Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Андугановой О.С, судей Пальцева Д.А, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2301/2023 (УИД: 38RS0032-01-2023-001346-26) по иску Дубинской Оксаны Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании выплатить денежные средства в счет невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дубинская Оксана Сергеевна (далее - Дубинская О.С, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании выплатить денежные средства в счет невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований Дубинская О.С. указала, что 30 октября 2004 г. умер отец истца Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (далее - Д.). Мать Дубинской О.С. - Н. (далее - Н.) 20 ноября 2006 г. решением Изюмского городского районного суда Харьковской области лишена родительских прав. В 2015 году Дубинская О.С. переехала на постоянное место жительство из Украины в Российскую Федерацию, 22 июня 2016 г. получила гражданство Российской Федерации. Истец в период с 1 сентября 2015 г. по 30 июня 2018 г. проходила обучение по профессии "Повар - кондитер" по очной форме обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области "Усть-Ордынский аграрный техникум". За период обучения в указанном учреждении общий размер государственного пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, подлежащий выплате Дубинской О.С, составляет 241 644 руб. 72 коп. О приобретении права на получение государственного пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца истец не знала, в связи с чем, не обращалась в органы опеки и попечительства и пенсионный орган.
Дубинская О.С. просила суд признать ее приобретшей право получения государственного пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в период прохождения обучения в образовательной организации - Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области "Усть-Ордынский аграрный техникум" по очной форме обучения с 22 июня 2016 г. по 29 июня 2018 г.; обязать ответчика выплатить ей денежные средства в размере 241 644 руб. 72 коп. в счет невыплаченной пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца за период очной формы обучения в образовательной организации.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 25 сентября 2023 г. исковые требования Дубинской Оксаны Сергеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании выплатить денежные средства в счет невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 января 2024 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 сентября 2023 г. отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования Дубинской Оксаны Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, обязании выплатить денежные средства в счет невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца удовлетворены.
За Дубинской Оксаной Сергеевной признано право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца в период с 22 июня 2016 г. по 29 июня 2018 г.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность назначить и выплатить Дубинской Оксане Сергеевне социальную пенсию по потере кормильца за период с 22 июня 2016 г. по 29 июня 2018 г.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 января 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В частности, указывает, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установление пенсии производится по заявлению гражданина. В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия назначается с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
Удовлетворяя исковые требования Анцыгиной (Дубинской) Оксаны Сергеевны и возлагая на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обязанность назначить и выплатить Анцыгиной (Дубинской) Оксане Сергеевне социальную пенсию по случаю потери кормильца за период с 22 июня 2016г. (даты получения истцом гражданства Российской Федерации) по 29 июня 2018г. (дату окончания обучения по очной форме) суд апелляционной инстанции оставил без внимания тот факт, что заявление о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца Анцыгина (Дубинская) Оксана Сергеевна 22 июня 2016 г. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области не подавала. Анцыгина (Дубинская) Оксана Сергеевна с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца обращалась 27 сентября 2016 г. и 21 ноября 2016 г, по достижении 18-летнего возраста. Следовательно, не соблюден заявительный характер и не применены нормы статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым социальная пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
Так как Анцыгина (Дубинская) Оксана Сергеевна за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца обратилась после достижения ею возраста 18 лет, то обязательным условием является подтверждение факта нахождения на иждивении умершего кормильца. Данный факт не подтвержден. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Также судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что Анцыгина (Дубинская) Оксана Сергеевна не подтвердила юридически значимое обстоятельство - факт постоянного проживания в Российской Федерации, а имеет только регистрацию по месту пребывания.
Кроме того, суд оставил без внимания тот факт, что Анцыгина (Дубинская) Оксана Сергеевна не предоставила каких-либо сведений о том являлась ли она получателем пенсии по случаю потери кормильца на территории Украины, если имелась такая выплата, то была ли данная выплата прекращена в связи с переездом на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Дубинская О.С, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы заявителя кассационной жалобы и полагает апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 января 2024 года подлежащим отмене в части признания за Дубинской Оксаной Сергеевной права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца в период с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018 года и в части возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области назначить и выплатить Дубинской Оксане Сергеевне социальную пенсию по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по 29 июня 2018 года и в отмененной части дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Иркутский областной суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции были допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дубинская О.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Д. и Н..
Отец Дубинской О.С. - Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 30 октября 2004 года.
