Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, Судей Андугановой О.С, Пальцева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-279/2023 (УИД: 22RS0007-01-2023-000370-23) по иску Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Белокурихе и Солонешенскому району" к Смольникову Роману Васильевичу о взыскании адресной социальной помощи, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Белокурихе и Солонешенскому району" на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 24 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 января 2024г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по г. Белокурихе и Солонешенскому району" (далее - КГКУ УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району, истец) обратилось в суд с иском к Смольникову Роману Васильевичу (далее - Смольников Р.В, ответчик) о взыскании адресной социальной помощи в размере 350 000 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что 5 апреля 2023 г. между истцом и ответчиком заключен социальный контракт N на предоставление адресной социальной помощи в виде единовременной выплаты на организацию собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности - покупку шерсточесальной машины N.
В соответствии с абзацем четвертым п. 2.2 социального контракта истец обязался осуществить денежную выплату с целью осуществления предпринимательской деятельности в размере 350 000 руб. Срок действия социального контракта установлен с 5 апреля 2023 г. по 4 октября 2023 г. (п. 3.1 социального контракта).
В целях исполнения программы социальной адаптации Смольников Р.В. 18 августа 2023 г. зарегистрировался в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Обращаясь с иском в суд, КГКУ УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району ссылалось на то, что ответчиком не в полной мере выполнены условия программы социальной адаптации, а именно, не представляются ежемесячные отчеты; нарушаются сроки выполнения программы социальной адаптации, сроки приобретения основных средств.
14 августа 2023 г. и 25 августа 2023 г. Смольникову Р.В. направлены уведомления с напоминанием о необходимости предоставить в Управление отчет о приобретенных основных средствах в рамках исполнения социального контракта. До настоящего времени подтверждающие документы истцу не предоставлены.
Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 24 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 января 2024 г, исковые требования Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Белокурихе и Солонешенскому району" к Смольникову Роману Васильевичу о взыскании адресной социальной помощи оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе КГКУ УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району просит об отмене решения Белокурихинского городского суда Алтайского края от 24 октября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 января 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком условий социального контракта, не предоставление ежемесячных отчетов, нарушение сроков выполнения программы социальной адаптации, отсутствие факта ведения предпринимательской деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации. Указывает, что ответчиком не представлены доказательства целевого расходования предоставленных истцом денежных средств в рамках социального контракта.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель КГКУ УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району, ответчик Смольников Р.В, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 2 марта 2023 г. Смольников Р.В. обратился в КГКУ УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, ссылаясь на то, что его семья состоит из четырех человек, включая супругу и двух несовершеннолетних детей, доход семьи составляет 83 874 руб, поэтому семья нуждается в повышении денежного дохода.
При этом, ответчиком представлен бизнес-план открытия производства по валянию шерсти и войлочных изделий. Стоимость проекта определена в размере 526 400 руб, из которых 176 400 руб. - его собственные средства и 350 000 руб. необходимая финансовая поддержка в целях приобретения шерсточесальной машины ШЧМ-11 Б-90 стоимостью 350 000 руб. Цель проекта - производство изделий из шерсти. Задачи - организация предприятия по переработке шерсти, изготовление изделий из шерсти (валенки, войлок, одеяла, сувениры и пр.) Производство организуется в форме самозанятого, рентабельность 1 год - 36, 87%.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению государственной социальной помощи на основании социального контракта от 5 апреля 2023 г. N усматривается, что комиссия решилапредоставить Смольникову Р.В. государственную социальную помощь на основании социального контракта ввиду следующего: на рассмотрение представлен Бизнес-план по производству валяния шерсти и войлочных изделий, согласованный с отделом по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Администрации г. Белокурихи и председателем Совета предпринимателей г. Белокурихи, в котором указаны наименования необходимого для работы оборудования. Также учтено, что семья заявителя полная, состоит из 4 человек, проживает по адресу, "адрес". Получает доход от производства "Валяние шерсти и войлочных изделий", имеет намерение развивать свое направление и расширить ассортимент.
6 апреля 2023 г. КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району" принято решение N о назначении Смольникову Р.В. материальной социальной помощи в размере 350 000 руб.
