N 88-11592/2024
г. Кемерово 8 июля 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 42MS0103-01-2023-002740-09 по иску общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город Кемерово" к Истомину Сергею Геннадьевичу, администрации Топкинского муниципального округа о взыскании задолженности по договору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе Истомина С.Г. на апелляционное определение Топкинского городского суда Кемеровской области от 28 февраля 2024 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый Город Кемерово" (далее - ООО "Чистый Город Кемерово") обратилось в суд с иском к Истомину С.Г. о взыскании задолженности по договору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Требования мотивированы тем, что ООО "Чистый Город Кемерово" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области (далее - соглашение), заключенным 22 ноября 2018 г. с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, является региональным оператором по обращению с ТКО.
Истомин С.Г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
В целях исполнения действующего законодательства Российской Федерации ООО "Чистый Город Кемерово" разместило предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовую форму договора на своем официальном сайте www.sibtko.ru, а также в областной газете "Кузбасс" - 25 июня 2019 г.
Поскольку ответчиком в установленный законодательством срок не была направлена региональному оператору заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в связи с чем договор между ООО "Чистый Город Кемерово" и ответчиком считается заключенным на условиях типового договора в силу закона.
Однако должник свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил, в связи с чем задолженность ответчика за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2021 г. составила сумму в размере 2 454, 18 руб.
С учетом уточнений исковых требований истец просил взыскать с ответчика Истомина С.Г. задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 июня 2020 г. по 31 октября 2021 г. в размере 2 292, 46 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Определением от 26 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Топкинского муниципального округа.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Топкинского городского судебного района от 25 октября 2023 г. исковые требования ООО "Чистый Город Кемерово" к Истомину С.Г. о взыскании задолженности по договору за оказание услуг по обращению с ТКО удовлетворены частично. С Истомина С.Г. в пользу ООО "Чистый Город Кемерово" взыскана задолженность по договору за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 1 августа 2020 г. по 31 октября 2021 г. в размере 1 947, 88 руб, расходы по оплате государственной пошлины в 400 руб, всего 2 347, 88 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения в связи с пропуском срока исковой давности.
В исковых требованиях ООО "Чистый Город Кемерово" к администрации Топкинского муниципального округа отказано в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции на основании статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с характером спорного правоотношения, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Истомина Т.Е.
Апелляционным определением Топкинского городского суда Кемеровской области от 28 февраля 2024 г. решение мирового судьи судебного участка N 1 Топкинского городского судебного района Кемеровской области от 25 октября 2023 г. по иску ООО "Чистый Город Кемерово" к Истомину С.Г, администрации Топкинского муниципального округа о взыскании задолженности по договору за оказание услуг по обращению с ТКО отменено, по делу принято новое решение.
Исковые требования ООО "Чистый Город Кемерово" удовлетворены частично.
С Истомина С.Г, Истоминой Т.Е. в пользу ООО "Чистый Город Кемерово" солидарно взыскана задолженность по договору за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 1 августа 2020 г. по 31 октября 2021 г. в размере 1 947, 88 руб, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб, всего 2 347, 88 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Истомина С.Г. ставится вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного. В обоснование доводов жалобы кассатор указывает, что площадка накопления ТКО для адреса: "адрес", администрацией Топкинского муниципального округа организована лишь 21 октября 2021 г, в связи с чем оплата за оказанные ООО "Чистый Город Кемерово" услуги по вывозу ТКО ответчиком производится с указанного момента.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", находится в собственности ответчика Истомина С.Г, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 7-8).
В указанном жилом доме в спорный период с 1 июня 2020 г. по 31 октября 2021 г. был зарегистрирован собственник Истомин С.Г. и член его семьи Истомина Г.Е.
ООО "Чистый Город Кемерово", зарегистрированное 27 марта 2014 г. ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801 является региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с соглашением от 22 ноября 2018 г, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области.
С 1 июля 2019 г. ООО "Чистый Город Кемерово" осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории "Север" Кемеровской области, куда входит, в том числе Топкинский муниципальный округ, и обеспечивает транспортирование отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, администрацией Топкинского муниципального округа на "адрес" определено место, и обустроена площадка с установкой контейнеров для накопления ТКО, что подтверждается письмом (л.д. 21), после чего коммунальную услугу по обращению с ТКО по "адрес" осуществляет ООО "Чистый Город Кемерово".
На официальном сайте администрации Топкинского муниципального округа размещен реестр мест накопления ТКО на территории Топкинского муниципального округа, где отражена площадка по спорному адресу, определены ее географические координаты, а также привязка указанной площадки к домам, жители которых могут складировать отходы на указанной территории.
Для жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", с 1 июня 2020 г. организована площадка накопления ТКО по адресу: "адрес" (расстояние от спорного жилого дома до площадки накопления ТКО согласно картам 2ГИС составляет 610 м) (л.д. 39, 40). Истец обеспечивает обращение с ТКО посредством его транспортирования с данной контейнерной площадки.
