Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Андугановой О.С, судей Кожевниковой Л.П, Пальцева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2а-333/2023 (УИД: 22RS0022-01-2023-000410-78) по иску Зель Светланы Николаевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Зональному району" об оспаривании решения об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта, по кассационной жалобе Зель Светланы Николаевны на решение Зонального районного суда Алтайского края от 9 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зель Светлана Николаевна (далее - Зель С.Н, истец) обратилась в суд с административным иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Зональному району" (далее - КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району", ответчик) об оспаривании решения об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта.
В обоснование заявленных требований Зель С.Н. указала, что 14 июня 2023 г. она обратилась в КГКУ "Управление социальной зашиты населения по Зональному району" с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Межведомственной комиссией КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району" 26 июня 2023 г. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отказано в связи с тем, что размер среднедушевого дохода гражданина и его семьи превышает величину прожиточного минимума, так как вид применяемой Зель С.Н. упрощенной системы налогообложения "Доходы" со ставкой 6% от суммы всей выручки индивидуального предпринимателя, в связи с чем, при расчете дохода от индивидуальной предпринимательской деятельности учитывается весь доход без вычета расходов.
Зель С.Н. с данным отказом не согласилась, поскольку изложенные основания для отказа приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. N, не предусмотрены.
Истец предоставила в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району" "книгу учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей" с отражением, в том числе, расходов с подтверждающими расходы документами. Между тем, указанные документы не приняты.
Зель С.Н. просила суд признать незаконным и отменить решение межведомственной комиссии КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району" от 26 июня 2023 г. об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта.
Решением Зонального районного суда Алтайского края от 9 октября 2023 г. административные исковые требования Зель Светланы Николаевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Зональному району" об оспаривании решения от 26 июня 2023 г. об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта, оставлены без удовлетворения.
24 января 2024 г. судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда перешла к рассмотрению дела по апелляционной жалобе Зель Светланы Николаевны на решение Зонального районного суда Алтайского края от 9 октября 2023 года по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. решение Зонального районного суда Алтайского края от 9 октября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зель С.Н. просит об отмене решения Зонального районного суда Алтайского края от 9 октября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что с учетом разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 2016 г. N 03-11-10/44552 доходы от предпринимательской деятельности для получения предпринимателем мер социальной поддержки определяются как доходы за вычетом расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при этом предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения "доходы" вправе приложить и подтвердить свои расходы первичными учетными документами. С учетом положений действующего законодательства, истец полагает, что для определения права на получение мер социальной поддержки расчет доходов индивидуального предпринимателя следовало производить за вычетом расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.
Относительно доводов кассационной жалобы министром социальной защиты Алтайского края представлены письменные возражения, в которых просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Зель С.Н, представитель ответчика КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты Алтайского края, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Зель С.Н. с 27 марта 2023 г. состоит на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, N и с вышеуказанной даты до 1 июля 2023 г. применяла упрощенную систему налогообложения (доходы).
Из личного дела получателя социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности N на имя Зель Светланы Николаевны следует, что 14 июня 2023 г. Зель С.Н. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району" с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта.
КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району" произвело расчет среднедушевого дохода семьи Зель С.Н. за период с марта 2023 г. по май 2023 г, произведенным расчетом установлено, что среднедушевой доход семьи за вышеуказанный период составляет 97 703 рубля 35 коп, что превышает прожиточный минимум.
Решением межведомственной комиссии от 23 июня 2023 г, оформленном в протоколе N, Зель С.Н. отказано в оказании материальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по причине того, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае, о чем 26 июня 2023 г. Зель С.Н. был дан письменный ответ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", а также положениями Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, исходил из того, что при определении размера среднедушевого дохода семьи с целью назначения адресной государственной социальной помощи подлежат учету доходы каждого из членов семьи, расходы на осуществление предпринимательской деятельности не относятся к выплатам, подлежащим учету, в связи с чем, пришел к выводу о правомерности произведенного ответчиком расчета совокупного дохода Зель С.Н. и членов ее семьи, законности принятого решения об отказе в предоставлении адресной государственной социальной помощи.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. решение Зонального районного суда Алтайского края от 9 октября 2023 года оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть первая статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в действовавшей в спорный период редакции, порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. N утвержден Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о представлении материальной помощи.
Согласно подпункту 8 пункта 22 Порядка рассмотрения обращения малоимущих граждан и семей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. N430, (в редакции, действовавшей на момент обращения Зель С.Н. с заявлением) основаниями для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи является то, что размер среднедушевого дохода гражданина или его семьи превышает величину прожиточного минимума - в случае обращения за материальной помощью, указанной в подпунктах 1, 2 пункта 4 настоящего Порядка.
В силу пункта 3.5 Административного регламента предоставления государственной услуги "Рассмотрение обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи в денежной форме, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 11 декабря 2017 года N549, (в редакции, действовавшей на момент обращения Зель С.Н. с заявлением), основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении материальной помощи является то, что размер дохода гражданина или среднедушевого семьи превышает величину прожиточного минимума.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно пункту второму Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N512, в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
Вышеуказанный перечень является исчерпывающим.
