Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2479/2023 (УИД 24RS0048-01-2022-009663-72) по иску Дольниковой Екатерины Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности
по кассационной жалобе Дольниковой Екатерины Ивановны на решение Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дольникова Екатерина Ивановна (далее - Дольникова Е.И, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю, ответчик) о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что с 1 апреля 1996 г. ей назначена пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности. При установлении пенсии работники пенсионного органа ее мнением о выборе формулы для исчисления пенсии не интересовались.
Истец полагает, что расчет пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ нарушает ее права, поскольку размер пенсии по пункту 4 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона превышает установленный ей пенсионным органом размер пенсии.
Дольникова Е.И, с учетом уточнения исковых требований, просила суд признать действия ответчика при определении размера пенсии незаконными, возложить на ответчика обязанность произвести расчет невыплаченной части пенсии с 1 января 2002 г. с учетом всех индексаций, взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченную часть пенсии.
Решением Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 20 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 января 2024 г. в удовлетворении исковых требований Дольниковой Е.И. к ОСФР по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности отказано.
Дольниковой Е.И. на решение Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 января 2024 г. подана кассационная жалоба, дополнительные пояснения, в которых ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятии нового решения по делу и удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, а также обязании пенсионного органа выплатить недоплаченную пенсию за период с 2002 г. по март 2024 г.
Кассатор приводит доводы аналогичные, указанным в исковом заявлении и ссылается на отсутствие возможности выбора способа определения расчетного размера трудовой пенсии при ее назначении. При этом истец полагает, что наиболее выгодным вариантом для определения размера трудовой пенсии является расчет по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По мнению кассатора судами при рассмотрении данного дела были приняты во внимание только расчеты и доводы стороны ответчика, в адрес истца возражения ответчика направлены не были, не был привлечен к участию в деле независимый эксперт, о вызове которого ходатайствовала сторона истца.
Также Дольникова Е.Н. полагает необходимым принять во внимание консультации специалиста, приведенные в средствах массовой информации, и имеющиеся в материалах дела.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Дольниковой Е.И. с 1 апреля 1996 г. в соответствии со статьей 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была назначена досрочная пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Размер пенсии истцу установлен в соответствии со статьями 84-86 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом исчисление трудового стажа осуществлялось согласно разделу VI Закона N340-1; состав заработка, применяемого для расчета пенсии, учитывался в соответствии с разделом VII Закона N 340-1.
Стаж педагогической деятельности на дату назначения пенсии составил 31 год 06 месяцев 20 дней, стажевый коэффициент составил 0, 61.
Истцом размер включенного стажа не оспаривается, требований о включении какого-либо неучтенного стажа не заявлено.
При определении размера пенсии к расчетному размеру пенсии начислялась компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 1996 г. размер составлял 90 000 рублей.
Среднемесячный заработок при расчетных требованиях за 24 месяца составил 518 843 рубля 75 копеек, с учетом индексов ? 758 879 рублей.
Максимальная величина расчетного размера трудовой пенсии (ограничение) вышла равной 331 362 рубля (63 250 рублей * 1, 2 (районный коэффициент) * 3 * 1, 06 (повышение за 6 лет работы сверх требуемого специального стажа) + 90000 (компенсационная выплата)), пенсия назначена в указанном размере.
Далее к пенсии истца применялась индексация 1 мая 1996 г, 1 октября 1997 г, 1 декабря 1997 г. 1 января 1998 г. произошла деноминация, пенсия истца стала составлять 423 рубля 28 копеек. Индексация пенсии производилась 1 мая 1999 г, 1 ноября 1999 г, 1 февраля 2000 г, 1 мая 2000 г, 1 ноября 2000 г.
Как указывает ответчик, по заявлению истца с 1 января 2001 г. произведен перевод с пенсии по выслуге лет на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Расчет пенсии истцу установлен в соответствии со статьями 16-18 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Далее истцу неоднократно производилась индексация размера пенсии 1 февраля 2001 г, 1 августа 2001 г.
