Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-832/2023 (УИД 54RS0013-01-2023-000010-82) по иску Игнатовича Вячеслава Григорьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения о перерасчете пенсии, включении в стаж периодов, обязании произвести перерасчет страховой пенсии, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов
по кассационной жалобе Игнатовича Вячеслава Григорьевича на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Игнатовича Вячеслава Григорьевича, представителя Игнатовича Вячеслава Григорьевича - Девитияровой Ольги Викторовны, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области Лемасовой Оксаны Александровны, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Игнатович В.Г. обратился с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения о перерасчете пенсии, включении в стаж периодов, обязании произвести перерасчет страховой пенсии, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов.
Исковые требования мотивированы тем, что 18 января 2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в сторону увеличения через электронную систему документооборота ГАУ ССО НСО "БПВТ им. М.И. Калинина". До настоящего времени ответчиком перерасчет в сторону увеличения не произведен.
Игнатович В.Г. указывает на то, что с 21 февраля по 21 июня 2022 г. фонд стал выплачивать истцу заниженный размер пенсии в сумме 7413 рублей 21 копейка вместо полагающейся по закону суммы, не менее 12 393 рублей 12 копеек, исключив стаж работы истца на Саяно-Шушенской ГЭС. То есть, после подачи заявления истец стал получать пенсию еще меньше, чем рассчитанная ответчиком 7479 рублей 55 копеек.
21 июня 2022 г. истцу была произведена выплата пенсии в размере 8227 рублей 54 копейки, с учетом индексации от суммы 7479 рублей 55 копеек, с которой истец не согласен.
Из ответа Пенсионного фонда России следует, что ответчик исключил из общего трудового стажа истца работу на Саяно-Шушенской ГЭС под предлогом ошибки в дате рождения истца (ДД.ММ.ГГГГ вместо ДД.ММ.ГГГГ в справке Саяно-Шушенской ГЭС. При этом, ответчик не учел тот факт, что в пенсионном деле истца имеется справка ПАО "Красноярская ГЭС", подтверждающая увольнение Игнатовича В.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке согласованного перевода 7 марта 1978 г. с Красноярской ГЭС в дирекцию Саяно-Шушенской ГЭС. Справка Саяно- Шушенской ГЭС содержит техническую опечатку в дате рождения истца, допущенную исполнителем, оформлявшим документ.
Истец считает, что ответчик был не вправе применять пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть прекращать выплаты, в связи с отсутствием права на них, а должен был применить пункт 7 статьи 23 того же закона и приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, не более, чем на три месяца. Таким образом, ответчик в течение пяти месяцев выплачивал пенсию без учета стажа на Саяно-Шушенской ГЭС.
Также истец считает, что необоснованно ответчиком ликвидированы индексации пенсии, произведенные государством за период выплаты до 21 февраля 2022 г, кроме последней 10% индексации, проведенной в июне 2022 г. При отсутствии каких-либо излишних выплат со стороны ответчика в адрес истца последний произвел удержание из суммы пенсии в размере 40, 183% с 21 февраля 2022 г. по 21 июня 2022 г, вместо допустимых 20%.
Согласно справке ОПФР Новосибирской области от 28 июля 2022 года период службы истца в армии по призыву включен в страховой стаж при установлении страховой пенсии в одинарном размере, и исключены периоды служебной командировки в другую воинскую часть и начало военной службы со дня принятия присяги. Согласно пункту 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года коэффициент за каждый календарный год учитываемого периода прохождения военной службы по призыву составляет 1.8, следовательно, сумма коэффициентов за три календарных года будет НП1=1.8х3 года = 5, 4 (К и КН равны 1). Таким образом, ИПКс=П/СПКк+5, 4, то есть величина ИПКс снижена на 5, 4 = 19, 142%.
Истец указывает, что несправедливое и незаконное снижение пенсионных выплат, нарушающее права и законные интересы истца, а также нежелание государственных служащих вникнуть в существующую проблему и помочь разобраться в ней привело к нравственным и физическим страданиям истца, выразившимся в "данные изъяты". При этом, основное расстройство здоровья началось у него именно с тех пор, как он получил уменьшенный размер пенсии, а также ответ, обосновывающий размер и расчет его пенсии сотрудниками пенсионного фонда, который был направлен по неизвестному ему адресу. Действиями ответчика истцу продолжают причиняться нравственные страдания. Считает сумму компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей минимальной, которая необходима ему для восстановления здоровья: "данные изъяты"
Истец просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области об изменении размера пенсии с 1 февраля 2022 г. в сторону уменьшения; обязать ответчика включить в страховой стаж период работы на Саяно-Шушенской ГЭС в должности мастера электротехнической лаборатории с 10 марта 1978 г. по 22 июля 1980 г. со дня назначения пенсии в 2017 году; включить в страховой стаж прохождение военной службы по призыву в двойном размере, то есть полных четыре года; произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и индексации к ней в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации со дня назначения пенсии в 2017 году согласно пункту 7.2 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением суда от 16 февраля 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОСФР по Новосибирской области).
Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 14 июля 2023 года исковые требования Игнатовича В.Г. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области в части невключения в страховой стаж периода прохождения Игнатовичем В.Г. военной службы по призыву в двойном размере.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области возложена обязанность включить в страховой стаж период прохождения Игнатовичем Вячеславом Григорьевичем военной службы по призыву с 12 июня 1969 г. по 9 июня 1971 г. в двойном размере.
Произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и индексации к ней с учетом указанного выше периода военной службы по призыву, начиная с 1 февраля 2022 г.
Взысканы с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области в пользу Игнатовича Вячеслава Григорьевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В остальной части требований истцу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г. решение Бердского городского суда Новосибирской области от 14 июля 2023 г. в части признания решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области в части не включения в страховой стаж периода прохождения Игнатовичем В.Г. военной службы по призыву в двойном размере и обязании включения данного периода в двойном размере отменено. В удовлетворении данных требований отказано.
Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области в части невключения в страховой стаж периода прохождения Игнатовичем В.Г. военной службы по призыву с 12 июня 1969 г. по 15 июня 1969 г.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области возложена обязанность включить в страховой стаж период прохождения Игнатовичем Вячеславом Григорьевичем военной службы по призыву с 12 июня 1969 г. по 15 июня 1969 г.
Произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и индексации к ней с учетом периода военной службы по призыву с 12 июня 1969 г. по 9 июня 1971 г, начиная с 27 апреля 2017 г.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Игнатовичем В.Г. на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения о признании незаконным решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области; обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости и индексации к ней, начиная с 27 апреля 2017 г. в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", учесть военную службу по призыву в ВС СССР в двойном размере со времени призыва на военную службу 15 мая 1969 г, включив в страховой стаж период прохождения общевойсковой подготовки; взыскать с ОСФР по Новосибирской области компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей и оплату государственной пошлины в сумме 600 рублей.
Кассатор ссылается на незаконность произведенного ответчиком перерасчета размера пенсии (перерасчет произведен не со дня назначения пенсии, а с момента подачи документов; расчет произведен без учета повышающего коэффициента к стажу воинской службы по призыву; истец не был извещен о перерасчете пенсии и необоснованности изменения расчета пенсии с применением положений части 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Также кассатор указывает на недостоверность доводов стороны ответчика, ограничении его права на выступление в судебном заседании.
Представителем ОСФР по Новосибирской области принесены возражения относительно кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Игнатовича В.Г, его представителя - Девитияровой О.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области Лемасовой О.А, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцу в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена страховая пенсия по старости с 27 апреля 2017 г. по заявлению о назначении пенсии УПФР в Кировском районе г. Новосибирска в размере 841 рубль 75 копеек, установлена фиксированная выплата к страховой пенсии бессрочно в размере 4805 рублей 11 копеек, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты составил 5646 рублей 86 копеек, что подтверждается заявлением истца о назначении пенсии от 27 апреля 2017 г, решением о назначении пенсии от 15 мая 2017 г. В указанном заявлении истец указал, что иждивенцев у него нет, службу в армии предоставит с перерасчетом, ознакомлен, что пенсия будет назначена. Оригинал трудовой книжки украден, просил назначить пенсию по представленным справкам о стаже и по наиболее выгодному варианту, за пенсией ранее не обращался.
Решением УПФР в Кировском районе г. Новосибирска от 13 июня 2017 г. истцу Игнатовичу В.Г. установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации - 8803 рубля, установленной на 2017 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера 5646 рублей 86 копеек, в размере 3156 рублей 14 копеек.
В связи с переездом на новое место жительства в пределах субъекта Российской Федерации решением УПФР в Кировском районе г. Новосибирска от 19 января 2018 года истцу Игнатовичу В.Г. прекращена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 2947 рублей, общая сумма материального обеспечения пенсионера с 1 февраля 2018 г. составляет 5855 рублей 82 копейки.
Распоряжением ответчика от 22 января 2018 г. выплатное дело истца поставлено на учет, продлена выплата пенсии по старости в размере 5855 рублей 82 копейки, в том числе страховая пенсия - 872 рубля, фиксированная выплата (с учетом повышений) - 4982 рубля с 1 февраля 2018 года бессрочно.
