Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4216/2023 (УИД 38RS0035-01-2023-004033-51) по иску Калашниковой Анжелы Борисовны к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности устранить нарушения
по кассационной жалобе, дополнениям к кассационной жалобе представителя Калашниковой Анжелы Борисовны - Скомаровской Надежды Валентиновны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Калашниковой Анжелы Борисовны, представителя Калашниковой Анжелы Борисовны - Скомаровской Надежды Валентиновны, поддержавших доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, представителя Иркутской таможни Романовой Татьяны Александровны, представителя Иркутской таможни, Сибирского таможенного управления Дюбы Оксаны Егоровны, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Калашникова А.Б. обратилась в суд с иском к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности устранить нарушения.
Исковые требования мотивированы тем, что что истец состояла на учете для получения единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения с 2014 г. Согласно списку лиц, поставленных на учет для получения ЕСВ в 2021 г. она состояла под номером 1 с 2020 г. У истца нет в собственности жилых помещений, ей не представлялись жилые помещения на основании договора социального найма.
22 мая 2023 г. комиссия Иркутской таможни протоколом N приняла решение о снятии истца с учета для получения ЕСВ, указав в обоснование на выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ.
Истец полагает решение Комиссии незаконным, необоснованным и нарушающим ее и дочери конституционное право на жилище, поскольку представленными в Комиссию документами подтверждается, что К.А.И. является членом ее семьи, была вселена в квартиру мамы истца как член семьи, они зарегистрированы по одному адресу, дочь выехала для получения образования, до окончания обучения заключила трудовой контракт на 5 лет, отсутствие в России носит временный характер, имеет два гражданства, в собственности недвижимого имущества не имеет.
Калашникова А.Б. просила признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от 22 мая 2023 г. о ее снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Иркутскую таможню Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы обязанность восстановить ее в очереди на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения под номером 1.
Определением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 21 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Сибирское таможенное управление Федеральной таможенной службы.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2023 г. признано незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от 22 мая 2023 г. о снятии Калашниковой Анжелы Борисовны с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Иркутскую таможню Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы возложена обязанность восстановить Калашникову Анжелу Борисовну в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером 1 с составом 3 человека с 22 мая 2023 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 февраля 2024 г. решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2023 г. по данному гражданскому делу отменено.
Исковые требования Калашниковой Анжелы Борисовны к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным решения N от 22 мая 2023 г. о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить Калашникову Анжелу Борисовну в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером 1, оставлены без удовлетворения.
Представителем Калашниковой А.Б. - Скомаровской Н.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 февраля 2024 г. подана кассационная жалоба, дополнения к кассационной жалобе, в которых ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного, оставлении в силе решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2023 г.
Кассатор указывает на то, что К.А.И. не утратила статус члена семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес"; выезд и приобретение второго гражданства не является основанием для утраты статуса члена семьи собственника.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции не было учтено, что истцом были представлены все необходимые для постановки на учет документы, которые не предусматривали указание на членов семьи, выехавших в иное государство или имеющих второе гражданство; не применены нормы жилищного законодательства в части определения статуса члена семьи.
Также кассатор ссылается на то, что участие истца в приватизации не лишает ее права на получение ЕСВ, поскольку приватизация не является мерой социальной поддержки со стороны государства.
Иркутской таможней Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, Сибирским таможенным управлением Федеральной таможенной службы, представлены возражения относительно кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Калашниковой А.Б, ее представителя - Скомаровской Н.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавших доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, представителя Иркутской таможни Романовой Т.А, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, представителя Иркутской таможни, Сибирского таможенного управления Дюбы О.Е, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Калашникова А.Б. проходит службу в Иркутской таможне с 28 октября 2002 г. по настоящее время.
По состоянию на 30 мая 2014 г. истец имела специальное звание лейтенанта таможенной службы, стаж службы в календарном исчислении составлял 13 лет 1 месяц 3 дня. Была зарегистрирована с 9 февраля 2001 г. (и по настоящее время) по адресу: "адрес", общей площадью 44, 8 кв.м. Данная квартира принадлежит матери Калашниковой А.Б. - Б.Н.В. Вместе с истцом в квартире зарегистрированы: мать - Б.Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с 13 мая 1994 г, дочь К.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - с 4 сентября 2003 г.
29 августа 2014 г. решением Комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом, Калашникова А.Б. принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Иркутской таможне.
Основанием для постановки на учет истца послужило признание ее и дочери К.А.И. членами семьи собственника жилого помещения - матери Б.Н.В, и обеспечение площадью жилого помещения по адресу: "адрес", площадь 44, 8 кв.м, на одного члена семьи менее 15 кв. м. (44, 8 кв.м. /3 человека = 14, 93 кв.м.).
Решением Комиссии от 22 мая 2023 г, оформленным протоколом N, Калашникова А.Б. снята с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "г" пункта 15 Правил N 369. При этом комиссия исходила из того, что выявлены сведения, не соответствующие сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ, а именно дочь Калашниковой А.Б. К.А.И. утратила статус члена семьи собственника в связи с выездом в США, длительностью не проживания по месту регистрации в Российской Федерации (с 2008 г.), в связи с чем уровень обеспеченности площадью жилого помещения составляет 22, 4 кв. м. (44, 8 кв.м./2 человека - Калашникова А.Б. и ее мать Б.Н.В.), что является более 15 кв. м. на одного члена семьи. Следовательно, у Калашниковой А.Б. отсутствовало право постановки на учет для получения ЕСВ.