Мать Дубинской О.С. - Н. заочным решением Изюмского городского районного суда Харьковской области от 20 ноября 2006 г. лишена родительских прав в отношении своих детей Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дубинской Оксаны Сергеевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно решению суда с Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взысканы алименты в размере N части заработка на содержание сына В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Оксаны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу опекунского совета Изюмской районной государственной администрации.
С декабря 2007 года Дубинская О.С. была передана на воспитание и совместное проживание в приемную семью.
В 2014 году приемная семья, в которой находилась истец, переехала из Украины в Иркутскую область.
Распоряжением органа опеки и попечительства от 10 марта 2015 г. N несовершеннолетняя подопечная Дубинская О.С, проживающая по адресу: "адрес", была поставлена на учет в отделе по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан.
Распоряжением органа опеки и попечительства от 29 сентября 2015 г. N Дубинская О.С. поставлена на учет в отделе по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан как проживающая по адресу: "адрес".
В период с 28 ноября 2014 г. по 30 мая 2015 г. несовершеннолетняя Дубинская О.С. обучалась в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Иркутска "Средняя общеобразовательная школа N".
С 1 сентября 2015 г. по 30 июня 2018 г. Дубинская О.С. обучалась в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области "Усть-Ордынский аграрный техникум" по очной форме обучения.
22 июня 2016 г. Дубинская О.С. получила гражданство Российской Федерации.
26 июня 2016 г. Дубинской О.С. исполнилось 18 лет.
27 сентября 2016 г. и 21 ноября 2016 г. Дубинская О.С. обращалась в пенсионный орган с заявлениями о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом третьим пункта первого статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" за умершего 30 октября 2004 года отца Д.
Решениями ответчика от 28 сентября 2016 г. N и от 24 ноября 2016 г. N Дубинской О.С. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с отсутствием документа, подтверждающего ее постоянное проживание в Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку отец истца Дубинской О.С. - Д. умер 30 октября 2004 года, Дубинская О.С. не могла находиться после достижения ею совершеннолетнего возраста на его иждивении, и пришел к выводу об отсутствии у Дубинской О.С. права на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, не согласилась с выводами суда первой инстанции, установила, что истец с момента получения гражданства Российской Федерации (22 июня 2016 года) до 29 июня 2018 года имела право на получение социальной пенсии по потере кормильца, отказы пенсионного органа в 2016 году назначить ей такую пенсию являются незаконными, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда пришла к выводу, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене с вынесением нового решения о признании за Дубинской О.С. права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца в период с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018 года, обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области назначить и выплатить Дубинской О.С. социальную пенсию по потере кормильца за период с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции в части установления и подтверждения наличия у Дубинской О.С. права на назначение и получение ею социальной пенсии по потере кормильца, не может согласиться с выводами судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда в части признания за Дубинской Оксаной Сергеевной права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца в период с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018 года и в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обязанности назначить и выплатить Дубинской Оксане Сергеевне социальную пенсию по потере кормильца за период с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018 года в связи со следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации их заработка (дохода), утраченного в случае наступления инвалидности или потери кормильца, нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
В соответствии с подпунктом третьим пункта первого статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Согласно пункту третьему статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, указанным в подпункте 3 пункта первого настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" под нетрудоспособными гражданами понимаются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети - инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Как верно указала судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, предполагается и не требует доказательств иждивение детей умершего кормильца, достигших возраста 18 лет, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что на день смерти кормильца они не осуществляли работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 4.1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа пенсионного органа в назначении Дубинской О.С. пенсии по случаю потери кормильца в решениях ответчика от 28 сентября 2016 г. N и от 24 ноября 2016 г. N указано на отсутствие у Дубинской О.С. документа, подтверждающего постоянное ее проживание в Российской Федерации. В возражениях на исковые требования Дубинской О.С. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области указало на необходимость подтверждения факта постоянного проживания истца на территории Российской Федерации паспортом с отметкой о регистрации по месту жительства, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста, свидетельством о регистрации по месту жительства, выданным территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что регистрация по месту жительства или отсутствие регистрации не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В силу пункта второго статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 года N538н. (далее - Перечень, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 года N538н)
Согласно пункту второму указанного Перечня, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 года N538н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания гражданина) на территории Российской Федерации, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судами установлено, что при обращении в пенсионный орган истцом представлены документы о смерти ее отца, а также документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем. Кроме того, представлен паспорт гражданина Российской Федерации (гражданство Российской Федерации получено истцом в несовершеннолетнем возрасте) и копии свидетельств о регистрации по месту пребывания по адресу: "адрес" (с 4 июля 2016 г. по 28 декабря 2016 г.) и по адресу: "адрес", ком. 321 (с 15 ноября 2016 г. по 30 июня 2018 г.).