Как следует из письменных возражений представителя ответчика на иск, при назначении страховой пенсии по старости включены следующие периоды: с 26 сентября 1968 г. по 14 мая 1969 г. - в должности грузчика в Новосибирском заводе радиодеталей; с 01 сентября 1971 г. по 29 июня 1976 г. - период обучения в институте; с 4 августа 1976 г. по 7 марта 1978 г. - в должности электрослесаря в ПАО "Красноярская ГЭС"; с 10 марта 1978 г. по 22 июля 1980 г. - в должности мастера на Саяно-Шушенской ГЭС.
Заработная плата при расчете пенсии учтена за период с сентября 1976 года по июнь 1980 года, соотношение заработков составило 1, 124.
По заявлению о перерасчете пенсии от 18 января 2022 г. произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 1 февраля 2022 г, размер страховой пенсии составил 7413 рублей 21 копейка (величина ИПК 7, 907). В страховой стаж добавлен период военной службы по представленным справкам, исключен из стажа и заработной платы период работы с 10 марта 1978 г. по 22 июля 1980 г. в связи с отсутствием документального подтверждения факта выдачи справки и направлены соответствующие запросы для подтверждения периода работы и заработной платы с 10 марта 1978 г. по 22 июля 1980 г.
В июне 2022 года при поступлении справок о стаже от 3 июня 2021 г. N и заработной плате от 8 июня 2022 г. N произведен перерасчет с 1 февраля 2022 г. с учетом поступивших справок. В июне 2022 г. произведена доплата за период с 1 февраля 2022 г. по 30 июня 2022 г. в размере 5597 рублей 86 копеек.
С 1 февраля 2022 г. размер страховой пенсии по старости составил 8525 рублей 13 копеек (величина ИПК 18, 264).
С 1 июня 2022 г. размер страховой пенсии по старости составил 9377 рублей 72 копейки с учетом индексации (величина ИПК 18, 264).
Из материалов дела следует, что указанные представителем ответчика обстоятельства подтверждаются данными о стаже, о результатах расчета заработка, справкой АО "Новосибирский завод радиодеталей" от 6 февраля 2017 г. N, архивной справкой ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный технический университет" от 30 января 2017 г. N, справкой ПАО "Красноярская ГЭС" от 21 декабря 2016 г. N, справкой филиала ПАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего" от 12 декабря 2016 г. N, справками о заработках истца в указанные выше периоды, заявлением истца о перерасчете размера пенсии от 18 января 2022 г, уведомлением о приеме документов от 19 января 2022 г, согласно которому от истца приняты следующие документы для перерасчета: анкета-запрос в Центральный архив МО России от 1 февраля 2017 г. N и N, справка Института химии твердого тела и механохимии СО РАН от 19 июля 2017 года.
Распоряжением ответчика произведен перерасчет размера страховой пенсии истца по старости с 1 февраля 2022 г, общая сумма назначенных пенсий составила 8525 рублей 13 копеек, в том числе страховая пенсия - 1960 рублей 82 копейки, фиксированная выплата (с учетом повышений) - 6564 рубля 31 копейка.
После проверки данных о стаже истца на Саяно-Шушенской ГЭС в связи с неправильным указанием даты рождения истца выплата Игнатовичу В.Г. в июне 2022 года доплата за период с 1 февраля 2022 г. по 30 июня 2022 г. в размере 5597 рублей 86 копеек на основании справок о стаже от 3 июня 2021 г. N и заработной плате от 8 июня 2022 г. N подтверждается историей выплаты пенсии за период с 1 января 2021 г. по 28 февраля 2023 г.
С 1 июня 2022 г. размер страховой пенсии по старости составил 9377 рублей 72 копейки с учетом индексации, что подтверждается распоряжением ответчика о перерасчете пенсии и справкой ответчика от 21 июля 2022 г.
Указанные выше обстоятельства, изложенные представителем ответчика в письменных возражениях на иск, истец Игнатович В.Г. в судебном заседании не оспаривал.
Из письменных возражений представителя ответчика на иск следует, что периоды военной службы с 16 июня 1969 г. по 30 декабря 1969 г, с 6 января 1970 г. по 9 июня 1971 г. включены в страховой стаж в календарном исчислении. В соответствии с представленными справками из Центрального архива Министерства обороны РФ от 25 мая 2017 г, 26 мая 2017 г. Игнатович В.Г. проходил службу в войсковой части 44085 с 16 июня 1969 г. по 30 декабря 1969 г. в должности "курсант", в воинском звании "младший сержант". В приказе командира от 6 января 1970 г. указано, что техника РРС, младшего сержанта Игнатовича В.Г. содержать за штатом, 09 января 1971 года уволен в запас.
