Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, Судей Андугановой О.С, Пальцева Д.А, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2248/2023 (УИД: 24RS0033-01-2023-002055-39) по иску Д. к Д,, Д, о лишении права на выплату единовременного пособия и страховых сумм, по кассационной жалобе Д, на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 октября 2023 г. (с учетом определения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30 октября 2023 г. об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи Д, и его представителя Е, действующей на основании ордера от 17 мая 2024 г. N, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Д. (далее - Д, истец) обратилась в суд с иском к Д, (далее - Д,, ответчик), Д, (далее - Д,, ответчик) о лишении права на выплату единовременного пособия и страховых сумм.
В обоснование заявленных требований Д. указала, что является бабушкой Д,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего "данные изъяты" 29 августа 2023 г. Родителями Д, являются ответчики Д, и Д,, которые длительное время не исполняли своих родительских обязанностей по отношению к сыну.
С пяти лет обязанности по воспитанию и содержанию Д, она приняла на себя, фактически заменив внуку родителей.
С 2002 года и до смерти Д, родители не интересовались его жизнью, успехами, материальной помощи не оказывали, не поддерживали родственные и семейные связи. Внук никогда не проявлял желания встретиться с родителями и проживать с ними одной семьей.
В связи с тем, что фактически функции родителей по отношению к Д, выполняла только она, биологические родители самоустранились от воспитания и содержания своего ребенка, просила лишить Д, и Д, права на получение единовременного пособия и страховых сумм после смерти военнослужащего Д,, признать за Д. право на получение единовременного пособия и страховых сумм после смерти Д, Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 октября 2023 г. (с учетом определения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30 октября 2023 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 февраля 2024 г, исковые требования Д. удовлетворены.
Д,, Д, лишены права на получение единовременного пособия и страховых сумм после смерти военнослужащего Д,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего "данные изъяты" 29 августа 2023 года.
За Д, признано право на получение единовременного пособия и страховых сумм после смерти военнослужащего Д,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего при исполнении воинского долга 29 августа 2023 года.
В кассационной жалобе Д, просит об отмене решения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 октября 2023 г. (с учетом определения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30 октября 2023 г. об исправлении описки), апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 февраля 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Так, судом апелляционной инстанции незаконно отказано в приобщении к материалам дела новых доказательств, а именно, характеристик, распечаток телефонной переписки между Д, и Д,, документов, подтверждающих денежные переводы от жены Д, - К. на счет сына Д,, заявления о направлении посылки от Д, Д,, копии карты жены Д, - К. о расходовании денежных средств сыну Д, по месту обучения в г. Благовещенск, копий железнодорожных билетов на имя Д, в Благовещенск на выпускной сыну Д, Полагает, что указанные дополнительные доказательства и документы подтверждают факт осуществления заботы отца о "данные изъяты", его обучении и материальном благополучии. Также судом апелляционной инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей, которые знают семью заявителя, истца и погибшего сына.
Заявитель не согласен с выводами судов, что с 2015 по 2019 год - в период обучения сына в Благовещенском общевойсковом командном училище им. Рокоссовского, он как отец сыну не помогал финансово, не поддерживал с ним общение, не интересовался его жизнью, на каникулах когда он приезжал в г. Лесосибирск, проживал у истца и что истец это не оспаривал в суде. Напротив, все это время истец с сыном тесно общался, что доказывают выписки телефонов истца и его сына, банковские переводы, квитанции о посылках, ездил к нему в г. Благовещенск вместе с истцом на день принятия присяги и выпускной, снимал ему жилье в т. Благовещенске, но суд отказал ему в приобщении к делу этих доказательств. Истец с сыном полностью поддерживали телефонное общение до конца.
Также заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции, что Д,, Д, родительские обязанности по отношению своему сыну И, в том числе по его содержанию, материальному обеспечению, не выполняли, а следовательно, ответчики утратили право на выплату единовременного пособия и страховых сумм, после смерти военнослужащего Д,, погибшего "данные изъяты" 29 августа 2023 года.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что мать погибшего, участвуя при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции указала, что сын очень любил своих родителей и родители его, что отношения у них с сыном были хорошие. Судами не учтено и не дана оценка тому, что ответчики не были лишены родительских прав, исполнительного производства по взысканию алиментов никогда не было, никогда не привлекались ни к административной, ни к уголовной ответственности в связи с неисполнением родительских обязанностей, сын проживал с родителями до 5 лет и всю жизнь по договоренности между истцом и ответчиками, все выходные, каникулы, летний период сын проживал с родителями, которые полностью заботились о нем, в том числе и в период обучения в Благовещенском общевойсковом командном училище им. Рокоссовского. Заявитель считает, что имеет право на спорные выплаты.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Красноярского края представлены письменные возражения, в которых прокурор просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Д, ответчики Д,, Д,, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО "СОГАЗ", ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края", Военного комиссариата г. Лесосибирска и Мотыгинского района, сведений о причинах неявки суду не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В ходе рассмотрения дела судом кассационной инстанции представителем Д, - Е. заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в подтверждение факта оказания материальной помощи сыну, оказания духовной, нравственной и моральной поддержки, помощи в обучении, в приобщении которых к материалам дела судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отказано, поскольку в силу положений части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец Д. является бабушкой Д,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Родителями Д, являются ответчики Д, и Д,, брак между которыми прекращен 9 января 2019 г. на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия.
Как следует из искового заявления и установлено судами при рассмотрении настоящего дела, с пятилетнего возраста Д, проживал с бабушкой Д, которая занималась воспитанием ребенка, водила его в детский сад, затем в школу, присутствовала на родительских собраниях, материально обеспечивала ребенка.
В 2015 году И. поступил в Благовещенское общевойсковое командное училище им. Рокоссовского, которое окончил в 2019 году.
