N88-8986/2024
г. Кемерово 12 июля 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Симон Н.Б, рассмотрел гражданское дело N75MS0059-01-2023-001057-66 по иску общества с ограниченной ответственностью "ОЛЕРОН+" к Торояну А.М. о взыскании суммы задолженности по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе Торояна А.М. на решение мирового судьи судебного участка N59 Приаргунского судебного района Забайкальского края от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 16 февраля 2024 г,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОЛЕРОН+" обратилось в суд с иском к Торояну А.М. о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указано, что ООО "ОЛЕРОН+" с 30 марта 2018 г. является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, с началом осуществления деятельности с 1 января 2020 г. Между потребителем и региональным оператором возникли правоотношения в сфере обращения с ТКО, носящие публичный характер. В результате ненадлежащего исполнения обязанностей по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО у ответчика сложилась задолженность в сумме 6 104 руб, исходя из 8 зарегистрированных лиц. С учетом уточнения требований, истец просил взыскать с ответчика задолженность за период с 1 августа 2021 г. по 31 августа 2022 г. в сумме 3 869, 65 руб, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N59 Приаргунского судебного района Забайкальского края от 5 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Приаргунского районного суда Забайкальского края от 16 февраля 2024 г, с Торояна А.М. в пользу ООО "ОЛЕРОН+" взысканы сумма задолженности по оказанию коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 августа 2021 г. по 31 августа 2022 г. в размере 3 869 руб. 65 коп, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп. Всего взыскано 4 269 руб. 65 коп.
В кассационной жалобе Тороян А.М. ставит вопрос об отмене решения мирового судьи и апелляционного определения, как незаконных, ссылаясь на их необоснованность, нарушение судами положений действующего законодательства.
ООО "ОЛЕРОН+" представлены возражения на кассационную жалобу.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ООО "ОЛЕРОН+" согласно подписанному 30 марта 2018 г. соглашению с Министерством природных ресурсов Забайкальского края на основании Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края. Региональный оператор оказывает услугу по обращению с ТКО на территории Забайкальского края в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г. N430 утверждении территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края".
Осуществление деятельности регионального оператора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами производится с 1 января 2020 г.
Истец Тороян А.М. является собственником жилого дома, в котором проживает, по адресу: "адрес".
Согласно информации МО МВД России "Приаргунский" следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", на регистрационном учете состоят девять человек: Багдасарян А.С. с 11 января 2018 г, Багдасарян С.Г. с 9 ноября 2001 г, Петросян М.Р. с 24 апреля 2019 г, Тороян А.С. с 26 июня 2001 г, Тороян Д.М. с 16 января 2017 г, Тороян К.А. с 11 мая 2012 г, Тороян Т.А. с 11 мая 2012 г, Тороян Ю.А. с 11 мая 2012 г, Тороян А.М. с 30 декабря 1987 г.
При этом из представленной в материалы дела копии домовой книги следует, что Багдасарян С.Г. снят с регистрационного учета 21 декабря 2016 г, а также из объяснений ответчика следует, что Багдасарян С.Г. умер.
Таким образом, установлено, что в жилом доме на регистрационном учете состоит 8 человек, двое из них Тороян Т.А, Тороян Ю.А. в спорный период не проживали в жилом доме в связи с учебой и службой, Тороян К.А. не проживала в доме в связи с учебой с 1 сентября 2021 г.
Из материалов дела также следует, что Тороян К.А. обучается в ФГБОУВО "Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева" с 1 сентября 2021 г, Тороян Ю.А. обучается в ФГКВОУВО "Военный университет имени князя Александра Невского" с 1 августа 2019 г, Тороян Т.А. проходит военную службу по контракту с 25 июля 2016 г.
Факт оказания услуги подтверждается маршрутными журналами и выкопировками из системы ГЛОНАСС движения мусоровозов в спорный период.
За спорный период обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу ТКО ответчиком не исполнялась, в связи с чем образовалась задолженность в размере 3 869, 65 руб, исходя из 6 зарегистрированных в доме лиц в период с 1 августа 2021 г. по 31 августа 2021 г, и 5 зарегистрированных лиц в период с 1 сентября 2021 г. по 31 августа 2022 г.
Разрешая спор, мировой судья исходил из того, что собственнику жилого помещения в спорный период были оказаны услуги по обращению с ТКО, обязанность по оплате которых лежит на собственнике помещения, ответчик данную обязанность надлежащим образом не исполнял, в связи с чем образовалась задолженность, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца.
При этом, мировой судья пришел к выводу, что не проживание в данном помещении других зарегистрированных лиц не является основанием для освобождения ответчика, как собственника данного жилого помещения, от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Уточненный расчет задолженности, представленный стороной истца, судом проверен и признан верным, произведенным с учетом действующих в указанные периоды тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции согласился с его выводами и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354.
Согласно пункту 148(30) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 148(44) Правил N354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что региональным оператором на территории Забайкальского края по обращению с ТКО является ООО "ОЛЕРОН+", суды пришли к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора. За спорный период обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу ТКО ответчиком не исполнялась, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы, в том числе доводы о несогласии с расчетом задолженности, произведенным исходя из 6 зарегистрированных в доме лиц в период с 1 августа 2021 г. по 31 августа 2021 г, и 5 зарегистрированных лиц в период с 1 сентября 2021 г. аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу в связи с не проживанием в спорный период к истцу ответчик не обращался. Доказательств обращения ответчика с соответствующим письменным заявлением в ООО "ОЛЕРОН+" в материалы дела в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было, равно как и надлежащих доказательств проживания в данном жилом доме менее пяти человек. Доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцом твердых коммунальных отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, материалы дела не содержат.
Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Доводы жалобы по существу, в том числе и в части определения задолженности, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах. Выводы судов, содержащиеся в обжалуемых постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N59 Приаргунского судебного района Забайкальского края от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 16 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Торояна А.М. - без удовлетворения.
Судья Н.Б. Симон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.