Указанные представителем ответчика обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах выплатного дела истца справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 25 мая 2017 г, 26 апреля 2017 г. Согласно справке о стаже истца военная служба по призыву в периоды с 16 июня 1969 г. по 30 декабря 1969 г, с 6 января 1970 г. по 09 июня 1971 г. включена в страховой стаж истца в календарном исчислении.
Согласно справки от 26 мая 2023 г, выданной Военным комиссариатом (Кировского и Ленинского районов города Новосибирск), сержант Игнатович В.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу по призыву с 12 июня 1969 г. по 9 июня 1971 г. Основанием выдачи справки является алфавитная книга призывников ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справка ЦАМО от 25 мая 2017 г.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в настоящее время расчет размера страховой пенсии истца произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом варианте расчета военная служба учитывается только в календарном исчислении. Расчет по пункту 4 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона невыгоден для истца, соотношение заработка у истца составляет 1, 24. Расчетный размерный ряд на 1 января 2002 г. по пункту 3 - 16 отношение заработка, расчетный размер пенсии по пункту статьи 30 - 1062 рублей 42 копейки, по пункту 4 статьи 30 - 350 рублей 61 копейка, но так как расчетный размер на 1 января 2022 г. не может быть меньше 660 рублей, поэтому расчетный размер по пункту 4 статьи 30 составляет 660 рублей. В Кировском отделении Пенсионного фонда Российской Федерации пенсия была назначена по пункту 3 статьи 30, так как на тот момент заработная плата была учтена, а пункт 4 был использован в расчет с февраля по июнь 2022 г, а потом произведена доплата по пункту 3 за весь период с 2017 г. по 2022 г. как наиболее выгодный вариант для истца.
Истцом представлена справка врача "данные изъяты" ГАУ ССО НСО "БДИ им. М.И. Калинина" от 11 мая 2023 г, согласно которой Игнатович В.Г. состоит на диспансерном учете у врача "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ На прием активно начал обращаться с октября 2022 г, "данные изъяты"
Из справки врача-терапевта ГАУ ССО НСО "БДИ им. М.И. Калинина" также следует, что состояние здоровья Игнатовича В.Г. начало ухудшаться с марта 2022 года "данные изъяты"
"данные изъяты"
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 8, 11, 12, 14, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 29.1, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона СССР от 12 октября 1967 г. N1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", пункта 27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, исходя из того, что ответчиком период работы истца на Саяно-Шушенской ГЭС с 10 марта 1978 г. по 22 июля 1980 г. был учтен при назначении пенсии с 27 апреля 2017 г, и в последующем после проверки данных о стаже истца на Саяно-Шушенской ГЭС в связи с неправильным указанием даты рождения истца в июне 2022 года, выплата пенсии с учетом доплаты была произведена за период с 1 февраля 2022 г. по 30 июня 2022 г. в размере 5597 рублей 86 копеек с учетом повышений, суд первой инстанции пришел выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании решения ответчика об изменении размера пенсии с 1 февраля 2022 г. в сторону уменьшения в части указанного периода и обязании ответчика включить в стаж указанный период работы на Саяно-Шушенской ГЭС со дня назначения пенсии в 2017 г.
Принимая во внимание, что расчетный размер трудовой пенсии по старости определен истцу в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", истец обратился в суд с заявлением о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения 19 января 2022 г, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном учете военной службы истца в календарном исчислении и возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж период прохождения истцом военной службы по призыву с 12 июня 1969 г. по 9 июня 1971 г. в двойном размере с 1 февраля 2022 г.
Руководствуясь положениями статей 12, 151, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", в отсутствии доказательств, подтверждающих ухудшение состояния здоровья в результате действий ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Также суд первой инстанции указал на взыскание с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в части признания незаконным решения пенсионного органа об изменении размера пенсии с 1 февраля 2022 г. в сторону уменьшения, взыскания компенсации морального вреда, указав на то, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Установив, что материалами дела нашло свое подтверждение прохождение истцом военной службы по призыву с 12 июня 1969 г. по 9 июня 1971 г, ответчиком в страховой стаж включены периоды с 16 июня 1969 г. по 30 декабря 1969 г, с 6 января 1970 г. по 9 июня 1971 г, в материалах пенсионного дела отсутствуют разъяснения специалиста пенсионного органа о возможности содействия в истребовании соответствующих документов, получении сведений о периоде службы в армии, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда пришла к выводу, что решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области в части не включения в страховой стаж периода прохождения истцом военной службы по призыву с 12 июня по 15 июня 1969 года подлежит признанию незаконным; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области возложена обязанность включить в страховой стаж период прохождения Игнатовичем В.Г. военной службы по призыву с 12 июня 1969 г. по 15 июня 1969 г. произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и индексации к ней с учетом указанного периода военной службы по призыву, начиная с 27 апреля 2017 г.