5 апреля 2023 г. между КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району" и Смольниковым Р.В. заключен социальный контракт N, по условиям которого, предметом оказания государственной социальной помощи является реализация мероприятий Заявителем (семьей заявителя) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренных программой социальной адаптации (неотъемлемая часть настоящего Контракта) (п. 1.1).
Пунктом 1.2. Контракта установлено, что конечным результатом с целью оценки эффективности реализации программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности Заявителя (семьи Заявителя) является регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
В силу пункта 2.2. Управление обязуется, в том числе, осуществлять денежную выплату с целью осуществления Заявителем предпринимательской деятельности в размере 350 000 руб. в период с 5 апреля 2023 г. по 4 октября 2023 г.
Заявитель, в свою очередь, в том числе, обязан ежемесячно предоставлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, возместить Управлению денежные средства, полученные неправомерно в течение 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в п. 3.4 Контракта (абзац 5 п. 2.4. социального контракта).
Срок действия социального контракта установлен с 5 апреля 2023 г. по 4 октября 2023 г, что следует из п. 3.1.
Пунктом 3.4. социального контракта предусмотрены следующие основания для его расторжения с Заявителем и возвращения денежных средств Управлению в полном объеме: предоставление неполной или недостоверной информации о составе и (или) доходах семьи заявителя; полное или частичное неисполнение программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин; нецелевое использование денежных средств, полученных заявителем в рамках социального контракта.
Перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, для досрочного расторжения социального контракта: потеря трудоспособности или тяжелая болезнь гражданина и (или) членов его семьи; лишение гражданина дееспособности (ограничение дееспособности); стихийные бедствия; переезд в другой регион (п. 3.5 социального контракта).
Перечисление денежных средств в сумме 350 000 руб. на счет Смольникова Р.В. подтверждено материалами дела.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Правилами предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2007 г. N 466, Порядком рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защита Алтайского края от 5 октября 2017 г. N 430, исходил из того, что постановка на учет ответчика Смольникова Р.В. в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и приобретение основных средств произведены до расторжения с ним в одностороннем порядке социального контракта, принимая во внимание целевое использование полученных денежных средств в объеме предоставленной выплаты, пришел к выводу об отсутствии факта уклонения ответчика от выполнения условий социального контракта и выполнении ответчиком целей программы по оказанию социальной помощи, в связи с чем признал, что основания для взыскания выплаченной социальной помощи отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда апелляционным определением от 23 января 2024 г. оставила без изменения решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 24 октября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в редакции действующей на дату заключения социального контракта).
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. NN 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Министерством труда и социальной защиты Алтайского края приказом от 5 октября 2017 г. N 430 утвержден Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи (далее по тексту - Порядок) (нормы приведены в редакции, действовавшей в период спорных отношений).
Указанный Порядок определяет условия и порядок предоставления материальной помощи в денежной форме (далее - "материальная помощь") малоимущим гражданам и семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также семьям, имеющим и воспитывающим 10 и более детей (пункт 1 Порядка).
Пунктом 3 Порядка установлено, что на предоставление материальной помощи имеют право граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, фактически проживающие на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания. Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.
Материальная помощь подразделяется на следующие виды: 1) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям; 2) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям на основании социального контракта. В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указанная материальная помощь направляется на оказание помощи: по поиску работы; по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства; по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования; 3) материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе: материальная помощь гражданам и семьям, пострадавшим от пожара: на приобретение предметов первой необходимости - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной на год обращения за материальной помощью, на семью; в связи с частичной утратой имущества - в размере двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной на год обращения за материальной помощью на семью; в связи с полной утратой имущества - в размере четырехкратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной на год обращения за материальной помощью, на семью; 4) материальная помощь семьям, имеющим и воспитывающим 10 и более детей, на основании социального контракта на улучшение жилищных условий (приобретение, строительство, реконструкцию или ремонт жилого помещения) (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка предоставление материальной помощи имеет заявительный характер.
Решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в ее оказании) принимается комиссией управления (абзац третий пункта 14 Порядка).
В пункте 20.1 Порядка (в редакции Приказа Минсоцзащиты Алтайского края от 28 июля 2020 г.N27/Пр/245) указано, что виды материальной помощи на основании социального контракта, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 настоящего Порядка: ежемесячная денежная выплата; единовременная денежная выплата.
