +/- 268 кв.м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для строительства полигона твердых бытовых отходов принадлежит на праве собственности МО "Турочакский район", регистрация ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации МО "Турочакский район", проведенной прокуратурой Турочакского района установлено, что нарушены требований федеральных законов, выразившиеся в несоблюдении требований по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Земельный участок с кадастровым номером N (земли населенных пунктов) жители Турочакского сельского поселения используют в качестве полигона для твердых коммунальных отходов в течение длительного периода времени и на постоянной основе с грубыми нарушениями требований СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 3.
Администрация МО "Турочакский район" ДД.ММ.ГГГГ в ответ на представление прокурора представила ответ с указанием, что администрацией района проводится работа по устранению свалки.
Согласно акту осмотра с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай ФИО5 с участием главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства, строительства, экологического и лесного контроля администрации МО "Турочакский район" ФИО6, продолжается складирование отходов производства и потребления в виде пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, стеклянных изделий, шифера, остатков строительных материалов на земельном участке кадастровым номером N.
В соответствии с распоряжением врио главы МО "Турочакский район" N-р от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изменен с "для строительства полигона твердых бытовых отходов" на "специальная деятельность", что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Территориальной схемы обращения с отходами на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N-Д, на территории "адрес" расположен полигон ГКО ("адрес"), который используется как площадка для временного накопления ТКО Турочакского района для последующего транспортирования на полигон ТБО ("адрес"). Сведений о включении в Территориальную схему земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в 8 км по "адрес"
На основании решения Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N на администрацию МО "Турочакский район" возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером N, произвести рекультивацию земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции постановилобжалуемое решение, которым частично удовлетворил заявленные требования, возложив на администрацию муниципального образования "Турочакский район" обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с кадастровым номером N, отказав в удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка, поскольку выявленная несанкционированная свалка не ликвидирована, установлено отсутствие достаточного количества контейнерных площадок, складирование отходов производства и потребления населением Турочакского сельского поселения, подведомственным учреждением ФКУ "ДХУ" на земельном участке с кадастровым номером N, собственником которого является МО "Турочакский район".
Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов суда и собранных доказательств по делу, иное толкование норм материального права, не находит.
Выводы суда основаны на верном толковании пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Доводы кассационной жалобы о том, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления совместно с Министерством регионального развития Республики Алтай, решение может повлиять на права и обязанности АУ "Кызыл-Озёк-Сервис", не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку МО "Турочакский район" как собственник участка несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране спорного земельного участка, в том числе по недопущению его загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия, сохранение несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером N нарушает требования действующего законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку в "адрес" "адрес"
Апелляционное определение не противоречит, а согласуется с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку земельный участок, на котором расположена свалка не относится к государственной собственности и земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, является собственностью МО "Турочакский район".
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу. При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 13 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Турочакский район" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение кассационного суда общей юрисдикции изготовлено 23.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.