Исходя из того, что определение расчетного размера трудовой пенсии по старости истцу в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является наиболее выгодным вариантом оценки пенсионных прав истца, при указанном варианте определения размера трудовой пенсии истца включение периода службы в армии в двойном размере не предусмотрено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периодов службы в армии в двойном размере в страховой стаж истца, и отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции в неотмененной части и суда апелляционной инстанции и находит, что суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, верно применили законы, подлежащие применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Правовые основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с 1 января 2015 г. осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ), до вступления в силу которого действовал и подлежал применению Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступил в силу с 1 января 2015 г. Со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (части 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле - ИПК * СПК, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, стаж и средний заработок учитывается только до 1 января 2002 г. После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400- ФЗ установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
В соответствии с требованиями пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР/ ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N884н).
Согласно пункту 48 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, проверив представленный сторонами расчеты размера пенсии истца, исходя из того, что истцу в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена страховая пенсия по старости с 27 апреля 2017 г, при обращении за назначением страховой пенсии истцом было указано на утрату трудовой книжки, предоставлении данных о службе в армии позднее; заявление содержало просьбу о назначении истцу пенсии по наиболее выгодному варианту; назначения истцу пенсии в соответствии с расчетом, выполненным в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; выполнении расчета размера пенсии истца после подтверждения периода работы истца на Саяно-Шушенской ГЭС с 10 марта 1978 г..по 22 июля 1980 г..в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что является наиболее выгодным вариантом оценки пенсионных прав истца; исчислении истцу размера пенсии с учетом указанного периода с 27 апреля 2017 г..; выплаты пенсии с учетом соответствующей доплаты за период с 1 февраля 2022 г..по 30 июня 2022 г..в размере 5597 рублей 86 копеек с учетом повышений; отсутствия правовых оснований для включение в страховой стаж периода службы в армии в двойном размере при назначении пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области об изменении размера пенсии с 1 февраля 2022 г..в сторону уменьшения; обязании ответчика включить в страховой стаж период работы на Саяно-Шушенской
ГЭС в должности мастера электротехнической лаборатории с 10 марта 1978 г..по 22 июля 1980 г..со дня назначения пенсии в 2017 году; включении в страховой стаж прохождение военной службы по призыву в двойном размере, то есть полных четыре года; взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Судом установлено, что истцу была назначена страховая пенсия по наиболее выгодному варианту оценки пенсионных прав истца, по заявлению истца о перерасчете пенсии от 18 января 2022 г. ответчиком произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 1 февраля 2022 г, с исключением из стажа и заработной платы периода работы с 10 марта 1978 г. по 22 июля 1980 г.; после подтверждения работы истца в указанный период и включения данного периода в страховой стаж истца после проверки с 1 февраля 2022 г. был произведен перерасчет размера страховой пенсии истца по наиболее выгодному варианту в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и произведена доплата за период с 1 февраля 2022 г.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что при назначении и перерасчете страховой пенсии истцу были применены положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов военной службы по призыву, двойном размере, что соответствует вышеприведенному правовому регулированию.
Доказательств вынужденного характера обращения истца за перерасчетом размера страховой пенсии по инициативе ответчика суду не представлено.
Доводы кассационной жалобы о неверном определении ответчиком при назначении и перерасчете, необоснованности доводов ответчика, были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции в неизмененной части и суд апелляционной инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассатора о нарушении его права на участие в судебном заседании и ограничении его права на выступление в суде апелляционной инстанции, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку из протокола судебного заседания Новосибирского областного суда 24 октября 2023 г. - 7 ноября 2023 г. следует, что истец принимал участие в судебных заседаниях совместно с представителем - Девятияровой О.В, давали необходимые пояснения; данных об ограничении истца и его представителя в части дачи пояснений по существу апелляционных жалоб, участии в прениях протоколы судебных заседаний не содержат, замечания на протокол судебного заседания в соответствии с положениями статьи 231 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации поданы не были.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом первой инстанции в неизменной части и суда апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Бердского городского суда Новосибирской области от 14 июля 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бердского городского суда Новосибирской области от 14 июля 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатовича Вячеслава Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.