Управлением осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 28 настоящего Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, управление прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов, а также досрочно расторгает с таким гражданином социальный контракт (пункт 26 Порядка в редакции Приказа Минсоцзащиты Алтайского края от 18 февраля 2021 г. N27/Пр/208).
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что срок действия социального контракта составляет от 3 месяцев до 1 года, в том числе по направлениям: поиск работы - срок действия социального контракта не может превышать 9 месяцев; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и ведение личного подсобного хозяйства - срок действия социального контракта не может превышать 1 года; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, - срок действия социального контракта не может превышать 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 28 Порядка перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, для досрочного расторжения социального контракта: потеря трудоспособности или тяжелая болезнь гражданина и (или) членов его семьи; лишение гражданина дееспособности (ограничение дееспособности); стихийные бедствия; переезд в другой регион. Основаниями для расторжения социального контракта с заявителем и возвращения денежных средств управлению в полном объеме являются случаи: предоставления неполной или недостоверной информации о составе и (или) доходах семьи заявителя; полного или частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин; нецелевого использования денежных средств, полученных заявителем в рамках социального контракта.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Требования истца основаны на невыполнении ответчиком условий программы социальной адаптации, а именно, непредставление ежемесячных отчетов; нарушение сроков выполнения программы социальной адаптации, сроков приобретения основных средств.
Как установлено судами в ходе рассмотрения дела, 18 августа 2023 г. Смольников Р.В. зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход, о чем истцу представлены сведения.
25 августа 2023 г. на основании договора купли-продажи, заключенного между ООО "Нива" и Смольниковым Р.В, приобретена шерсточесальная машина N, стоимость которой составила 350 000 руб. В подтверждение данной сделки представлены акт приема-передачи товара, подписанный сторонами и удостоверенный печатью продавца ООО "Нива", а также квитанция к приходному кассовому ордеру от 25 августа 2023 г. N, подписанная главным бухгалтером и кассиром ООО "Нива" о принятии от Смольникова Р.В. за шерсточесальную машину N оплаты в размере 350 000 руб.
2 ноября 2022 г. Смольниковым Р.В. и Белокурихинским потребительским обществом заключен договор аренды N нежилого помещения площадью N м, расположенного по адресу: "адрес", с целевым использованием - под складское помещение. Согласно пояснениям Смольникова Р.В, данным суду первой инстанции, складское помещение им арендовано в целях установки станка - шерсточесальной машины N, где она установлена в настоящее время.
Следовательно, Смольниковым Р.В. приобретено оборудование для осуществления предпринимательской деятельности, ответчик зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход, что свидетельствует о его заинтересованности в осуществлении деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", истцом не доказан факт недобросовестного поведения Смольникова Р.В. по использованию предоставленных ему в качестве социального пособия денежных средств, их нецелевого использования, в связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания выплаченных сумм по социальному контракту со Смольникова Р.В. в пользу истца.
Доказательств того, что сведения ответчика о приобретении оборудования на сумму 350 000 руб. не соответствуют действительности, истцом в суд не представлено. Само по себе несогласие с представленными в подтверждение сделки купли-продажи шерсточесальной машины документами, их критическая оценка истцом в отсутствие требований закона и контракта по оформлению сделки и подлежащих предоставлению истцу документов в её подтверждение не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств, полученных в качестве мер социальной помощи, а действия ответчика не могут быть квалифицированы как недобросовестные.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание совершенные Смольниковым Р.В. действия, после предоставления единовременной выплаты, направленные на исполнение программы, хотя и с нарушением сроков, а также целевое использование полученных денежных средств ответчиком в объеме предоставленной выплаты, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания со Смольникова Р.В. денежных средств в размере 350 000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Вопреки доводам кассационной жалобы доказательств нарушения Смольниковым Р.В. условий социального контракта в материалах дела не имеется, доказательств недобросовестности действий Смольникова Р.В, приведших к получению суммы материальной помощи, КГКУ УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району не представлено.
Доводы кассационной жалобы КГКУ УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов, являются его процессуальной позицией, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 24 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 января 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Белокурихе и Солонешенскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.