Из материалов дела следует и не оспаривалось истцом, что с 2008 г. дочь истца К.А.И. выехала в США, штат Флорида, по студенческой программе Work and Travel (Работа и путешествие), организованной языковым центром Биг Бен (Language Center Big Ben), где она проходила обучение, в 2009 г. К.А.И. переехала в штат Калифорния г. Лос-Анджелес для учебы. В 2010 г. она поступила в колледж, где обучалась в период с 2010 по 2011 гг. В 2013 г. она поступила на учебу в институт FIDM (Fashion institute of Design and Merchandising) - институт моды, дизайна и мерчендайзинга, который закончила в 2015 г. До окончания института в 2015 г. заключила договор на 5 лет с работодателем (LA "Studio"), где работает по настоящее время по направлению маркетинг и графический дизайн.
31 октября 2019 г. К.А.И. получила паспорт гражданина США, приезжала в Россию осенью 2021 г. (с 06 октября 2021 г. по 13 ноября 2021 г.), 15 октября 2021 г. получила российский паспорт, в ноябре 2021 г. вернулась в США.
Из учетного дела Калашниковой А.Б. следует, что 30 мая 2014 г. она обратилась к начальнику Иркутской таможни с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения для нее, зарегистрированной и проживающей по месту жительства: "адрес". В заявлении Калашникова А.Б. указала, что совместно с нею по месту жительства зарегистрированы и проживают: мать Б.Н.В, дочь К.А.И. Сведений об обучении и проживании дочери истца в США заявление не содержит.
Судом установлено, что Калашникова А.Б. только 10 февраля 2020 г. дала пояснения начальнику Иркутской таможни генерал-майору таможенной службы Р.Ю.В. по факту обучения, работы и проживания дочери К.А.И. в США с 2008 г, а также о получении ею 31 октября 2019 г. паспорта гражданина США.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан г. Усолье-Сибирское N от ДД.ММ.ГГГГ, Калашниковой А.Б, и К.А.И. передано в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно пояснениям истца, данным судебной коллегии в судебном заседании, квартира по данному адресу была ею приватизирована в 1994 г, впоследствии продана.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 2, 4, 5, 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апеля 2013 г..N369, разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г..N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходя из того, что состав семьи Калашниковой А.Б. включает 3 человека: истец Калашникова А.Б, (дочь) ее дочь К.А.И. (внучка), мать Б.Н.В, которые зарегистрированы и соответственно имеют право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", и на каждого члена семьи Калашниковой А.Б. приходится по 14, 93 кв. м. (44, 8 кв. м/3 чел.), что меньше установленной нормы 15 кв. м, следовательно, истец является нуждающимся в жилом помещении и правомерно была поставлена на учет для получения ЕСВ, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от 22 мая 2023 г..о снятии
Калашниковой А.Б. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является незаконным и исковые требования Калашниковой А.Б. подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав на неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Установив, что на момент постановки истца на учет для получения ЕСВ 29 августа 2014 г. дочь истца совместно с матерью и бабушкой по адресу: "адрес" не проживала, сведений о том, что ее выезд в США носил временный характер в материалы дела не представлено, кроме того, в 2019 г. ею получено гражданство США, на момент постановки на учет в 2014 г. Калашникова А.Б. об обучении своей дочери и проживании в США не сообщила, исходя из того, что ответчиком были выявлены сведения, не соответствующие данным, указанным в заявлении Калашниковой А.Б. и представленных ею документах, послуживших основанием для постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на 2014 г, что в силу пункта 15 "г" Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г, является основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2023 г. не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения, которым исковые требования Калашниковой А.Б. к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы подлежат оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и находит, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, верно применил законы, подлежащие применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря N283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно части 2 статьи 1 Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что К.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была вселена Б.Н.В. (бабушкой) в качестве члена семьи собственника жилого помещения, но не проживала постоянно по адресу: "адрес" на момент постановки на учет 29 августа 2014 г, о проживании дочери в США истец на момент постановки на учет не сообщила, что подтверждается содержанием заявления о постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что К.А.И. не утратила статус члена семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес"; выезд в иностранное государство и приобретение второго гражданства не является основанием для утраты статуса члена семьи собственника не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судом апелляционной инстанции были правильно учтены положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 30 и 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при определении нуждаемости истца в жилом помещении для предоставления единовременной социальной выплаты, указывающие на необходимость учета проживающих в жилом помещении лиц.
Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда при разрешении спора было правомерно учтено, что дочь истца - К.А.И. с 2008 г. проживает в США, на момент постановки истца на учет для получения ЕСВ 29 августа 2014 г. дочь истца совместно с матерью и бабушкой по адресу: "адрес" не проживала, сведений о том, что ее выезд в США носил временный характер в материалы дела не представлено, в 2019 г. К.А.И. получено гражданство США, а также то, что при постановке на учет истец о проживании ее дочери в США не сообщила.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов. В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Несогласие кассатора с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления, принятого по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе не установлено, в связи с чем принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу с учетом дополнений к кассационной жалобе представителя Калашниковой Анжелы Борисовны - Скомаровской Надежды Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.