Согласно подпункту "ж" п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином денежной и натуральной форме, в том числе, доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе, хозяйства без образования юридического лица.
В силу статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно статье 7 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, вопреки доводам жалобы, суды пришли к правильному выводу о том, что при определении размера среднедушевого дохода семьи принимаются во внимание только доходы каждого из членов семьи, при этом расходы на осуществление предпринимательской деятельности не отнесены к перечню выплат, которые подлежат учету при определении размера дохода.
В заявлении Зель С.Н, датированном 14 июня 2023 г. и представленном в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Зональному району", указано, что ее доход от предпринимательской деятельности составил за апрель 2023 года - 476 337 рублей 85 коп, за май 2023 года - 541 002 рубля 24 коп.
Как следует из налоговой декларации от 3 октября 2023 г. Зель С.Н, ее доход за 6 месяцев 2023 года составил 1 616 450 рублей, при этом, в представленной в налоговый орган декларации, при избранном виде налогообложения, графа "расходы" отсутствует.
При расчете среднедушевого дохода семьи Зель С.Н. ответчиком учтены выплаты, полученные членами семьи истца за отчетный период с 1 марта 2023 г. по 31 мая 2023 г, а именно: ежемесячного пособия на двух детей, заработная плата заявителя и его супруга, доход от предпринимательской деятельности в общей сумме - 390 813, 41, который превысил величину прожиточного минимума семьи на дату обращения - 54 636 руб.
Постановлением Правительства Алтайского края от 30 ноября 2022 г. N 452 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2023 год" с 1 января 2023 года установлена величина прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения - 12 794 рубля, для трудоспособного населения - 13 945 рублей, для пенсионеров - 12 065 рублей, для детей - 13 373 рубля.
Решением комиссии от 23 июня 2023 г. Зель С.Н. отказано в предоставлении материальной помощи, поскольку среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума (среднедушевой доход на дату обращения 14 июня 2023 г. составил 13 659 рублей, расчетная величина прожиточного минимума для семьи по социально-демографическим группам составила 12 719 рублей).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, что ответчиком верно произведен расчет среднедушевого дохода членов семьи истца, который превысил установленную законом величину прожиточного минимума, в связи с чем, не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
По смыслу вышеуказанных нормативных актов при определении размера среднедушевого дохода семьи принимаются во внимание доходы каждого из членов семьи. При этом в законе указан перечень выплат, которые не принимаются во внимание при определении размера дохода, к которым расходы на осуществление предпринимательской деятельности не отнесены.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая может осуществляться в качестве индивидуального предпринимателя (ст. ст.2, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом под прибылью понимается положительная разница между доходами и расходами.
По смыслу же положений Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от предпринимательской деятельности относятся все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы предусмотренные ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы жалобы о том, что при оценке доходов от предпринимательской деятельности должна учитываться указанная в заявлении сумма дохода, которая отражает доход за вычетом расходов, являются несостоятельными.
Само по себе то обстоятельство, что Зель С.Н. является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", не свидетельствует о том, что для определения размера среднедушевого дохода ее семьи должны приниматься к расчету расходы в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предлагаемый Зель С.Н. механизм расчета размера среднедушевого дохода семьи, согласно которому совокупный доход истца за расчетный период (3 месяца) подлежит уменьшению на общую сумму произведенных за данный период расходов от предпринимательской деятельности, не соответствует требованиям Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44- ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", а также постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
При этом судами обоснованно не приняты во внимание понесенные Зель С.Н. расходы от предпринимательской деятельности без их дополнительного подтверждения и учтено то обстоятельство, что ответчик не наделен правом проверки правильности определения расходов, на которые налогоплательщик уменьшает полученные доходы, являются ли данные расходы экономически оправданными и произведены ли они для осуществления деятельности, направленной на получение дохода от предпринимательской деятельности.
Следовательно, ответчиком, верно, исчислена сумма среднедушевого дохода семьи Зель С.Н, с учетом ее доходов от предпринимательской деятельности, без вычета расходов, исходя из вида налогообложения по упрощенной системе налогообложения (доходы).
Не имеют правового значения для разрешения настоящего спора ссылки в жалобе на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 2016 г. N 03-11-10/44552, поскольку указанный документ не является нормативно-правовым актом, содержат разъяснения, касающиеся определения расходов индивидуального предпринимателя в целях исчисления алиментов.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о правомерности произведенного ответчиком расчета совокупного дохода Зель С.Н. и членов ее семьи и о законности принятого решения об отказе в предоставлении адресной государственной социальной помощи.
Таким образом, принимая во внимание, что доводы заявителя кассационной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой и судом апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, влияли бы на законность принятых судебных постановлений, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зонального районного суда Алтайского края от 9 октября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зель Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.