По заявлению истца от 4 декабря 2001 г. N534 произведен перерасчет размера пенсии в связи с добавлением стажа 9 декабря 2000 г. - 3 декабря 2001 г, при стаже 37 лет 03 месяца 24 дня стажевый коэффициент составил 72%, размер пенсии 900 рублей 55 копеек.
С 1 января 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Дольниковой Е.И. размер пенсии был рассчитан в соответствии с новым пенсионным законодательством.
Судом установлено, что при расчете истцу пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации установлена в размере 1 671 рубль; стажевый коэффициент составил 72 % (0, 55 + 0, 17); отношение среднемесячного заработка принято к расчету по справке Саянского РОО за 2000-2001гг. и составило: ЗР/ЗП=2177, 41/1494, 50=1, 457, ограничение 1, 2. Таким образом, РП составил 1443, 74 (1671*1, 2*0, 72), в том числе 993 рубля 74 копейки - страховая часть, 450 рублей - базовая часть.
Также суд первой инстанции указал на то, что для расчета истцу пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Дольниковой Е.И. подлежит учету общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. в размере 37 лет 04 месяца 21 дней; размер среднемесячного заработка подлежит принятию к расчету по справке Саянского РОО за 2000-2001 гг. в размере 2 542 рубля 14 копеек, и с учетом ограничений, установленных статьей 30 вышеуказанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии составит 780 рублей 57 копеек (555, 96*1, 17*1, 2). С учетом компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная по состоянию на 31 декабря 2001 г. (с учетом районного коэффициента в месте проживания) РП составит 900 рублей 57 копеек, в том числе 450 рублей 57 копеек - страховая часть, 450 рублей - базовая часть.
С 1 февраля 2003 г. была произведена заявительная корректировка страховой части пенсии по страховым взносам, имеющимся на индивидуальном лицевом счете пенсионера, при ожидаемом периоде выплаты 138 месяцев, размер корректировки составил 58 рублей 89 копеек с учетом пересмотра трудовая пенсия по старости исчислена в размере 1766 рублей 19 копеек, в том числе базовая часть - 553 рубля 72 копейки, страховая часть - 1212 рублей 47 копеек.
С 1 марта 2004 г. была произведена заявительная корректировка страховой части пенсии по страховым взносам, имеющимся на индивидуальном лицевом счете пенсионера, при ожидаемом периоде выплаты 132 месяцев, размер корректировки составил 57 рублей 41 копейка, с учетом пересмотра трудовая пенсия по старости исчислена в размере 2129 рублей 89 копеек, в том числе базовая часть ? 598 рублей 02 копейки, страховая часть ? 1531 рубль 87 копеек. Неоднократно истцу производилась индексация размера пенсии.
Также судом установлено, что с 1 апреля 2005 г. была произведена заявительная корректировка страховой части пенсии по страховым взносам, имеющимся на индивидуальном лицевом счете пенсионера.
С 3 апреля 2005 г. произведен перерасчет размера пенсии истца с целью реализации Федерального закона от 21 марта 2005 г. N18-ФЗ "О средствах бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву".
Далее размер пенсии неоднократно индексировался, с 1 мая 2006 г, с 1 июня 2007 г, с 1 июля 2008 г. производилась заявительная корректировка страховой части пенсии по страховым взносам.
С 1 августа 2009 г. была произведена корректировка страховой части пенсии по страховым взносам.
С учетом общего трудового стажа истца до 1 января 1991 г. коэффициент валоризации составил 0, 36 (36%).
При перерасчете размер пенсии составил 8434 рубля 16 копеек, в том числе базовая часть 2562 рубля и страховая часть 5872 рубля 16 копеек.
Размер пенсии Дольниковой Е.И. на 31 декабря 2014 г. с учетом произведенных перерасчетов, корректировки по страховых взносам и проведенных индексаций составил 13099 рублей 47 рублей, в том числе фиксированный базовый размер 3910 рублей 34 копейки, страховая часть 9 189 рублей 13 копеек.
Из материалов дела следует, что с 1 января 2015 г. размер пенсии исчислен в сумме 13 124 рубля 12 копеек, в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии 3935 рублей, страховая пенсия по старости 9189 рублей 12 копеек.