Кроме того, представленными в материалы дела доказательствами (документами об обучении истца в общеобразовательных учреждениях, учетным делом органа опеки и попечительства, свидетельствами о регистрации истца по месту пребывания) подтверждается факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации с 2014 года по настоящее время.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда пришла к правомерному выводу о том, что отсутствие регистрации по месту жительства истца при фактическом проживании истца на момент ее обращения в пенсионный орган за назначением пенсии по потере кормильца на территории Российской Федерации не может служить основанием для ограничения гражданина Российской Федерации в праве на получение пенсии по потере кормильца.
Согласно справке Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области "Усть-Ордынский аграрный техникум" Дубинская О.С. окончила полный курс обучения с получением среднего профессионального образования 29 июня 2018 г, следовательно, как верно установилсуд апелляционной инстанции, Дубинская О.С. имеет право на назначение ей социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании подпункта третьего пункта первого статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как ребенок, достигший возраста 18 лет, обучающийся по очной форме по основным образовательным программам в организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания им такого обучения, но не дольше, чем до достижения возраста 23 лет, потерявший одного или обоих родителей.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необоснованным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда в части указания на наличие у Дубинской О.С. права на получение социальной пенсии по потери кормильца за период с 22 июня 2016 г. (с даты получения гражданства Российской Федерации) по 29 июня 2018 года, поскольку указанные выводы в части указания даты, с которой пенсионный орган обязан назначить Дубинской О.С. социальную пенсию по случаю потери кормильца не мотивированы судом апелляционной инстанции.
Между тем, согласно пункту первому статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N216-ФЗ, действующей на дату обращения Дубинской О.С. в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по потере кормильца 29 сентября 2016 г. и 21 ноября 2016 г, установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту первому статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N216-ФЗ, действовавшей на день обращения Дубинской О.С. в пенсионный орган за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца 27 сентября 2016 г. и 21 ноября 2016 г, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт первый статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности за прошлое время - со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с подпунктом пятым пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери назначается на весь срок, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе, бессрочно.
Таким образом, с учетом анализа норм материального права, регулирующего порядок назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с доводом заявителя кассационной жалобы относительно того, что в 2016 году, на дату обращения Дубинской О.С. с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца действовал заявительный порядок назначения указанных пенсий, при этом согласно пункту первому статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N216-ФЗ, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в том числе пенсия по случаю потери кормильца, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней.
Как указывает пенсионный орган, Дубинская О.С. обращалась в пенсионный орган за назначением ей социальной пенсии по случаю потери кормильца 27 сентября 2016 года и 21 ноября 2016 года, в июне 2016 года Дубинская О.С. за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца не обращалась.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, указав на наличие у Дубинской О.С. права на получение социальной пенсии по потере кормильца с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018 года и обязав Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области с указанной даты (с 22 июня 2016года) произвести назначение и выплату Дубинской О.С. социальной пенсии по потере кормильца, не мотивировала указанное решение, не указала норму материального права, на основании которой суд апелляционной инстанции установилдату начала выплаты социальной пенсии по потере кормильца с 22 июня 2016 года.
На основании изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 января 2024 года подлежит отмене в части признания за Дубинской Оксаной Сергеевной права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца в период с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018 года и возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области назначить и выплатить Дубинской Оксане Сергеевне социальную пенсию по потере кормильца за период с 22 июня 2016 года по 29 июня 2018года с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в соответствующей части суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное в настоящем кассационном определении, определить с учетом действующего в спорный период законодательства дату, с которой Дубинской О.С. подлежит назначению и исчислению социальная пенсия по случаю потери кормильца, установить до какого времени производилось начисление и уплата указанной пенсии (в случае если уплата указанной пенсии производилась на территории Украины или Российской Федерации), определить сумму задолженности с учетом даты, с которой пенсионный орган обязан назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца, вынести судебное постановление с учетом правильного применения норм материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 января 2024 г. отменить в части признания за Дубинской Оксаной Сергеевной права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца в период с 22 июня 2016 г. по 29 июня 2018 г. и возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области назначить и выплатить Дубинской Оксане Сергеевне социальную пенсию по потере кормильца за период с 22 июня 2016 г. по 29 июня 2018 г, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Иркутский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 января 2024 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.