Кроме того, с 11 октября 2021 г. администрацией Топкинского муниципального округа была организована ближайшая дополнительная площадка накопления ТКО по адресу: "адрес", после чего истец обеспечивает обращение с ТКО посредством его транспортирования с данной контейнерной площадки.
Каких-либо доказательств невозможности в спорный период времени использования ответчиками контейнеров не представлено.
21 октября 2021 г. между ООО "Чистый Город Кемерово" (региональный оператор) и Истоминым С.Г. (потребитель) заключен договор N на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательства принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены договором, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора. Дата начала оказания услуг определена 21 октября 2021 г. При заключении договора согласованы все существенные условия, в том числе по объекту недвижимости, количеству проживающих, объему и месту накопления ТКО, способу складирования, периодичность вывоза (л.д. 73-77).
Из приложений к указанному договору N следует, что местом площадки накопления ТКО для объекта по адресу: "адрес", является контейнер, расположенный по адресу: "адрес".
Вместе с тем ранее предложение о заключении на оказание услуг по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте ООО "Чистый Город Кемерово" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.sibtko.ru), а также в газете "Кузбасс 25 июня 2019 г, что свидетельствует о выполнении региональным оператором по извещению потенциальных потребителей о необходимости заключения договора.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 Топкинского городского судебного района Кемеровской области, и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Топкинского городского судебного района Кемеровской области от 27 августа 2021 г. судебный приказ от 17 августа 2021 г. о взыскании с Истомина С.Г. в пользу ООО "Чистый Город Кемерово" задолженности в размере 2 454, 18 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. отменен в связи с поступившими возражениями от должника (л.д. 9).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиками обязанностей по оплате услуг за период с 1 июня 2020 г. по 31 октября 2021 г. образовалась задолженность в размере 2 292, 46 руб, что подтверждается представленным расчетом (л.д. 50).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ООО "Чистый Город Кемерово" к Истомину С.Г, мировой судья исходил из того, что собственнику жилого помещения в спорный период были оказаны услуги по обращению с ТКО, обязанность по оплате которых лежит на собственнике помещения, ответчик данную обязанность надлежащим образом не исполнял, в связи с чем образовалась задолженность, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции отменил решение мирового судьи и указал, что суд первой инстанции, принимая решение по делу в пределах заявленных требований, не принял во внимание положения части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также то, что в спорный период образования задолженности по адресу: "адрес", была зарегистрирована Истомина Т.Е, которая является членом семьи собственника жилого дома Истомина С.Г, в связи с чем необоснованно разрешилспор без привлечения к участию в деле в качестве соответчика Истоминой Т.Е.
В результате рассмотрения дела в отсутствие не привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Истоминой Т.Е, было нарушено гарантированное статьей 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации равенство сторон в гражданском судопроизводстве, Истомина Т.Е. была лишена возможности реализовывать свои процессуальные права, предусмотренные статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть выражать свои возражения и представлять доказательства в опровержение заявленных требований.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ООО "Чистый Город Кемерово", суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчики Истомин С.Г, Истомина Т.Е. пользовались услугами, предоставляемыми ООО "Чистый Город Кемерово", в связи с чем обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оснований для освобождения от обязанности по оплате услуг по вывозу ТКО, списания образовавшейся задолженности или ее перерасчета не имеется.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемым судебным постановлением, полагая его основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Довод кассационной жалобы об отсутствии договорных отношений с истцом до 21 октября 2021 г. подлежит отклонению, поскольку является несостоятельным.
Учитывая, что региональным оператором на территории Топкинского муниципального округа по обращению с ТКО является ООО "Чистый Город Кемерово", суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора. За период с 1 августа 2020 г. по 31 октября 2021 г. обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу ТКО ответчиками не исполнялась, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Размер начисленной платы за услуги по вывозу ТКО судом апелляционной инстанции проверен и признан арифметически правильным, поскольку произведен на основании тарифов и нормативов потребления, утвержденных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, исходя из количества зарегистрированных лиц в жилом помещении.
Довод кассатора об отсутствии надлежащей организации мест накопления ТКО в спорный период, повторенный в кассационной жалобе, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
Отклоняя указанный довод, суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанный довод не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора. Отдаленность имеющихся контейнеров сбора ТКО от места его проживания не признана судом как основание отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку региональный оператор полномочиями по определению мест (площадок) для сбора ТКО не наделен.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
При этом доказательства невозможности использования контейнера, установленного по адресу: "адрес", ответчиком не представлены. Сама по себе отдаленность имеющихся площадок (контейнеров) для сбора ТКО не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывается.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание, захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Единственным законным способом обращения с данными отходами является передача своих ТКО региональному оператору.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
апелляционное определение Топкинского городского суда Кемеровской области от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Истомина С.Г. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.