С 1 августа 2016 г. произведен перерасчет размера страховой пенсии на 15 рублей 67 копеек.
Далее размер пенсии пересматривался в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента и индексацией фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что установленная ошибка в части не пересмотра размера пенсии по заявлению истца от 9 ноября 2017 г. с учетом периодов ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения устранена, в июне 2023 г. истцу выплачена недополученная часть пенсии.
Разрешая спор, установив, что размер страховой пенсии по старости установлен на основании имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение сведений о стаже, о заработке, страховых взносах, величине ИПК, сумме коэффициентов за нестраховые периоды, с учетом имеющегося у Дольниковой Е.И. стажа и максимального отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране 1, 2, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть по варианту наиболее выгодному для расчета размера трудовой пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент назначения пенсии истцу, пенсия устанавливается в размере 55% заработка (раздел VII Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 11 и 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1). При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 этого же Закона, увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
Статьей 17 названного Закона Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 5 мая 1994 г. N2-ФЗ, ) предусмотрено, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. В связи с внесением Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N122-ФЗ изменений, минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного Федеральным законом.
При этом Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N55-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации с 1 мая 1996 года", с 1 мая 1996 г. установлен минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, в сумме 69 575 рублей в месяц.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1), - трех с половиной размеров. Размер пенсии (часть 1 настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, стаж и средний заработок учитывается только до 1 января 2002 г. После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400- ФЗ установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
В соответствии с требованиями пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР/ ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Согласно абзацу 40 пункта 4 статьи 30 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N73-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 закона, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N884н).
Согласно пункту 48 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, проверив представленный сторонами расчеты размера пенсии истца, исходя из того, что впервые трудовая пенсия была назначена истцу на основании статьи 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 с 1 апреля 1996 г. в соответствии с положениями статей 17-18 указанного Закона Российской Федерации; в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Дольниковой Е.И. размер пенсии был рассчитан в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что является наиболее выгодным вариантом оценки пенсионных прав истца; расчет пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является менее выгодным, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания действий ответчика при определении размера пенсии незаконными, возложения на ответчика обязанности произвести расчет невыплаченной части пенсии с 1 января 2002 г. с учетом всех индексаций, взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченную часть пенсии.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано на неверное толкование истцом норм пенсионного законодательства при проведении расчета размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку положение пункта 3 статьи 30 указанного Федерального закона устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению; в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 г. и данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (абзац сороковой).
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что при назначении пенсии истцу выбран наиболее выгодный вариант расчета размера трудовой пенсии по старости. Применение при расчете пенсии положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ влечет уменьшение суммы выплаты, что является недопустимым, поскольку сводится к ущемлению пенсионных прав истца. На данное обстоятельство также указывает ответчик в ответе на обращение истца по вопросу перерасчета пенсии.
Указание кассатора на необходимость применения разъяснений, приведенных в средствах массовой информации (статьи "Диктует Север", "Коэффициент справедливости") выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку не свидетельствуют о правомерности применения к определению расчетного размера страховой пенсии истца положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы, что судом не назначена судебная экспертиза, не свидетельствует о незаконности оспариваемых судебных актов и не может повлечь их отмену. Вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статье 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. Так, в соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает экспертизу лишь в тех случаях, когда в процессе рассмотрения дела возникают вопросы, требующих специальных знаний. В рассматриваемом случае необходимость назначения экспертизы по делу отсутствовала, при разрешении настоящего спора совокупность исследованных судом доказательств позволила суду первой инстанции разрешить спор по существу.
В судебных заседаниях суда первой инстанции принимал участие представитель истца, который представлял возражения относительно доводов ответчика, в том числе расчетов размера пенсии; истцом представлялись пояснения и расчеты к заявленным исковым требованиям. Кроме того, из протоколов судебного заседания от 26 мая 2023 г. и 20 июня 2023 г. (л.д.83, 104-105) ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы стороной истца заявлено не было.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда. Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дольниковой Екатерины Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.