29 августа 2023 года, находясь "данные изъяты" Д,, проходивший службу в должности "данные изъяты" скончался.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что ответчики утратили право на выплату единовременного пособия и страховых сумм, после смерти сына, погибшего при исполнении "данные изъяты", поскольку в силу действующего законодательства Российской Федерации должны нести ответственность за воспитание и развитие ребенка, однако Д, и Д, родительские обязанности по отношению к своему сыну И, в том числе, по его содержанию, материальному обеспечению, не выполняли.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции апелляционным определением от 21 февраля 2024 года решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 октября 2023 г. (с учетом определения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30 октября 2023 г. об исправлении описки) оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Российская Федерация ? это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ).
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и(или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей (абзацы первый, третий, четвертый пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военно-служащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктами 2, 4 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы; а также лицо, признанное фактически воспитавшим и содержащим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Феде-рации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в" и "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N17-П, от 20 октября 2010 г. N18-П, от 17 мая 2011 г. N8-П, от 19 мая 2014 г. N15-П, от 17 июля 2014 г. N22-П, от 19 июля 2016 г. N16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, бабушкам, дедушкам, лицам, признанным фактически воспитывавшим и содержащим военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N22-П, от 19 июля 2016 г. N16-П).
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
Получение единовременных выплат, установленных данным Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98).
Пунктом 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу" в случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощрённого Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с Федеральными законами.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установили систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям, членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, бабушкам, дедушкам, лицам, признанным фактически воспитывавшим и содержащим военнослужащего, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители, бабушки, дедушки такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пре-делах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, не-обходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него со-держания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и за-конных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Положения приведенных норм материального права в их взаимосвязи с нормами специального законодательства, предусматривающими соответствующие выплаты членам семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены верно.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что несмотря на то, что ответчики не были лишены родительских прав в отношении своего биологического ребенка сына И, из материалов дела следует, что воспитанием и содержанием ребенка они не занимались, до совершеннолетия И. проживал с бабушкой, которая взяла на себя все обязанности родителей по отношению к ребенку.
Судами установлено и ответчиками не оспаривался тот факт, что с пятилетнего возраста Д, проживал с бабушкой Д, однако Д, указывал, что общался с сыном, помогал Д. в его содержании, вопрос о лишении его родительских прав никогда не ставился, алименты с него не взыскивались, к административной или уголовной ответственности в связи с неисполнением родительских обязанностей или злоупотреблением родительскими правами не привлекался.
Вместе с тем, из пояснений истца Д, а также письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судами установлено, что внук Д, стал с ней проживать, поскольку родители не осуществляли за ним должный уход, не заботились о его "данные изъяты". Д, с детства был подвержен "данные изъяты", в 2002 году ему установлено "данные изъяты". Для восстановления "данные изъяты", однако родители самоустранились от "данные изъяты" ребенка.
Из материалов дела следует, что Д, наблюдался в КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница", Детской поликлинике N с рождения, проживал с бабушкой Д. и на приемы всегда приходил в ее сопровождении.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются справкой "адрес" от 2 сентября 2023 г, из которой следует, что Д, проживал с бабушкой Д. с 1 сентября 2004г. до 2012 года по адресу: "адрес", с 2012 г. по 20 июня 2015 г. по адресу: "адрес". Воспитанием И. занималась бабушка, она систематически посещала родительские собрания, интересовалась достижениями внука, принимала участие во всех мероприятиях для родителей, поддерживала связь с классными руководителями. Также в материалы дела представлены похвальный лист и благодарственное письмо Д. за воспитание, от администрации "адрес".
Кроме того, в материалы дела представлены фотографии, на которых И. запечатлен в разное время своей жизни вместе с бабушкой Д, а также в деле имеются выписки по счету Д, из которых видно, что она регулярно переводила деньги на карту И, согласно представленным документам, расходы на похороны И. также несла бабушка.
Установленные по делу обстоятельства также подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей П, Ш, М.
При этом ответчиком Д, не представлено доказательств, подтверждающих исполнение им обязанностей по воспитанию и содержанию сына, характеристики с места работы таким подтверждением не являются, поскольку свидетельствуют об отношении Д, к труду, справка - характеристика от участкового об отсутствии жалоб соседей на образ жизни и поведение в быту также не свидетельствуют о наличии семейных отношений с ребенком.
Таким образом несмотря на то, что ответчики не были лишены родительских прав в отношении своего биологического ребенка сына И, из материалов дела следует, что воспитанием и содержанием ребенка они не занимались, до совершеннолетия Д, проживал с бабушкой, которая взяла на себя все обязанности родителей по отношению к ребенку. Указанные выводы ответчиками не опровергнуты. Вместе с тем, семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе, между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основными обязанностями родителей в семье являются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Вопреки доводам кассационной жалобы при разрешении спора суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применили положения приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях выплаты страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, выводы судов об отсутствии у Д, и Д, права на получение выплаты страховой суммы и единовременной выплаты и мер социальной поддержки в связи с гибелью в период прохождения военной службы сына Д, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы о надлежащем исполнении Д, и Д, своих родительских обязанностей, опровергаются установленными судами фактическими обстоятельствами, собранными по делу доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости. Доводы кассационной жалобы о несогласии с оценкой судами доказательств, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных постановлениях является полномочиями судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции незаконно отказано в приобщении к материалам дела новых доказательств и допросе свидетелей А, Б, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку указанные ходатайства в суде первой инстанции не заявлялись, доказательств невозможности по объективной причине предоставить такие доказательства в суд первой инстанции, не представлено.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 октября 2023 г. (с учетом определения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30 октября 2023 г. об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.